Moscow State Institute of Culture
graduate student
Russian Federation
Russian Federation
Article is devoted to problems of spiritual education of youth in extra temple activity of the Church connected with an educational mission of orthodox musical art. At a boundary of the 20–21st centuries we observe significant turn of the Russian culture to orthodox traditions. The course of state policy directed to effective cooperation with Russian Orthodox Church provided development of orthodox musical art in a number of the directions, including, in activity of Sunday schools, military patriotic clubs, festivals of orthodox art for children and young people and so forth. The author of the article, highlighting the advantages of various functions of orthodox musical creativity, emphasizes the importance of the study of ancient Russian songwriting: canonical and folk spiritual. This, for the most part, unused and unclaimed layer of Russian musical culture bears the main essential and semantic function of orthodox musical art: it is similar to sacred icons, demonstrates supermundane reality of the Kingdom. Without belittling the importance of song creativity of wide spiritual content, the author points to the advantages of teachers' orientation to the canonical direction, which in a musical form expresses the dogmas of the Church, revives the unique intonation fund of Russian musical and linguistic culture, retains a significant part of the genetic cultural memory.
Orthodox musical culture, non-temple activity of the Church, spiritual education of youth, old Russian songwriting, transcendent nature of activity.
Актуальность данной статьи заключается в малой степени разработанности темы свободы и ответственности в православном музыкальном искусстве в современном мире, а также темы влияния символического искусства и связанного с ним трансцендентного характера деятельности на внутренний мир личности. Проблема — незадействованность и невостребованность древнерусского церковного и народного духовного песнотворчества — уникальной части семантического поля русской культуры и связанная с этим проблема забвения понятия предназначения церковного искусства как свидетельства красоты Горнего мира. Методы — диалектический, структурный, сравнительный, метод историко-культурного анализа, метод актуализации (обозначающий культурное явление в контексте новой культурной парадигмы XXI в. и перспективы его развития), типологический (определяющий оригинальность музыкальной культуры XXI в. как явления нового типа). Применен базовый аксиологический подход с элементами экологического подхода к исследованию продуктов медиакультуры. Обсуждение результатов. Нынешний курс государственной политики, направленный на плодотворное сотрудничество с Русской православной церковью, открыл огромные перспективы для развития православного искусства, в частности, православного музыкального искусства. На сегодняшний день преподаватель музыкального вуза или колледжа, учитель музыки общеобразовательной школы, регент церковного хора или руководитель музыкальной секции воскресной школы имеют колоссальную свободу выбора музыкальных составляющих курса истории и теории русской духовной музыки, репертуара церковного или академического хора, разнообразной нотной литературы. Тем не менее вопрос выбора тех или иных приоритетов с каждым годом приобретает все большую актуальность в контексте новой культурной парадигмы XXI в. с ее технологическими достижениями, удобством и доступностью. Так, к примеру, перед
учителем музыки общеобразовательного учреждения для освещения темы «Христианство и музыка» стоит сложный выбор — отдать предпочтение прослушиванию образцов церковной музыки (например, жанру Блажен, отражающему Нагорную проповедь Спасителя) или фрагментам из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда», перед руководителем музыкальных занятий в воскресной школе — направить свои усилия на изучение и практическое исполнение православного канонического песнотворчества или ориентироваться на массовые песни так называемого широкого духовного содержания, перед регентом — выбрать служение по Октоиху или по новейшим нотным изданиям, включающим избранные сокращенные тексты Октоиха, перед чтецом — чтение на церковно-славянском языке или по русской транскрипции, перед настоятелем — выбор профессионального обучения звонаря или современной электронной колокольной установки.
1. Golovatenko V. (protoierey Vitaliy Golovatenko). Cerkov', iskusstvo i cerkovnoe iskusstvo [Tekst] / V. Golovatenko // Cerkov' i iskusstvo: materialy IX Vserossiyskih Znamenskih chteniy «Tradicionnye cennosti v usloviyah globalizacii» / Gl. red. M.L. Kosmovskaya. — Kursk: Izd-vo Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013. — S. 22–29.
2. Medushevskiy V.V. Intonaciya kak yazyk domostroitel'stva blagodati [Tekst] / V.V. Medushevskiy // Vestnik UPC № 61. Cerkov' i kul'tura / Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii «Pravoslavie i mir: ekklesiologiya — antropologiya — kul'tura» [Elektronnyy resurs]. — URL: http://pravoslavye.org.ua/2006/10/medushevskiy_vv_intonatsiya_kak_yazik_domostroitelstva_blagodati/ (data obrascheniya: 11.05.2017).
3. Olesova N.Yu. O Tebe penie moe (Ps. 70, 6). O sovremennyh problemah cerkovnogo peniya [Tekst] / N.Yu. Olesova // Duhovnyy sobesednik. — 2007. — № 2 [Elektronnyy resurs]. — URL: http://lektsii.net/2-56483.html (data obrascheniya: 07.06.2017).
4. Petrushin V.I. Psihologiya i pedagogika hudozhestvennogo tvorchestva [Tekst] / V.I. Petrushin. — 2-e izd. — M.: Akademicheskiy proekt; Gaudeamus, 2008. — 490 s.
5. Psevdo-Dionisiy Areopagit. O bozhestvennyh imenah [Tekst] // Istoriya estetiki. Pamyatniki mirovoy esteticheskoy mysli v 5 t. T. 1: Antichnost', Srednie veka, Vozrozhdenie / Otv. red. M.F. Ovsyannikov, M.A. Livshic. — M.: Izd-vo Akademii hudozhestv SSSR, 1962. — S. 334–335.
6. Tore West. Music and designed sound // The Routledge Hand book of Multimodal Analysis. Routledge, Taylos & Francis Croup (London and New York): Edited by Carey Jewitt, 2009. Pp. 284–293.