УДК 662.756.3 Растительные масла, включая смолы
В статье рассмотрены перспективы применения биотоплива как альтернативного топлива для судовых дизелей. Представлены результаты анализа применяемых технологий для производства биодизеля. Обоснована целесообразность использования гидродинамического смесителя в качестве устройства, обеспечивающего интенсивность протекания реакции переэтерификации при производстве биодизеля. Разработана технологическая схема лабораторной установки для производства биодизеля. Представлены результаты лабораторных исследований по определению оптимального материального баланса реакции переэтерификации для производства биодизеля на установке, оснащенной гидродинамическим смесителем. Определены основные показатели реакции переэтерификации (вязкость, температура вспышки, высота осадка) для установки, оснащенной гидродинамическим смесителем. Установлено оптимальное массовое соотношение реакции переэтерификации, что обеспечивает наилучшие качественные показатели получаемого биодизеля и позволяет оценить эффективность применяемого в установке гидродинамического смесителя. Даны рекомендации по соотношению растительного масла и метанола при производстве биодизеля. Наилучшим соотношением масло/метанол, с точки зрения выхода биодизеля и его качества, является соотношение 7.5:1. Использование традиционного нефтяного топлива в смеси с биодизелем можно рассматривать как эффективный способ уменьшения загрязнения воздуха морскими судами и обеспечения соблюдения правил международной морской организации
Биотопливо, биодизель, растительное масло, гидродинамический смеситель, реакция переэтерификации, дизельное топливо, судовой двигатель, водный транспорт
1. Kesieme U.K., Pazouki K., Murphy A. and Chrysanthou A. Biofuel as alternative shipping fuel: technology, environmental and economic assessment. Sustainable Energy Fuels, 2019, 3: 899-909.
2. Таманджа, И. Перспективы и обоснование использования биодизеля в судовых ди-зельных установках / И. Таманджа, Н. Н. Шуйтасов // Вестник АГТУ. Сер.: Морская техника и технология. – 2010. – № 1. – С. 158-166.
3. C.-Y. Lin. Strategies for promoting biodiesel use in marine vessels. Marine Policy 2013; 40: 84-90.
4. Громаков А.В. Перспективы биотоплива, как топлива для судовых дизелей / А.В. Громаков, А.В. Филь // Эксплуатация морского транспорта. – 2019. – № 4 (93). – С. 53-59.
5. Богданович В.П. Растительное масло – сырье для моторного топлива / В.П. Богда-нович, А.В. Громаков, С.И. Бырько // Сельский механизатор. – 2010. – № 11. – С. 30.11.
6. Бырько С.И. Совершенствование технологии получения биодобавки к дизельному топливу/С.И. Бырько// Агроинженерная наука в сфере АПК: инновации, достиже-ния: Сб. науч. тр. 7-й Междунар. науч.-практ. конф. «Агроинженерная наука в по-вышении энергоэффективности АПК» (г. Зерноград, ГНУ СКНИИМЭСХ Россель-хозакадемии, 11-12 апреля 2012 г.) –Зерноград, 2012. –С. 34-38.
7. Каракаев А.Б. Разработка методологии, методов и моделей анализа влияния раз-личных вариантов построения структуры и режимов поддержания и восстановления работоспособности судовых электроэнергетических систем (Часть 1) [Текст] / А.Б. Каракаев, А.В. Луканин, Е.В. Хекерт//Эксплуатация морского транспорта. 2016. № 3 (80). С. 54-60.
8. Кондратьев С.И. Методы вычисления характеристических полиномов в задачах управления подвижных объектов. Учебное пособие / С. И. Кондратьев, Г. А. Зе-ленков // Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образова-ния "Морская гос. акад. им. адмирала Ф. Ф. Ушакова". Новороссийск, 2007