A modern innovative technology in the pedagogic area used in educational institutions and based on young people’s inclusion to native origins’ micro-history study in the National History has been considered in this work. A valuation-genealogical approach to complete education environment of family and educational institution is the methodological basis of this educational innovation. Learning and comprehension by person of values, which are classified as genealogical ones, productive influences young people’s spiritually-moral education, civil consciousness, tolerance and patriotic feelings.
valuation-genealogical approach, genealogical culture, genealogical values, moral values, continuity of generations.
Относительно целей и задач воспитания в педагогике существуют разные суждения. Не отвергая других целей воспитания, особо вычленяются задачи воспитания качеств личности, раскрывающие ее нравственность (М.М. Рубинштейн). При сохранении целевой установки на развитие патриотических, гражданских и общечеловеческих (нравственных) качеств личности в оптимизации государственной воспитательной политики в субъектах РФ все чаще прибегают к ценностно-генеалогическому подходу с целью акцентирования внимания на формировании генеалогической культуры молодежи как инновационной деятельности в духовно-нравственном воспитании учащихся [5]. Проведение исследования истории семьи, ветви рода в аспекте изучения истории Отечества несет в себе огромный потенциал духовно-нравственного воспитания молодежи [2; 3]. Сущность формирования генеалогической культуры личности заключается в целенаправленном приобщении ее к общечеловеческим и семейным культурным ценностям, этике и эстетике поведения, социально и индивидуально значимой творческой деятельности. Установлено, что личность, приобщенная к генеалогической культуре, более восприимчива к осознанию гражданских и социальных компетенций, адекватному восприятию гуманных, патриотических и толерантных качеств личности. Приобщение личности к генеалогической культуре сказывается на ее поведении, что проявляется не только в личностной, но и общественной активности, стремлении делать добро людям, бережно относиться к родительской семье, чтить и помнить предков, сохранять семейные традиции, быть отзывчивыми, честными, добропорядочными, целеустремленными и проявлять другие нравственные качества.
1. Zimovina O.A. Teoreticheskie osnovy individualizacii obucheniya [Theoretical Foundations of individualization of learning]. Sochi, 2007.
2. Izvekov I.N., Zimovina O.A. K voprosu optimizacii gosudarstevennoi vospitatel’noi politiki v subjektah RF [On the issue of optimization of state educational policy in the regions of Russia]. Professional’noe obrazovanie v sovremennom mire [Professional education in the modern world]. Novosibirsk, 2015, I. 1, pp. 211–225.
3. Izvekov I.N., Zimovina O.A. Razvitie genealogicheskoi cultury uchascheysya molodeji [The development of genealogical culture of students]. Professional’noe obrazovanie v sovremennom mire [Professional education in the modern world]. Novosibirsk, 2014, I. 4 (15), pp. 140–154.
4. Izvekov I.N. Formirovanie genealogicheskoi kultury starsheklassnikov v celostnoy obrazovatelnoy srede semii i shkoly. Doct. Diss. [Formation of genealogical culture of senior pupils in integrated educational environment of family and school. Doct. Diss.]. Sochi, 2011. 433 p.
5. Izvekov I.N. Istoriya semyi v istorii Otechestva: genealogiya v uchebnom processe vysshei shkoly [History of family in the history of the Fatherland: Genealogy in the educational process of higher education]. Moscow, Infra-M Publ., 2014. 169 p. Available at: http://www.znanium.com. DOI 10.12737/1072 (www.doi.orf).