ТУРИСТСКИЕ КЛАСТЕРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Применение кластерного подхода в туриндустрии в условиях переходной экономики является весьма актуальным и связано с целым рядом особенностей данной отрасли. В статье раскрывается понятие и специфические черты регионального туристского кластера, прослеживается генезис данного понятия, а также определены объективные предпосылки для возникновения кластера и составляющие его элементы, выделены этапы кластерообразования, а также рассмотрены перспективы развития. Автором обоснована необходимость применения кластерного подхода в туризме и формирования туристских кластеров регионального уровня, выполняющих социально-экономические, природно-экологические и рекреационно-хозяйственные функции на территориях субъектов Российской Федерации. В качестве объекта исследования рассматривается формирующийся региональный туристско-рекреационный кластер Белгородской области. С учётом оценки имеющегося потенциала, уровня развития инфраструктуры, транспортных условий, территориальной структуры региона автором проведено зонирование Белгородской области, выделены туристско-рекреационные районы как территории, способные выполнять туристские функции, намечены перспективы их развития. Проведённое исследование позволило определить наличие на территории региона потенциальных внутрирегиональных формирующихся, развивающихся туристских кластеров и протокластеров. Перспективными направлениями развития регионального туристского кластера признаны военно-исторический, сельский, событийный, рекреационный туризм. По мнению автора, создание кластерной системы позволит существенно повысить эффективность функционирования регионального туристского рынка и усилить его конкурентные позиции на общероссийском рынке туриндустрии.

Ключевые слова:
туристский кластер, кластерный подход, регион, развитие, управление
Список литературы

1. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1. С. 51–61. DOI: 10.12737/ issn. 1995-0411.

2. Гринимеер А.С., Комарова М.Е. Развитие туризма в Белгородской области на основе кластерного подхода: сб. материалов по итогам науч. сессии НИУ «БелГУ» / под ред. О.К. Слинковой. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2015. С. 24–26.

3. Ковалев Ю.П. Особенности создания концепции формирования локальных туристских кластеров // Туризм и региональное развитие: сб. науч. статей. Смоленск, 2014. Вып. 7. С. 55.

4. Комарова М.Е. Комплексная геоэкологическая оценка туристско-рекреационного потенциала староосвоенного региона (на примере Белгородской области): автореф. дис. … канд. геогр. наук: 25.00.36. Белгород, 2009. 24 с.

5. Комарова М.Е. Методологические подходы к разработке стратегии развития туристского рынка Белгородской области. Научный результат // Технологии бизнеса и сервиса. 2014. № 1 (1). С.15-25. URL:http://www.belsu-research-result.ru/ (дата обращения: 24.03.2016).

6. Кропинова Е.Г., Митрофанова А.В. Регионально-географический подход к понятию «туристско-рекреационный кластер» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2009. № 1. С. 70–71.

7. География туризма / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко и др. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 336 с.

8. Пелевина Н.А. Кластерный подход к обеспечению развития туристско-рекреационной сферы региона // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. Вып. №86. С. 341.

9. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. М.: ИД «Вильямс», 2005. 256 с.

10. Польшина А.А. Формирование туристского кластера как инструмент повышения конкурентоспособности социально-экономического развития региона (на примере Белгородской области) // Вестник экономической интеграции. 2014. № 4 (73). С. 39–46.

11. Улезько А.В., Комарова М.Е. Туристский кластер как фактор создания конкурентных преимуществ регионов на рынке туристских услуг: сб. материалов по итогам науч. сессии НИУ «БелГУ» / под ред О.К. Слинковой. Белгород: ИД «Белгород», НИУ «БелГУ», 2015. С. 114–116.

12. Фатнева Е.А. Туристские кластеры Белгородской области как форма пространственной организации туризма // Инструменты современной научной деятельности: сб. статей Международной науч.-практ. конф. Самара: Науч.-издат. центр «Аэтерна», 2015. С. 224–228.

13. Doeringer B., Tekla D. Business Strategy and Cross-Industry Clusters // Economic Development Quarterly/1995. Vol.9 №3. P. 225–237.

Войти или Создать
* Забыли пароль?