RUSSIA'S INTELLECTUAL POTENTIAL MANAGMENT WITHIN MAIN GENERAL EDUCATION SYSTEM MODERNIZATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Process of education modernization in Russia from 2005 to 2012 in context of the problem of formation, development and management of younger generation’s intellectual potential is analyzed. The author focuses attention on disclosure of the content of education modernization’s basic principles and key elements of FSESs (federal state educational standards of second generation). The discrepancy of perception by professional community of education’s current state in the country and its impacts on development of younger generation’s intellectual potential is shown on the basis of sociological polls.

Keywords:
modernization of education, mentality, vocational guidance, knowledge, abilities, skills, general education, self-realization, socialization, person’s improvement.
Text

Система образования в России: современное состояние и тенденции развития

Цивилизация ХХI в. ярко и убедительно проявляет противоречивость основных тенденций своего развития. С одной стороны, во все большей степени проявляется дегуманизация человеческих отношений на всех уровнях и почти во всех сферах. С другой стороны, в современном мире, сверхсложном по своему устройству и сверхмощном по своим возможностям, возрастает значимость личности как субъекта социальных отношений.

Модернизация и инновационное развитие — единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI в., обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации в 2012 г. предыдущие 15—20 лет жизнь государства, общества, школы были охарактеризованы как период, когда «…были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи… и утрачены многие нравственные ориентиры… вместе с грязной водой и ребенка выплеснули» [1]. Президент признал, что влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло, поэтому нужно вернуть школе безусловную ценность, открывать кружки, секции, летние спортивные лагеря для детей [1].

Это значит, что проблема формирования здорового, воспитанного, нравственного человека, патриота своей Отчизны является первоочередной в масштабах нашей огромной страны. Органы государственной власти переключили свое внимание на самый главный ресурс государства — человеческий капитал, «вкладываться» в который необходимо с ранних лет жизни. Достижение целей постиндустриального развития экономики России невозможно без целевой реструктуризации «человеческого капитала» [2] и соответствующей модернизации российской системы образования.

В последнее десятилетие руководство Российской Федерации инициировало ряд проектов, направленных на реформирование системы образования, обеспечение учебных заведений новейшим оборудованием, современными технологиями, которые должны способствовать эффективному и прогрессивному интеллектуальному развитию подрастающего поколения.

5 сентября 2005 г. было объявлено о старте национального проекта «Образование» [3]. Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании: во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров — «точек роста» нового качества образования; во-вторых, внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов [3].

Следующим шагом стало утверждение 4 февраля 2010 г. Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [4]. В соответствии с этой инициативой главными задачами современной школы являются «…раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [4].

References

1. Poslanie Prezidenta Rossii Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniyu 12 dekabrya 2012 g. URL: http://minobrnauki.rf/

2. Chelovecheskiy kapital: vyzovy dlya Rossii. Voprosy ekonomiki. — 2012. — № 7. URL: http://www.rane.ru/files/pubs/rector/voprosy_ekonomiki0712.pdf

3. Prioritetnyy natsional'nyy proekt «Obrazovanie». URL: http://old.mon.gov.ru/pro/pnpo/

4. Dmitriy Medvedev utverdil initsiativu «Nasha novaya shkola». URL: http://prezident.rf/news/6683

5. Cpravka po voprosu «O realizatsii proekta po modernizatsii regional'nykh sistem obshchego obrazovaniya i povysheniyu zarabotnoy platy uchiteley». URL: http://monitoringmrso.rf/public/docs/

6. Otdel'nye pokazateli deyatel'nosti organizatsiy obrazovaniya. URL: http://www.gks.ru/Tablitsa 1

7. Materialy k vystupleniyu ministra D. Livanova. URL: http://minobrnauki.rf/

8. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya. URL: http://standart.edu.ru/

9. Proekt federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». URL: http://minobrnauki.rf/

10. Federal'naya tselevaya programma razvitiya obrazovaniya na 2011—2015 gody. URL: http:// www.fcpro.ru/

11. Obshchestvennoe mnenie-2011. — M., 2012. URL: http://www.levada.ru/books/obshchestvennoe-mnenie-2011

12. Kontseptsiya proekta federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii». URL: http://old.mon.gov.ru/dok/proj/6648/

Login or Create
* Forgot password?