The concepts of “synergy”, “game”, “didactic game”, “facilitative didactic game” and “facilitative game training” are discussed. The role and importance of these concepts for enhancing effectiveness of teaching at primary school is highlighted.
synergy, facilitation, game, didactic game, facilitative didactic game, facilitative game training.
Трансформация образовательной парадигмы приводит к необходимости изменения ролевого репертуара педагога и типа педагогического воздействия. Современный педагог не только искатель и поставщик информации, он инициатор, синтезатор (интегрирует, объединяет), наблюдатель, разъяснитель, секретарь, энергизатор (мобилизирует, мотивирует), саммэрайзер (подводит итоги, инициирует рефлексию), рефлектор (отражает, стимулирует самонаблюдение и самоанализ), а также организатор, гармонизатор (устанавливает баланс в отношениях ребенка с окружающими), фасилитатор (облегчает, упрощает, стимулирует, помогает, способствует) (Д. Сиск, Д. Шелкросс).
Рассмотрев понятия «синергия», «игра», «дидактическая игра», «фасилитативная дидактическая игра», попробуем ответить на вопрос: как педагог-фасилитатор, проводя фасилитативную дидактическую игру, организует синергетический образовательный процесс?
АНАЛИЗ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ «ИГРА»
Говорят, что жизнь — это игра. Однако, думаю, многие согласятся, что игра — это небольшая, но яркая, колоритная, насыщенная жизнь. Игра — самая свободная, естественная форма проявления деятельности, в которой постигается окружающий мир, приобретается опыт взаимоотношения людей, реализуются творческие возможности.
А.В. Запорожец называл игру специфически детской деятельностью, Л.С. Выгодский считал ее «девятым валом» в развитии ребенка (в игре ребенок становится на голову выше себя), а А.Н. Леонтьев, отмечал, что в игре развиваются новые психологические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Игра — понятие многогранное. По мнению психолога М. Кордуэлла, сам термин трудно определить, поскольку критерии определения являются условными. Так, для психолога игра — это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий в предметах науки и культуры.
1. Kodzhaspirova G.M. Slovar´ psikhologopedagogicheskiy: bezopasnost´ obrazovatel´noy sredy. — M.: Ekon-Inform, 2010. — 208 s.
2. Lendret G.L. Igrovaya terapiya: iskusstvo otnosheniy. — M.: Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya akademiya, 1994. — 368 s.
3. Rodzhers Karl. Vzglyad na psikhoterapiyu: stanovlenie cheloveka. — M.: Progress, 1994. — 480 s.
4. Romashina S.Ya., Mayer A.A. Pedagogicheskaya fasilitatsiya: sushchnost´ i puti realizatsii v obrazovanii: uchebnoe posob. — M.: Vita-Press, 2010. — 160 s.
5. Savost´yanov A.I. Igry i uprazhneniya kak sredstvo razvitiya sotrudnichestva mezhdu shkol´nikami. Nachal´noe obrazovanie, 2012. — № 1. — S. 22–26.