В процессе проведения переговоров по заключению фрахтовой сделки между сторонами договора морской перевозки одним из самых важных вопросов стоит определение разумной и приемлемой для всех сторон сделки фрахтовой ставки. При ее уторговывании фрахтовый брокер обязан учитывать большое количество факторов: продолжительность рейса, стоимость топлива, район плавания, навигацию и др. Однако важным аспектом является наличие возможных рисковых ситуаций в процессе выполнения судном рейса, как например, погодно-климатические условия, технические проблемы с судном, нестыковки в процессе доставки груза, изменения стоимости бункера и пр. Все эти факторы обуславливают необходимость учета и по возможности распределения степени влияния рисков на эффективность рейса, что и подтверждает актуальность тематики данной статьи. Авторами в данной статье предлагается расчетная формула такого показателя эффективности рейса как тайм-чартерный эквивалент с учетом возможных отклонений некоторых параметров, которые были выбраны авторами на базе вероятностного подхода. Также авторами разработана методика по определению необходимого уровня увеличения фрахтовой ставки, что может применяться на практике фрахтовыми брокерами в процессе проведения переговоров по отфрахтованию судна для обеспечения требуемого уровня эффективности, как некой «компенсации» за риск.
фрахтовый брокер, рейс судна, эффективность, отфрахтование на рейс, тайм-чартерная аренда, тайм-чартерный эквивалент, риск, компенсация за риск
1. Головань, Т.В. Классификация рисков, присущих деятельности морских брокерских компаний. // Современные аспекты экономики,- 2013. -№7-8 (191-192).-С. 98-109.
2. Раховецкий, А.Н. Эффективность рейса морского судна-М.: Транспорт, 1989. - 141 с.
3. Николаева, Л.Л. Коммерческая эксплуатация судна. - Одесса: «Феникс», 2006.
4. Головань, Т.В., Мурадов, Д.Х.О. Оценка эффективности рейса с учегом величины расходов судовладельца при рейсовом фрахтовании // Эксплуатация морского транспорга,- 2022. - №2 (103).-С. 32 -38.
5. Тимченко, Т.Н., Тонконог, В.В., Головань, Т.В. Разработка новой формы сдачи танкерного флота в аренду на условиях плавающих таймчартерных ставок // Эксплуатация морского транспорта- 2021,- №1 (98). - С. 19-27.
6. Golovan, Т. V. The problems of accounting for risks in the commercial activities of a marine brokerage company under fleet’s subchartering. - Labour and social relations journal, 2021. -№1, T. 32. -P. 93-ЮЗ.
7. Тимченко, Т.Н., Асланов, Г.Г. Обоснование оптимальной скорости судна с учетом рыночной конъюнктуры и цены на топливо // Эксплуатация морского транспорта,- 2022. - №2 (103). -С. 56-62.