EXPERIENCE IN FORMING SPIRITUAL AND MORAL VALUES AMONG CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE FPS OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describesexperience in forming spiritual and moral values among cadets and students of educational organizations of the FPS of Russia on the example of students studying at the Academy of the FPS of Russia. Analysis of scientific literature and research results show that not all employees of the penitentiary system have the necessary spiritual and moral qualities in their professional activities, which negatively affects the results of their work. For future specialists of the penal system, professional and value self-determination, which determines the level of spiritual and moral development, begins at the university, which is why the problem of forming spiritual and moral values of students is so significant. The main meaning of spiritual and moral education, according to the authors, is to assist in the personal ideological self-determination of cadets and students. The study of the most important spiritual values for students allowed us to adjust the main directions of educational work on the formation of spiritual and moral values: familiarizing students with the national cultural and historical heritage, civic values; self-realization from the standpoint of serving the Fatherland; organization of the system of Patriotic education; improving the psychological and pedagogical skills and authority of the teaching staff. Traditional and innovative forms and methods of educational work are offered both in practical classes and in extracurricular time: visiting museums, theaters, art exhibitions, holding lectures in a foreign language on the basis of the local History Museum; organizing an art festival, a linguistic Olympiad, an oratory competition “Crime and punishment”, holding creative evenings, meetings with interesting people. Practice shows that students who participate in a variety of pedagogically well-organized activities are distinguished by a qualitatively new attitude to others based on the value and significance of the other, they have a clear tendency to learn more deeply about moral norms, develop skills of behavior culture. The description of work experience may be of interest to teachers of educational organizations of the FPS of Russia, for those who work to improve the level of moral values formation among students.

Keywords:
duhovno-nravstvennye cennosti, kursanty, studenty, obrazovatel'nye organizacii Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy, personal ugolovno-ispolnitel'noy sistemy, sotrudniki
Text
Publication text (PDF): Read Download

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования [3]. Само по себе образование не свидетельствует о высоком уровне духовно-нравственного воспитания. «В нынешних университетах… изучают менеджмент, деловые игры, маркетинг, - пишет А. А. Корольков, - но не озабочены невежеством в собственной национальной культуре, в культуре духовной, нравственной» [4]. Формирование духовно-нравственных ценностей имеет целью не только сообщение определенной информации и выработку отдельных установок и навыков, но и преображение мировоззрения человека в целом. Развитие профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов уголовно-исполнительной системы (УИС) происходит в период обучения в ведомственном образовательном учреждении, где начинается профессионально ценностное самоопределение курсантов и студентов, от которого во многом зависит уровень их духовнонравственного развития. Проблеме духовно-нравственного воспитания обучающихся в образовательных организациях ФСИН России посвящены исследования современных педагогов и психологов (Г. И. Аксенова, С. И. Афанасьева, В. А. Беляева, Д. А. Донсков, А. М. Киселев, В. Н. Котляр, А. А. Кухтин, А. Г. Малышев, Н. А. Тюгаева). В них предлагаются трактовки понятий духовности и нравственности, рассматриваются морально-психологические качества курсантов в процессе их профессиональной подготовки в образовательных организациях [5], описан механизм практической деятельности по организации и реализации профессионально-нравственного воспитания курсантов [7]. Результаты опроса практических работников (анкетирование, беседы) показали, что не все сотрудники уголовно-исполнительной системы обладают соответствующим уровнем морально-психологической подготовленности [5, 7]. В силу разных причин работники органов, исполняющих уголовные наказания, сами нарушают установленные законодательством требования, что свидетельствует о недостаточном уровне сформированности духовно-нравственных ценностей, нравственного сознания. С целью определения наиболее важных духовно-нравственных ценностей для юристов, будущих специалистов УИС, среди курсантов и студентов 1-го курса Академии ФСИН России был проведен экспертный опрос, результаты которого позволили выявить иерархию духовно-нравственных ценностей. Представим ее в порядке убывания значимости данных ценностей для обучающихся: 1) семья, 2) здоровье, 3) справедливость, 4) личное достоинство, 5) честь, 6) самореализация, образование, любимая работа, 7) совесть, 8) моральная ответственность, 9) человеколюбие, 10) патриотизм, 11) материальные блага, финансовая стабильность, 12) вера в добро, 13) коммуникативные ценности, общение, 14) вера, религия, 15) престиж, известность, слава, 16) стремление к исполнению нравственного долга, 17) творчество. Таким образом, для курсантов и студентов на передний план выходят как семейные ценности (семья, здоровье), так и ценности духовно-нравственные (справедливость, личное достоинство, честь, совесть, человеколюбие). Обучающиеся согласовывают свою систему ценностей с критериями жизненного успеха, поэтому для них очень важно получение качественного образования, обретение любимой работы, возможность самореализации, материальное благополучие, финансовая стабильность. Вместе с тем для будущих специалистов, не имеющих опыта работы, опыта общения в трудовом коллективе, такие понятия, как коммуникативные ценности, стремление к исполнению нравственного долга, престиж, известность, слава, творчество, отходят на второй план. Представленные материалы исследования потребовали корректировки воспитательной работы, уточнения основных направлений формирования духовно-нравственных ценностей. Воспитательная работа по формированию духовно-нравственных ценностей осуществляется как на практических занятиях, так и во внеаудиторное время. Ее основными направлениями, как показывает анализ научной литературы и опыт практической работы с курсантами и студентами, являются: приобщение к отечественному культурноисторическому наследию, к гражданским ценностям; самореализация с позиций служения Отечеству; организация системы патриотического воспитания; повышение психологопедагогического мастерства и авторитета профессорско-преподавательского состава. Приобщение курсантов и студентов к отечественному культурно-историческому наследию включает в себя обращение к искусству, развитие художественно-образного мира обучающихся, приобщение к художественно-образной деятельности. Стали традиционными для курсантов и студентов посещения музеев, театров, художественных выставок, что предполагает серьезную подготовительную работу: обсуждение круга интересов обучающихся, предварительное изучение уровня подготовленности к восприятию произведений искусства, изучение исторических сведений, научной и научнопопулярной литературы. Один из самых известных художественных музеев страны - Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина, где представлены подлинные произведения отечественных и западноевропейских мастеров ХV-ХХ вв. Экскурсии по залам музея вызывают глубокий интерес к полотнам выдающихся русских художников В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова, И. К. Айвазовского, А. К. Саврасова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, произведениям итальянцев В. Катены, Ф. Гварди, малых голландцев Ф. Пейнаса, А. ван Остаде и Я. ван Гейзюма, французских мастеров С. Вуэ и Ф. де Шампеня; требуют дальнейшего обсуждения, обмена впечатлениями от увиденного и услышанного, способствуют духовному развитию и стремлению к саморазвитию обучающихся. В последние годы стали традиционными встречи курсантов и студентов с сотрудниками Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В целях воспитания у молодого поколения бережного и уважительного отношения к культурному наследию, стремления к освоению своей малой родины в музее Рязанского кремля реализуются программы, знакомящие посетителей с историей, археологией, архитектурой, природой, предметами материальной и духовной культуры. Среди них есть программы, позволяющие в рамках учебной деятельности особое внимание уделить проблеме нравственного воспитания. Это программы «Город», «Страна, государственное устройство страны», которые находят свое отражение в тематическом плане учебной дисциплины «Иностранный язык» по всем специальностям и направлениям подготовки. Именно в рамках дополнительного изучения данных тем на базе музея-заповедника проводятся ознакомительные экскурсии-лекции, в том числе на иностранном языке. Знакомство с музейными экспонатами, сопровождаемое комментариями ведущего экскурсовода, позволяет курсантам и студентам усваивать и воспринимать накопленный исторический опыт, расширять представления о родном городе, крае, Отечестве. Учась ориентироваться в культурном и историческом пространстве, обучающиеся постигают глубинный смысл культуры, ее сакральные ценности, что имеет особое значение для формирования ценностных ориентаций личности [1]. Важнейшей составляющей духовно-нравственного развития является приобщение обучающихся к гражданским ценностям, самореализация с позиций служения Отечеству. На базе кафедры иностранных языков Академии ФСИН России в рамках Международной недели творчества ежегодно проводится Фестиваль искусств, на котором курсанты и студенты разных национальностей представляют свои регионы. Участие в подобного рода мероприятиях помогает обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, способствует уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, позволяет раскрыть таланты обучающихся, cформировать навыки конструктивного общения, умения социального и профессионального взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий. Основой формирования духовно-нравственных ценностей является воспитание бережного отношения к родному языку. Лучшие образцы русской речи запечатлены в произведениях великих русских писателей, внесших огромный вклад в развитие русского литературного языка и его сохранение, защиту от тех, кто не имеет духовно-культурных связей с данной нацией, не составляет с ней единое целое. Богатым нравственным потенциалом обладают преподаваемые в Академии ФСИН России учебные дисциплины «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой коммуникации», «Русский язык в деловой документации», «Русский язык и деловое общение». Изучение их через развитие дара слова, бережное отношение к родному языку способствует личностному росту обучающихся, формированию национального самосознания. Вместе с тем преподаватели, работники библиотеки организуют мероприятия с курсантами и студентами во внеучебное время. На базе сектора художественной литературы библиотеки академии регулярно проводятся литературные часы, на которых рассматриваются духовно-нравственные проблемы: добра и зла, чести и бесчестия, добродетели и порока, греха и возмездия, преступления и наказания. Так, литературный час «Неотвратимость наказания на страницах русской и зарубежной классики» был посвящен правовой оценке действия главных героев художественных произведений русской и зарубежной классической литературы: «Цыганы» А. С. Пушкина, «Братья Карамазовы» Ф. М. Достоевского, «Американская трагедия» Т. Драйзера, «Отелло» У. Шекспира, «Божественная комедия» А. Данте. Рассмотрение вопросов, волнующих читателей во все времена, помогает лучше разобраться в проблемах современной молодежи, заставляет анализировать нравственные истоки и логику поведения сегодняшнего поколения. Следует отметить, что, получая специальное образование, обучающиеся испытывают потребность в углублении знаний по русскому и иностранным языкам. Особый интерес у курсантов и студентов образовательных организаций ФСИН России вызывает лингвистическая викторина «Береги язык, на котором говоришь, как мундир, который носишь!», целью которой является решение как лингводидактических, так и общеобразовательных и воспитательных задач по развитию общекультурных компетенций, повышение языковой культуры. Будущим специалистам УИС придется осуществлять профессиональную деятельность в особых условиях воздействия на их сознание субкультуры, в том числе воровского жаргона, традиций преступной среды. Обучающиеся должны иметь представление об особенностях этой субкультуры, но не перенимать ее, а уметь противопоставить ей свою профессиональную, возможно элитарную, культуру, в основе которой лежат достижения отечественной и мировой науки и культуры, знание норм современного русского литературного языка, владение иностранными языками. В рамках Международной недели творчества на кафедре иностранных языков был дан старт конкурсу ораторского мастерства по теме «Преступление и наказание», участие в котором требует серьезного размышления над вопросами, так или иначе связанными с воспитанием морально-нравственных ценностей. Творческое осмысление сложных тем («Осмысление преступления и наказания в художественной литературе», «Роль наказаний в современном мире», «Проблема противостояния молодежи криминальным угрозам»), подготовка к конкурсу и опыт выступления перед аудиторией способствуют формированию у курсантов и студентов навыков публичной речи, ведения дискуссии и полемики; переосмыслению значимости коммуникативных ценностей; развитию общечеловеческих и профессиональных компетенций. Практика показывает, что положительное влияние на восстановление подлинной иерархии духовно-нравственных ценностей оказывает религиозное образование. Русская православная церковь (РПЦ), Академия ФСИН России и Синодальный отдел РПЦ по тюремному служению регулярно организуют проведение конференций, позволяющих вести конструктивный диалог представителей органов государственной власти, религиозных организаций и научного сообщества с обсуждением широкого спектра вопросов взаимодействия Русской православной церкви и иных традиционных конфессий с системой исполнения наказаний в решении вопросов регулирования духовнонравственных взаимоотношений. Традиционные встречи со священнослужителями, на которых обсуждаются вопросы национальной и религиозной терпимости, противостояния религиозному и политическому экстремизму, сохранения духовных ценностей, готовят обучающихся к самостоятельной жизни, где необходимы умения различать реальные и мнимые ценности, оценивать действия людей с позиций нравственности. Исторические процессы свидетельствуют о том, что ни одно государство в мире не добивалось значительных социально-экономических успехов без решения проблемы, имеющей поистине стратегическое значение, - организации системы патриотического воспитания. Президент Российской Федерации В. В. Путин определяет патриотизм как чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. «Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» [6, с. 4]. Будущие специалисты УИС должны понимать важность поставленных перед государственной и пенитенциарной службами задач и собственную ответственность за их выполнение и, конечно, обладать важнейшими качествами гражданина - патриота России: исполнением обязанностей по отношению к Родине, своему народу, чувством долга, активной гражданской позицией. Преподаватели кафедры иностранных языков используют такие формы работы с обучающимися по патриотическому воспитанию, как: организация и посещение музея истории воздушно-десантных войск, Музея истории молодежного движения, в том числе экспозиции, посвященной 30-летию вывода Советских войск из Афганистана; творческие вечера, посвященные подвигу воинов-защитников в произведениях русской литературы и искусства, встречи с ветеранами, участие в конкурсе сочинений «Военный семейный альбом». Особый интерес вызывает посещение музея истории УИС и Академии ФСИН России, экспозиции которого дают представление о периодах развития отечественной уголовно-исполнительной системы с Древнерусского государства до наших дней; о видах, формах, целях наказаний; приспособлениях для отдельных видов наказаний. Обучающиеся испытывают чувство гордости за свой вуз, причастности к его истории. Проведение подобного рода мероприятий, как показывает практика, позволяет воспитывать у курсантов и студентов чувство патриотизма, ценностное отношение к отечественной культуре, прививать интерес к истории своей Родины. Нельзя забывать, что, помимо комплекса различных мероприятий, непосредственно направленных на формирование духовно-нравственных ценностей курсантов и студентов Академии ФСИН России, в учебном процессе происходит опосредованное воздействие на духовный мир обучающихся. Курсанты и студенты, не имея достаточно твердой сформированной системы ценностей в силу возрастных причин, подвержены влиянию со стороны более опытных людей, склонны к подражанию своим педагогам, поэтому одним из важнейших направлений развития духовно-нравственных ценностей является повышение психолого-педагогического мастерства и авторитета преподавателей и курсовых командиров. Анализ научной литературы, собственный педагогический опыт позволяют утверждать, что результативность духовно-нравственного воспитания во многом определяется гражданской позицией педагога, его жизненными приоритетами, нравственными убеждениями, моральными нормами и ценностями, отношением к своей профессии, к обучающимся, коллегам. Уважительное отношение к педагогу, желание следовать его примеру во многом зависят от степени его компетентности, умений выстраивать педагогически целесообразные взаимоотношения. Современный преподаватель должен знать специфику предстоящей деятельности будущих специалистов УИС, уметь адаптировать содержание дисциплины к рассмотрению важных, с точки зрения профессии, морально-нравственных ценностей, вопросов, разъяснять практическую значимость и необходимость новых знаний и требований, обладать большим духовно-нравственным потенциалом, высоким уровнем профессионализма, стремиться к духовному саморазвитию и самосовершенствованию, повышению уровня профессионального мастерства [2]. Воспитание духовно-нравственных ценностей требует комплексного подхода. Оно пронизывает все сферы социального взаимодействия обучающихся и обучающих. Необходимо создание такого социально открытого пространства, когда каждый педагог, командир, обучающийся разделяют духовно-нравственные ценности, стремятся к их усвоению и развитию в практической деятельности. Результаты бесед, опроса, анкетирования, проведенных в ходе работы, позволяют говорить о повышении уровня духовно-нравственного развития курсантов и студентов. Об этом свидетельствуют следующие характеристики: обучающиеся, участвующие в разнообразной педагогически грамотно организованной деятельности, отличаются качественно новым отношением к окружающим, основанным на ценности и значимости другого, у них появляется четкая тенденция к более глубокому освоению нравственных норм, вырабатываются навыки культуры поведения; более значимыми для них становятся служебный долг, стремление к исполнению нравственного долга, коммуникативные ценности. Таким образом, формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в образовательных организациях ФСИН России является одной из важнейших проблем, решение которой видится в приобщении обучающихся к отечественному культурноисторическому наследию, к гражданским ценностям; самореализации с позиций служения Отечеству; организации системы патриотического воспитания; повышении психологопедагогического мастерства и авторитета профессорско-преподавательского состава. Необходима организация педагогического процесса, предполагающая единство обучения и воспитания, направленная на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества обучающихся.
References

1. Andreeva G. B., Kashinceva I. L., Tyumeneva N. P. Inostrannyy i russkiy yazyki kak sredstvo formirovaniya obschekul'turnyh kompetenciy obuchayuschihsya v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah vysshego professional'nogo obrazovaniya FSIN Rossii : monografiya. Ryazan' : Akademiya FSIN Rossii, 2015. 132 s @@Andreeva, G. B., Kashintseva, I. L. & Tyumeneva, N. P. 2015, Foreign and Russian languages as a means of forming general cultural competencies of students in educational institutions of higher professional education of the FPS of Russia, Academy of the FPS of Russia, Ryazan.

2. Belyaeva V. A., Kuhtin A. A. Duhovno-nravstvennoe vospitanie lichnosti v shkole i vuze : monografiya. Ryazan' : Akademiya FSIN Rossii, 2007. 140 s @@Belyaeva, V. A. & Kukhtin, A. A. 2007, Spiritual and moral education of the individual at school and university, Academy of the FPS of Russia, Ryazan.

3. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M. : Prosveschenie, 2009. 26 s @@Danilyuk, A. Ya., Kondakov, A. M. & Tishkov, V. A. 2009, The concept of spiritual and moral development and education of a Russian citizen, Prosveshcheniye, Moscow.

4. Korol'kov A. A. Drama russkogo prosvescheniya. SPb., 2013. 332 s @@Korol’kov, A. A. 2013, Drama of the Russian enlightenment, Aletheia, St. Petersburg.

5. Malyshev A. G., Kiselev A. M., Donskov D. A. Formirovanie moral'no-psihologicheskih kachestv kursantov v processe ih professional'noy podgotovki v vuzah Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy : monografiya. M. : Prospekt ; Akademiya FSIN Rossii, 2017. 112 s @@Malyshev, A. G., Kiselev, A. M. & Donskov, D. A. 2017, Formation of moral and psychological qualities of cadets in the process of their professional training in higher education institutions of the Federal penitentiary service, Prospekt, Academy of the FPS of Russia, Moscow.

6. Putin V. V. Rossiya na rubezhe tysyacheletiya // Nezavisimaya gazeta. 1999. 30 dek. S. 4 @@Putin, V. V. 1999, ‘Russia at the turn of the Millennium’, Nezavisimaya Gazeta, December 30, p. 4.

7. Tyugaeva N. A., Kotlyar V. N., Afanas'eva S. I. Professional'no-nravstvennoe vospitanie kursantov i slushateley obrazovatel'nyh organizaciy FSIN Rossii : monografiya. M. : Prospekt, 2017. 197 s @@Tyugaeva, N. A., Kotlyar, V. N. & Afanas’eva, S. I. 2017, Professional and moral education of cadets and students in educational organizations of the Federal penitentiary service of Russia, Prospekt, Moscow.

Login or Create
* Forgot password?