КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ СРЕДИ РАБОТНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье приводятся результаты исследования коррупционной преступности, уровня коррупции и возможных коррупционных рисков, которые возникают среди работников уголовно-исполнительной системы. Целью исследования стало изучение возможных коррупционных рисков и эффективности противодействия коррупции в сфере деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Предметом исследования послужили объективные и субъективные характеристики текущего состояния коррупции при реализации возложенных функций среди работников уголовно-исполнительной системы и их динамика. Объектом для проведения исследования были определены подразделения территориальных органов, учреждений, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний. В качестве основного метода исследования был выбран социологический опрос работников уголовно-исполнительной системы. В задачи исследования входили: оценка распространенности коррупционных нарушений; выявление факторов, благоприятствующих коррупции; определение факторов, противодействующих коррупции; оценка эффективности и достаточности законодательной базы противодействия коррупции; оценка эффективности и достаточности мер, предпринимаемых руководством управления и соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы по борьбе с коррупцией. На основании проведенного исследования установлено, что российское законодательство определяет основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Коррупция является одной из основных угроз безопасности страны. О распространении коррупции, существовании ее во всех сферах жизни общества говорят многие ученые и должностные лица.Ежегодно значительное число должностных лиц органов и учреждений уголовно-исполнительной системы привлекаются к ответственности за совершение различных корыстных преступлений с использованием своего служебного положения. Так, если доля взяточничества в объеме всей зарегистрированной преступности в Российской Федерации за последние годы не превышала 0,6 %, то доля взяточничества в общем числе всех преступлений, совершенных только лишь сотрудниками уголовно-исполнительной системы, составляет 25 %. В завершении исследования сделан вывод о том, что большинство опрошенных сотрудников уголовно-исполнительной системы негативно относятся к проблеме коррупции и считают, что с ней нужно бороться. Основной причиной коррупции является то, что деятельность коррупционеров фактически остается безнаказанной, отсутствуют жесткие меры по отношению к коррупционерам.

Ключевые слова:
коррупция, антикоррупционная политика, коррупционные риски, взятка, коррупциогенные факторы, охват коррупции, респондент
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Российское законодательство устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Существует мнение, что коррупция является одной из основных угроз безопасности страны. О распространении коррупции, существовании ее во всех сферах жизни обще- ства говорят многие ученые и должностные лица [1, с. 100; 4, с. 59]. Мы провели социологическое исследование среди сотрудников уголовно-ис- полнительной системы, осуществляющих различные функции. Всего в проведе- нии анкетирования приняли участие 11 348 сотрудников, из них: работники испра- вительных учреждений - 5470 чел. (48,2 %); работники следственных изоляторов - 2372 чел. (20,9 %); работники уголовно-исполнительных инспекций - 1237 чел. (10,9 %); работники исправительных центров - 68 чел. (0,6 %); работники аппаратов тер- риториальных органов ФСИН России - 1010 чел. (8,9 %); работники учреждений, непо- средственно подчиненных ФСИН России, - 1191 чел. (10,5 %). Образовательный уровень сотрудника УИС тесно связан с формированием его ценностных ориентаций, потребностей, интересов, мировоззрения, нравственным обликом. Анализ результатов проведенного анкетирования показывает, что опрошен- ные респонденты имеют среднее профессиональное образование (30,1 %); высшее образование - 64,1 %, среднее - 5,8 %. Из 100 % опрошенных - в основном мужчины (62,8 %) в возрасте до 40 лет (69,4 %), причем 80,9 % опрошенных постоянно проживает в городе, 61,8 % опрошенных состоят в браке. Наличие детей и лиц, находящихся на иждивении, играет важную роль в процессе исследования коррупционных рисков, но мы не будем рассматривать его как фактор, способствующий совершению коррупционных правонарушений, так как исследование показывает, что 55,9 % опрошенных имеют лиц на иждивении, а 44,1 % нет. 68,6 % опрошенных не имеют финансовых обязательств (алименты, кредиты и т. д.) в размере, превышающем 25 % от денежного довольствия, и, как следствие, 66,8 % опрошенных оценивают свое материальное положение удов- летворительно [2, с. 126]. Опрос показал, что почти 85,8 % не имеют отношения к сфере закупок для нужд УИС, что позволит нам говорить о том, что в большей мере следует исследовать так называ- емую бытовую, внутреннюю коррупцию, которая существует в уголовно-исполнительной системе, но не касается государственных контрактов и сфер государственных закупок (при этом 60,2 % опрошенных считают возможность коррупционных проявлений в сфе- ре закупок очень высокой). Анализ данных о стаже службы работников УИС позволяет выявить наиболее ха- рактерные причины и условия специально-криминологического характера, благопри- ятствующие коррупции. Результаты проведенного анкетирования показали, что стаж службы респондентов в уголовно-исполнительной системе составил до 1 года у 6,2 % опрошенных, от 1 до 5 лет - у 22,6 %, от 6 до 10 лет - у 32,0 %, более 11 лет - у 39,2 % опрошенных. Таким образом, большинство опрошенных респондентов (93,8 %) имеют стаж службы в УИС более 5 лет, то есть довольно продолжительный срок службы. Многочисленные научные исследования, проведенные в целях изучения корруп- ционных рисков и эффективности противодействия коррупции в сфере исполнения уголовных наказаний, свидетельствуют о том, что криминогенно активными являются работники УИС, имеющие относительно непродолжительный стаж службы в замеща- емой должности, что и подтверждают результаты проведенного нами анкетирования. Социально-демографическая характеристика личности сотрудника уголовно-исполни- тельной системы, описанная выше, показывает, что объектом исследования стал сред- нестатистический тип личности работника ФСИН России. Изученные криминологические рекомендации, анализ эмпирического материала позволяет утверждать, что проводимое нами исследование даст верные результаты и поможет объективно оценить складываю- щиеся антикоррупционные риски в уголовно-исполнительной системе России [3, с. 100]. 71,0 % опрошенных считают проблему коррупции в УИС серьезной, причем указанный вывод основывается на сообщениях СМИ (48,7 %) и на служебной информации (35,3 %). По мнению респондентов, наиболее подвержены риску коррупции руководство уч- реждений - 39,0 %, работники отдела безопасности - 28,3 %; сотрудники оперативного отдела - 19,3 %. В среднем 20,0 % опрошенных осведомлены о фактах коррупции среди начальству- ющего состава УИС (рядовой, младший, средний, старший и высший начальствующий состав). Анализ анкет позволил выявить, что 65,7 % опрошенных под коррупцией понимают получение взятки, 55,0 % - дачу взятки, 47,2 % опрошенных - содействие в получении ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ 327 (даче) взятки, 58,4 % опрошенных - использование служебного положения в личных целых. Исходя из изложенного следует сделать вывод о том, что под коррупцией боль- шинство сотрудников понимают взяточничество. Это подтверждается и результатом исследований, где 41,6 % респондентов в качестве наиболее распространенного кор- рупционного проявления называют взяточничество. Тем не менее 47,2 % опрошенных категорически отрицательно относятся к взяточничеству, а 35,4 % считают, что его не- обходимо избегать. Это подтверждается тем, что 76,8 % опрошенных сотрудников ни- когда не сталкивались с предложением дать взятку. Проведенное социологическое исследование подтверждает общепринятые данные о том, что основными причинами коррупции в УИС являются: безнаказанность корруп- ционеров, отсутствие жестких мер по отношению к коррупционерам (36,1 %); низкий уровень денежного довольствия (заработной платы) (34,9 %); моральная деградация, низкий образовательный и культурный уровень сотрудников УИС (23,8 %). Впервые в рамках исследования подобного рода в анкету были включены вопросы, раскрывающие возможные коррупционные риски в деятельности конкретных струк- турных подразделений учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В результате обработки анкет мы выяснили, что факты коррупции (по мнению опро- шенных) встречаются в ходе исполнения непосредственных должностных обязан- ностей сотрудниками. В подтверждение приведем примеры: оперативный отдел - доставка на территорию СИЗО/ИУ запрещенных предметов (55,8 %); воспита- тельный отдел - предоставление характеризующих материалов на осужденных (73,6 %), отдел безопасности (режима) - доставка на территорию СИЗО, ИУ запрещен- ных предметов (68,9 %), отдел специального учета - предоставление недостоверной справочной информации в отношении осужденных (58,9 %), отдел охраны - некаче- ственный досмотр лиц, проходящих на территорию СИЗО, ИУ (45,9 %), доставка на тер- риторию СИЗО, ИУ запрещенных предметов (56,4 %), отдел тылового обеспечения - присвоение и растрата горюче-смазочных материалов, продовольствия и дру- гого имущества, принадлежащего учреж дениям и органам УИС (65,4 %), центр трудовой адаптации - доставка на территорию СИЗО, ИУ запрещенных предметов (39,4 %), предоставление незаконных льгот и преимуществ заключенным (осужденным) (28,4 %), отдел кадров - прием на службу кандидата, не соответствующего требованиям (40,5 %), незаконное продвижение по службе (37,5%), финансово-экономический отдел - хищение денежных средств сотрудников, заключенных, осужденных (55,8 %), уголов- но-исполнительные инспекции - умышленное непривлечение к ответственности осу- жденных, совершивших правонарушения в период отбывания наказания (38,2 %), подго- товка материалов на освобождение от наказания за незаконное вознаграждение (31,6 %). Работники УИС осведомлены о коррупционной ситуации в УИС, но только 42,0 % опрошенных интересуются изменениями антикоррупционного законодательства. При выявлении наиболее распространенного коррупционного явления, 84,1 % респондентов ответили, что в их учреждении проявления коррупции отсутствуют, а 64,5 % - никогда не сталкивались с коррупционными проявлениями в своей жизни, 63,5 % - обязательно сообщат о фактах коррупционной деятельности сотрудников, с которыми они работают, 86,1 % опрошенных никогда не нарушат законодательство, даже если их попросят (прикажут) непосредственные руководители. 67,6 % опрошенных сотрудников сообщили бы о факте коррупционного правонару- шения, если стали бы его свидетелями. Причем 50,9 % опрошенных сообщили бы об этом руководству учреждения. 328 ВЕКТОР УПРАВЛЕНИЯ 56,9 % опрошенных сотрудников считают, что если им предложат совершить действие (бездействие) в интересах какого-либо лица, противоречащее интересам службы, то они обязательно сообщать о данном факте непосредственному начальнику. В настоящее время активно апробируется способ сообщения о факте коррупцион- ного правонарушения посредством телефонов доверия, но только 32,3 % опрошенных считают эту работу эффективной. Исследование позволило определить факторы, способствующие снижению уровня коррупции в УИС: повышение уровня денежного довольствия - 75,5 %; неотвратимость и жесткость наказаний за коррупционные деяния - 56,9 %; систематическая разъясни- тельная работа с сотрудниками - 34,2 %. Мы выявили также причины, влияющие на повышение уровня коррупции среди со- трудников УИС: слабые морально-этические качества личности сотрудников - 59,8 %; низкий уровень доходов сотрудников - 45,3 %; слабая психологическая устойчивость личности сотрудников - 42,7 %. Основными причинами отказа сотрудника от дачи взятки являются: возможность решить вопрос законным способом - 37,9 %; опасение ответственности или провокации - 28,2 %. В настоящее время в СМИ и в обзорах ФСИН России появились данные о приеме на службу в УИС сотрудников посредством протекционизма и кронизма, но только 39,4 % опрошенных видят в этом коррупционную слстовляющую, а 43,8 % - оценивают данное явление как нормальное. Касаемо вопроса предоставления сотрудником УИС неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характе- ра, то 68,1 % опрошенных считают это явным правонарушением. При возникновении конфликта интересов половина опрошенных сотрудников (52,6 %) считают обязательным сообщать об этом руководству (29,7 % не станут сооб- щать, если смогут разрешить конфликт интересов законным путем). Таким образом, в ходе социологического исследования, проведенного среди со- трудников территориальных органов УИС, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, было изучено мнение 16 578 сотрудников о проблеме коррупции в УИС. Следует отметить, что заполнение анкеты вызвало ряд трудностей. Не на все вопросы анкеты были получены ответы, имелось определенное количество противоречивых ответов, что ставит под сомнение искренность отдельных респондентов. Можно сказать, что большинство опрошенных сотрудников негативно относятся к проблеме коррупции и считают, что с ней нужно бороться. Чаще сталкиваются с проблемой коррупции сотрудники, занимающие высокие долж- ности, - руководители учреждений, сотрудники отделов безопасности и оперативных подразделений. Основной причиной коррупции, по мнению опрошенных, является то, что деятель- ность коррупционеров фактически остается безнаказанной, отсутствуют жесткие меры по отношению к коррупционерам. Многие сотрудники отмечают низкий уровень денеж- ного довольствия в УИС. Среди методов борьбы с коррупцией сотрудники УИС выбрали как наиболее эф- фективные: повышение уровня денежного довольствия и обеспечение неотвратимости наказания. Таким образом, результаты проведенного исследования доказали, что о коррупции в настоящее время знают все. Подавляющее большинство сотрудников УИС понима- ют, что коррупция - это плохо. Сегодня разработаны и используются на практике антикоррупционные программы, планы и другие мероприятия. На борьбу с коррупцией мо- билизуются все общественные структуры. В этих условиях дальнейшее осмысление проблемы коррупции в УИС остается весьма актуальным. На сегодняшний день проблема коррупции в УИС не решена и стоит остро вопрос коррумпированности отдельных сфер деятельности органов и учреждений УИС. Кроме того, мониторинг позволил выявить ряд устойчивых закономерностей, пре- пятствующих эффективному противодействию коррупции в УИС. К основным из них относятся: несовершенство организационной структуры противодействия коррупции; недостатки правового обеспечения деятельности оперативных, режимных и охранных подразделений; отсутствие надежных методик по оценке признаков и состояния кор- рупционной преступности, единой информационно-аналитической системы оператив- но-розыскного назначения по линии противодействия коррупции, комплексного подхода к противодействию рассматриваемого явления; существенные недостатки в выявле- нии и документировании противоправной деятельности сотрудников, подозреваемых в коррупции. Считаем, что во многом решение задач противодействия коррупции зависит от ско- ординированной работы всех звеньев УИС. Однако, учитывая, что коррупция в УИС по- рождена не только внутренними особенностями присущими этой службы, но и в боль- шей степени той ситуацией, которая сложилась в обществе, результативность борьбы с ней в первую очередь зависит от последовательности и твердости проведения госу- дарством антикоррупционной политики.
Список литературы

1. Гришин Д. А. Процессуальные аспекты взаимодействия при расследовании преступлений // Закон и право. 2017. № 12. С. 98-101

2. Нуждин А. А. Структура тактических операций, проводимых в целях пресечения преступлений с использованием телекоммуникационных систем в исправительных учреждениях // Закон и право. 2016. № 10. С. 125-126

3. Перемолотова Л. Ю. Анализ особенностей личности сотрудников УИС и их мнения о коррупционных рисках, возникающих при реализации возложенных должностных функций // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2018. № 1. С. 61-65

4. Рахмаев Э. С., Паршков А. В. Результаты мониторинга реализации контрольно-надзорных (в том числе разрешительных) функций работниками исправительных учреждений и следственных изоляторов, осуществляющих режим и надзор за поведением подозреваемых, обвиняемых, осужденных // Вестник Самарского юридического института. 2018. № 5. С. 58-62

Войти или Создать
* Забыли пароль?