Статья представляет собой результат исследования «Маркетинговая, организационная и эко- номическая оценка туристских ресурсов Клинского муниципального района», которое было реали- зовано творческим коллективом Российского государственного университета туризма и сервиса в 2015 г. Среди основных исследовательских направлений были обозначены: количественная оцен- ка туристского потока на объектах Клинского муниципального района; качественная оценка туристского потока на объектах Клинского муниципального района; оценка возможности и це- лесообразности использования ресурсов Клинского муниципального района различного типа, при разработке стратегии развития туризма, формировании туристских продуктов и программ, нивелирующих эффект сезонности, а также стимулирующих предпринимательскую инициативу и формирующих уникальное ценностное предложение для потребителей; оценка рисков и выявле- ние стратегических выгод перспективного туристско-рекреационного освоения Клинского му- ниципального района. В статье автор интерпретирует исследовательские материалы в части характеристики целевых групп потребителей туристских продуктов Клинского муниципального района, особенностей их потребительского поведения и предпочтений в сфере туризма. Основ- ными исследовательскими методами выступали маршрутная разведка, аудит и паспортизация туристских и информационных ресурсов муниципального района, анкетирование реальных по- требителей туристских услуг, кейс-интервьюирование уполномоченных представителей якор- ных объектов туристской привлекательности Клинского муниципального района. Для изучения мнений реальных потребителей туристских услуг используется метод анкетирования по месту туристско-экскурсионного обслуживания, выборочная совокупность формируется методом ос- новного массива, что предполагает вовлечение в исследование всего входящего потока посети- телей туристского объекта в определенный период, в данном случае в часы работы объектов посещения и показа.
анкетирование, интервьюирование, туристский продукт и услуги, спрос, целевые группы потребителей, потребительское поведение, потребительские предпочтения
1. Афанасьев О.Е., Вапнярская О.И., Глинкина Е.В., Кривошеева Т.М., Минаев В.А., Платонова Н.А., Погребова Е.С., Саранча М.А., Цыщук Е.А. Научное обоснование приоритетных направлений, оптимальной структуры и механизмов развития туристского комплекса Клинского муниципального района Московской области // Отчет о НИР № 1/к от 06.02.2015 (Управление по делам культуры и искусства Администрации Клинского муниципального района).
2. Вапнярская О.И., Платонова Н.А., Кривошеева Т.М. Проблемы продвижения туристского продукта Ярославской области // Практический маркетинг. 2014. № 7 (209). С. 18–28.
3. Вапнярская О.И., Харитонова Т.В., Кривошеева Т.М. Тенденции в практике менеджмента туристской дестинации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Научный журнал. Т. 9. 2015. № 1. С. 21–28.
4. Зевеке О.Ю., Тырина Т.Г., Кожаев Ю.П. Методологические аспекты формирования целевой аудитории в исследованиях комплексов сельского туризма // Фундаментальные исследования. 2015. № 8–1. С. 183–188.
5. Кривошеева Т.М. Организационно-качественные параметры регионального рынка туризма (на примере Ярославской области) // Сервис в России и за рубежом. Электронный научный журнал. 2014. № 8 (55). URL http://old.rguts.ru/electronic_journal/number55/contents (дата обращения: 16.01.2015).
6. Кривошеева Т.М. Туристские дестинации: вопросы формирования маркетинговых стратегий // Сервис в России и за рубежом. Электронный научный журнал. 2014. № 6 (53). URL: http://old.rguts.ru/ electronic_journal/number53/contents (дата обращения: 16.01.2015).
7. Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Построение рейтинга туристской привлекательности субъектов Российской Федерации как инструмент дифференциации развития туризма // Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме. Сборник научных трудов конференции. Национальный исследовательский Томский политехнический университет. 2012. С. 108–111.