В современных условиях преподавание вузовских дисциплин должно основываться на принципах креативности изложения и представления учебного материала, быть проблемно-ориентированным, содержать значительный процент проблемных ситуаций различных видов, проблемного обсуждения как во время лекционных, так и во время практических (семинарских) занятий. В статье представлен опыт разработки программы учебной дисциплины «Инновации в профессиональной деятельности» на основе принципов креативного обучения для студентов направлений «Туризм», «Гостиничное дело», «Сервис», обозначены приемы и методы организации занятий лекционного и семинарского типов. Приводятся и обосновываются задачи учебной дисциплины, обеспечивающих формирование цикла необходимых образовательных компетенций. Концепция курса базируется на исходном положении о связи инновативности с креативностью, на нем основана «формула дисциплины». Основная цель курса – разбудить творческое сознание, воодушевив студентов удачными примерами креативной деятельности. Курс включает большое количество примеров (кейсов) инновативного подхода в различных областях и сферах; практические задания для формирования устойчивой потребности в развитии своих творческих ресурсов и применении их на практике. В статье представлена разработанная модель траектории образовательной дисциплины в виде ее тематической структуры. Обоснована содержательная составляющая занятий лекционного и семинарского типов. Сделан вывод о важности креативно-инновативного подхода и использования проблемного принципа организации преподавания учебной дисциплины в вузе туристско-сервисного профиля.
инновации в профессиональной деятельности, учебная дисциплина, принципы креа- тивности в обучении, инновативный подход в образовании, проблемный принцип изложения
1. Афанасьев О.Е. Использование технологий туристской инфографики в образовательном процессе // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т. 9. № 4. С. 55–63. DOI: 10.12737/14584.
2. Афанасьев О.Е. Особенности применения проблемного обучения в магистерском курсе студентов-географов// Проблемы непрерывного географического образования и картографии. Киев: ИПТ, 2009. С. 7–13.
3. Кирилова Г.И., Волик О.Н. Актуальные вопросы креативного образования как основы развития личности в ин- формационном обществе // Образовательные технологии и общество. Т. 11. 2008. № 4. С. 297–305.
4. Клочкова Г.М. Педагогические условия формирования креативной образовательной среды // Вектор науки ТГУ. 2011. № 3 (17). С. 307–309.
5. Креативная педагогика: Методология, теория, практика / Под ред. В.В. Попова, Ю.Г. Круглова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 319 с.
6. Кречетников К.Г. Проектирование креативной образовательной среды на основе информационных техноло- гий в вузе: Монография. М.: Госкоор-центр, 2002. 296 с.
7. Леончиков В.Е. Проблемное обучение в вузе как фактор формирования информационного мировоззрения // Парадигмы XXI века: мировоззрение, информационная культура: Мат. междунар. научной конф. Краснодар, 2002. С. 339–401.
8. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. М.: Акад. проект, 2004. 560 с.
9. Остроумов А.И., Остроумова О.Ф. Креативность и креативное обучение как слагаемые модернизации образо- вания в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 2–1. С. 149–153.
10. Петрова В.Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 7. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/7/Petrova/ (дата обращения: 26.06.2016).
11. Сахарчук Е.С. Модель образования в сфере туризма как инвариантная совокупность организационно-педагогических условий и принципов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 9. 2015. № 3. С. 54–61. DOI: 10.1273712530.
12. Чапаев Н.К., Чошанов М.А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 3. С. 30–40.
13. Черкасов М.Н. Инновационные методы обучения студентов // Инновации в науке. 2012. № 14–2. С. 124–129.
14. Чернилевский Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика и психология. М.: МГТА, 2001. 301 с.
15. Craft A. Creativity and Education Futures: Learning in a Digital Age. London: Trentham Books Ltd., 2010. 208 p.
16. Creativity in Education / Ed. by A. Craft, B. Jeffrey, M. Leibling. London: Continuum, 2001. 204 p.
17. Cropley A.J. Creativity in Education & Learning. London, NY: Routledge Falmer, 2001. 202 p.