Publication text
(PDF):
Read
Download
После 2011 г. в мире произошел скачок интеграции цифровизации и интернетизации. Это связано прежде всего с развитием новой индустриальной эпохи, основная цель которого совершенствование промышленного сектора и вывод его на принципиально новый уровень экономики. Однако не подвергается сомнению тот факт, что, развивая одну сферу отношений, подобный мировой инновационный проект не может не затрагивать общий уклад жизни общества и не влиять на него. Такую новую парадигму развития стран принято именовать термином «Индустрия 4.0». На примере Сингапура исследуем опыт реализации концепции и внедрения современных цифровых технологий в судопроизводство, где активно и успешно получает свое развитие электронная форма рассмотрения гражданских дел. Отчасти уделим внимание и истории возникновения данного института. Очевидно, что процесс развития человечества не стоит на месте и в последнее время достаточно интенсивно набирает свои обороты. С развитием информатизации общества совершенствуется и современная судебная система [1, с. 145]. Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2013-2024 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 406, для повышения эффективности политико-правовых институтов и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации предусмотрена необходимость решения некоторых проблем, среди которых и реализация мероприятий по созданию мобильного правосудия, электронного правосудия. Можно утверждать, что именно с этого времени в нашей стране начинается отсчет активного внедрения в практику гражданского судопроизводства онлайн-правосудия. В тот же период этот институт набирает интенсивный оборот и в Китайской Народной Республике (КНР). Хотелось бы сделать акцент именно на слове «интенсивной», поскольку в стране не осталось сферы жизни общества, в которую не интегрировали бы современные цифровые технологии. С 2013 г. в КНР реализуется амбициозная стратегия верховенства права в киберпространстве [5]. С этого времени происходит становление Китая как интернет-державы, в том числе с помощью претворения в жизнь концепции «Интернет +». Необходимо учитывать и тот факт, что Китаю принадлежит практически недосягаемый успех в цифровизации производственной, экономической, социальной, культурной, правовой и иных сфер. Несмотря на относительно недавнее появление электронного правосудия в КНР, можно смело говорить об уникальном опыте углубленной интеграции современных интернет-технологий в судебный процесс КНР, что подтверждается активным продвижением онлайн-подачи исков, регистрацией и заведением дел, а также открытостью доступа для совершения этих действий даже иностранными сторонами. Реализовать право подачи иска иностранному истцу можно с помощью мобильного приложения WeChat, располагающегося, правда, только на китайской мобильной социальной платформе. После создания учетной записи и регистрации в приложении сервис станет доступным. WeChat, или, как его еще называют мобильный мини-суд, доступен пользователям не только смартфонов, но и персональных компьютеров. Установка данного приложения на компьютер позволит облегчить пользователю загрузку необходимых для дела документов. Однако существуют определенные трудности для пользователя, который сталкивается с WeChat впервые. Придется набраться терпения и уделить немного времени подготовительным мероприятиям. Так, иностранному истцу для начала необходимо отправить в суд, принимающий дело, удостоверенные нотариально документы для внесения его сведений в электронную систему. Только после этого в приложении можно будет регистрироваться и создавать учетную запись. Есть еще одна особенность такого мобильного суда: сетевое судебное разбирательство в основном подходит для споров, связанных с Интернетом, поскольку большая часть доказательств по этим делам представлена в электронной форме [3]. В 2015 г. Верховный народный суд провинции Чжэцзян создал пилотный интернет-суд электронной коммерции. Первыми в таком формате онлайн-судопроизводства рассматривались споры об онлайн-платежах, о нарушении авторских прав в Интернете, об интернет-транзакциях. В 2017 г. в Ханчжоу официально был утвержден первый интернет-суд. В 2018 г. интернет-суды появились также в Пекине и Гуанчжоу. В настоящее время насчитывается более 11 типов дел, рассматриваемых этими судами. Среди них споры о нарушении кредитных договоров, оформленных через интернет-сервисы; о правах на доменные имена в Интернете; о нарушении общественных интересов, инициированные органами прокуратуры КНР и др. Для обозначения временных рамок рассмотрения гражданского дела отметим, что в среднем онлайн-слушание занимает 45 минут, а для завершения дела требуется примерно 38 дней, что существенно экономит время участников процесса и положительно сказывается на репутации этих судов. По состоянию на 30 апреля 2020 г. через сеть открытых судебных слушаний КНР было транслировано онлайн более 6,9 млн судебных процессов, а количество посещений страницы превысило 23,6 млрд кликов. Это, безусловно, говорит об интересе к судебной системе со стороны обывателей. Кроме того, такая открытость и гласность формирует у граждан уважительное и доверительное отношение к суду [5]. Анализируя и исследуя онлайн-правосудие КНР, следует отметить и феномен умного суда, основанного на интеграции искусственного интеллекта в судопроизводство. Суть заключается в том, что система самостоятельно анализирует немалый объем представленной ей информации и с учетом всех обстоятельств дела дает судье необходимые рекомендации. Китай с 2014 г. занимается изучением этого вопроса и достаточно успешно. Так, в период с 2014 по 2021 год в сеть были выгружены миллионы судебных дел, которые использовались для «повышения квалификации» искусственного интеллекта. В декабре 2020 г. в Китае прошел конкурс, на котором 16 правоведов соревновались с искусственным интеллектом в анализе юридических контрактов одной из самых сложных и утомительных разновидностей дел в судебной практике. В результате машина изучила пять документов за одну минуту и нашла в документах больше рискованных моментов, чем люди, которые потратили на эти же цели 30 минут [2]. Планируется, что в перспективе умный суд станет выносить решения без участия человеческого фактора. Ожидается, что это поможет контролировать судей, упростит судебные процедуры и повысит доверие к судопроизводству. На сегодняшний день в некоторых судах КНР искусственный интеллект заменил собой живую рабочую силу людей, взяв на себя функции по расшифровке аудиозаписей судебных заседаний, предоставлению доказательств в цифровом виде, поиску нужных страниц, ссылок в документах и нормах правоприменительной практики с учетом особенностей решений суда по аналогичным и похожим делам, автоматическому исправлению выявленных ошибок и др. Крайнюю заинтересованность вызывает влияние COVID-19 на китайское судопроизводство. Несмотря на то что в стране были введены беспрецедентные карантинные меры по профилактике и борьбе с угрозой распространения коронавируса, однозначно нельзя говорить о том, что новая инфекция застала органы юстиции, прокуратуры и суда врасплох. Роль онлайн-судопроизводства в стране укрепилась и набрала новые обороты, в том числе и за счет разработки плана деятельности судов в условиях эпидемиологической угрозы для населения страны. Была также выработана программа, в которой закреплена обязанность судов всех уровней продвигать онлайн-судопроизводство. С учетом всех выявленных особенностей развития электронного правосудия в КНР можно отметить новый этап развития и совершенствования мировой системы судопроизводства. Китай является наглядным примером сочетания современных технических достижений человечества и традиционных правил судопроизводства в целом. Исследование опыта института электронного правосудия республики Сингапур целесообразно начать с конца 1980-х - начала 1990-х гг. Именно в то время судебная система страны находилась в страшном упадке. Громадное количество судебных дел оставалось без движения по пять, десять и более лет. К 1996 г. для оптимизации и решения сложившейся проблемы начинается внедрение информационно-коммуникативных технологий в систему правосудия. В 1997 г. свое развитие получает электронная система подачи и выдачи документов. За три последующих года дистанционные взаимоотношения участников процесса и органов суда активно развивались и были признаны успешными, поэтому в дальнейшем электронная форма подачи документов стала носить обязательный характер. Обратим внимание на то, что Сингапур в свое время был одной из самых первых стран, которые начали развивать электронное правосудие [4], и одним из первых, кто применил режим видеоконференцсвязи (ВКС) в гражданском процессе. Так, уже в 1995 г. начал функционировать суд, в здании которого были размещены самые передовые технологии, существовавшие на тот период, в том числе аудиовизуальные средства и система цифровой записи. Внедряя тот или иной продукт или разработку на любом уровне, необходимо понимать, насколько она будет доступна нуждающейся категории граждан. Так получилось и в Сингапуре. После внедрения электронной формы правосудия оказалось, что таким сервисом может воспользоваться далеко не любой желающий, напомним, при условии императивного характера подачи документов в суд посредством электронный формы взаимодействия. Однако законодатель сумел решить эту проблему путем функционирования специального сервисного бюро, сотрудники которого оказывают и по сей день всю необходимую помощь. В начале 2000 г. в Сингапуре был полностью автоматизирован первичный прием поступающих в суд документов. Система проверяла корреспонденцию на предмет соответствия минимальным требованиям, в том числе и на предмет спора, и сама распределяла дело конкретному судье, что, конечно, экономило время, снижало трудозатраты и исключало человеческую ошибку, то есть значительно, с минимальными потерями ускоряло делопроизводство в каждом конкретном случае. С появлением подобных современных технологий, которой и стала в свое время Electronic Filing System, правосудие стало доступным, открытым и актуальным. Не выходя из дома, любой заинтересованный сингапурец (будь то сторона процесса, адвокат или представитель по делу) в произвольный момент вправе получить объективное представление о ходе рассмотрения судебного дела. Одновременно нивелирован человеческий фактор со стороны сотрудников суда [6]. Особым положительным моментом онлайн-правосудия в республике Сингапур является проверка соблюдения процессуальных сроков сторонами в автоматическом режиме, что снижает до минимума время и трудозатраты судьи и других работников органов суда. В пандемийный период электронная система Сингапура не столкнулась с особыми трудностями, а, наоборот, только укрепилась. Так, возросло количество и расширился перечень категорий дел, по которым применяется режим ВКС. По общему мнению, слушания в дистанционном формате удобны, эффективны по экономии времени, поскольку церемониальные действия отсутствуют, и предоставляют доступ к правосудию большему количеству возможных участников. Более того, этот подход не ограничивает место нахождения сторон и позволяет участвовать в судебном процессе, находясь за границей [6]. Следует отметить, что в целом судебная система республики Сингапур является одной из самых высокотехнологичных в мире и более чем двадцатипятилетний опыт применения электронных и цифровых технологий это только подтверждает. После проведенного всестороннего анализа и исследования зарубежного опыта онлайн-правосудия возникает логичный вопрос: возможно ли перенять такой положительный опыт в нашем государстве? Полагаем, что ответ может быть положительным, но только с учетом особенностей отечественной правовой системы и применяемых электронных и цифровых технологий в российском гражданском судопроизводстве.