Abstract and keywords
Abstract (English):
This article examines the principle of power-sharing at various points in its history from the 13th century to the present day. The separation of powers is a complex limiter by which each branch acts independently, without interfering with the powers of the other; establishes mutual control, balance, balance in the relations of state bodies exercising legislative, executive and judicial power.

Keywords:
the principle of separation of powers, the Constitution of the Russian Federation, the executive, legislative and judicial powers
Text
Publication text (PDF): Read Download

 

В настоящее время знания о власти и границах ее применения необходимы каждому гражданину. Сверхдинамичное развитие общественных институтов и отношений требует владения не только определенными прикладными навыками, но и концептуальными представлениями о среде, в которой приходится существовать. Особенно часто такая необходимость появляется у политиков и юристов, часто сталкивающихся с разнообразными проявлениями власти, поэтому знание ее природы, сущности, структуры и форм проявления для них является профессионально необходимым.

Теория разделения властей зарождалась в определенных исторических и социальных условиях; в течение веков она подвергалась некоторым исправлениям, изменялась и дополнялась, исходя из политико-правовой реальности и обстановки в конкретных государствах.

Само по себе разделение властей, вот уже более двухсот лет практикуемое в демократических странах, − не самоцель и не панацея от пороков и недостатков государственного управления. Но это, как показал исторический опыт, все же лучшая из имеющихся конструкций. Россия, к сожалению, не использовала ее в предшествующие века и десятилетия − как при царях, так и в годы советской власти.

Термин «разделение властей» в его практическом понимании рассматривается как сложное сочетание независимости и взаимодействия трех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной), а в некоторых случаях − их переплетение. Существующая конструкция не исключает ни скоропреходящих, ни более длительных конфликтов, сопровождаемых компромиссами, уступками или же попытка не обеспечить преимущество одной из них в ущерб другой. Разделение властей на современном этапе − общепризнанный признак правового государства, основополагающий принцип организации и функционирования механизма правового государства. Он закреплен в ст. 10 Конституции РФ [1]. Для того, чтобы понять суть разделения властей, необходимо обратиться к истокам формирования этой выдающейся общедемократической идеи.

В литературе высказывается мнение, что идеи о разделении властей в основе своей разработаны в трудах Аристотеля, Платона, Эпикура и др., воплощены в судебной практике Античного мира, присутствуют в английской Великой хартии вольностей 1215 г. [7, c. 9]. Основоположниками классической теории разделения властей, в отличие от их предшественников, создано совершенно новое универсальное учение о разделении властей, которое получило и получает в законодательстве и практически мира. В , причинно и развитие , прежде , назвать , который в переходе к уровню и организованности.

В виде, предполагает в трех : , исполнительной и ; все три действуют и сдерживают с тем, чтобы ни из них не властью . современной властей в с возникновением - теорий в в 17- столетии. среди того философ , который в «О правлении» (1690) рассматривает три : , исполнительную и . Он дает этим и , в частности, что «не является и не абсолютно ... она представляет соединенную членов , тому или , которые ; она не может той власти, эти лица, они в естественном » [3, c. 6]. потому, что не может Д. Локк и о других − и судебной, законодательную . Однако − это еще не совсем властей в ее , ибо он приходит к , что власть, она законы, для всеми, , и все остальные из нее и подчинены ей. , по Д. Локку, законодательной и быть по ее и смещена [3, c. 87].

же теории по праву французский Ш.Л. . В его работе «О » (1748) вывод: «В есть три ; власть , исполнительная и гражданского ». Эта карает за и споры при лиц, ее можно властью. ее в ветвь представляет вклад Ш.Л. Монтескье в теории на законодательную, и судебную, благодаря обрела и . Формула Ш.Л. Монтескье в словах: «Все бы, в одном и том же или .... были три ; власть , власть в постановления и власть и тяжбы » [6, c. 117]. им направлена, , против , деспотизма. Ш.Л. , что необходим вещей, при власти бы сдерживать [5, c. 289]. Он три , отмечая, что в из них государь или законы или и исправляют или законы. В власти он или заключает мир, или послов, , предотвращает . В третьей он преступления и частных лиц [5, c. 290].

. , разделяя три , еще не к идее о их, , как и Д , власть , а «ограниченной по » [5, c. 292]. он все же дальше и еще один – должно не разделение , но и их сдерживание. По Ш.Л. , власть , она необходима для , удержать от и исполнительную . Что законодательной и , то они сдерживают . Исполнительная право ( в лице на решение , устанавливает его , распускает собрание власть законов , привлекает к за нарушение . Ш.Л. Монтескье , что законодательная не ограничивать , ее решения, она, по природе, уже и нет ограничивать ее еще раз [5, c. в самом воззрения Ш.Л. на нами .

идеи Ш.Л. проанализированы в французского , Ж.Ж. , выступившего с позиций . Важное в Руссо государственной . Он идею , которая жизненных , обосновывал на революционное антинародной . Руссо . Он уловил развития , в том буржуазной. отрицал и искусств в людей, но цену для классов. рассматривал как средство и исполнительной от , то Ж.Ж. Руссо представлял их , а также и обстоятельно аспекты «» , хотя и не выражения в труде «Об » (1762 г.) [8, c.220]. , что, когда точное составными или устранить , нарушающие эти , создают , которая не в организм, но его член в ; либо и народом, государством и , между одновременно, это .

Руссо из определил суда как свободы . Он о праве на в суд примененного к , о полномочиях обоснованность гражданина.

В сказать, что развил и Монтескье. В создана теории в современном . этих мыслителей в концепцию , называемую . классической властей в из приоритетных судебной осуществление за органами при осуществлении ими .

 Теория нашла и среди конца XIX − XX вв. российских , на различие и к рассматриваемому , из них сходилось в том, что должна , независимой от власти. Но, вместе, они должны государственную власть. политических и в России по- проблему и личности. РФ (гл. 2) государство права в объеме, рассматривая их в объекта и в том судебной .

разделение как принцип в жизнь 13- североамериканских и в США 1787 г. В США разделения дополнена − системой «сдержек и противовесов». Был высказан о взаимодействия ; подверглась триада ; мирно новая государственной и разделения . такого была тем, что, как А.А. Мишин, − « локковских о законодательной к непредвиденным ... в штатах в свои полномочия, во полностью не только , но и власть. , что легислатуры ... собственность, , взимали , приговоры, и пересматривали законы. , законодательные в ряде себя тиранам, и все запреты разделения » [4, c.12].

этому из «отцов-основателей» США в своих « о Вирджиния» , что « деспотизм - не та правления, ...при власть так разделена и несколькими , чтобы ни из них не выйти за законных , не эффективного и со стороны » [2, c.83]. «отцы-основатели» США , состоящий из , системными , которые , , носителями , и судебной «ветвей» . При этом мысль, что « » власти . Это «дерево» по США горизонтальное − указанными   «» и вертикальное − органами и в штатах.

«сдержек и противовесов» на трех основополагающих началах:

1. Все три власти источники формирования: а) законодательная власть − , из палаты и , которые штатов; б) исполнительная − Президент − косвенных − выборщиков, в очередь ; в) судебная − Суд − формируется и Сенатом.

2. полномочий; а) Конгресса на 2 ; б) Сенат 2 обновляется на ; в) Президент на 4 года; г) Суда и судьи на пожизненно.

3. властей; а) отклонять ; б) Сенат любые , Президентом на в государственный , и заключенные договоры; в) привлечь к в порядке и, в признания его , отстранить его от ; г) имеет в Конгрессе на , обеими ; д) Суд вправе как Конгресса, так и Президента.

разделения и в России еще не и дальнейшего . В отношениях это не полным; России . Так законодательная Федеральному . Президент , в эту не входящий, и Федеральные , указы и акты, в том и характера. Он осуществляет и , тесно с : назначение судей, осужденных. амнистию и высших .

власть в не только и наказывает , но и решения и властей при их РФ и законам, т.е. их . Примеры ветвей значительно умножить, обратиться к стран; они и не вызывают . переплетение и , так как выполняет  «сдержек и », опасное .

  трех − сложный и . Он в согласовании , а также в ветвей на друга. Как , так и власть на основе , принимаемых . власть не в отрыве, а в и на базе и , исходящих от исполнительной .

власть не двум материалы практики, но и «облагораживает» и деятельность, внимание на , да и нормы и , подлежащие . Но это все хорошо в . Но жизнь от конструкций. и властей либо , недопустимыми и подчинения.

Не на известных противостояния и в предшествующие . формы властей : однако заметные, но распространенные воздействия власти на . Говоря о из ветвей , не затронуть о (лоббизм − (. ) давление, при вопросов)). в лоббизм не признан, хотя в Государственной думе разработан соответствующий законопроект.

Теория разделения властей признана во всех более или менее демократических странах. На деле принцип разделения властей строго соблюдается только в условиях классической президентской республики (например, США).

Все три ветви власти нуждаются не только в разумном разделении и четком взаимодействии, но и в неотложном укреплении силы и авторитета, который может быть достигнут лишь неуклонным исполнением требований законов и своего служебного долга.

 

References

1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii. − Moskva, 2006.

2. Dzhefferson T. O demokratii. Sankt-Peterburg 1992. – 334 s.

3. Lokk D. Izbrannye filosofskie proizvedeniya. T.2. Moskva, 2006. – 532 s.

4. Mishin A.A. Princip razdeleniya vlastey v konstitucionnom mehanizme SShA. − Moskva, 1984. – 189 s.

5. Montesk'e Sh.L. Izbrannye proizvedeniya. − Moskva, 1955. – 800 s.

6. Montesk'e Sh.L. O duhe zakonov. Antologiya mirovoy pravovoy mysli. T.3 Moskva, 1999. – 596 s.

7. Petruhin I.L. Pravosudie: vremya reform. − Moskva, 1991. – 208 s.

8. Russo Zh.Zh. Ob obschestvennom dogovore: Traktaty. − Moskva, 2000. – 430 s.

Login or Create
* Forgot password?