Moskva, Moscow, Russian Federation
The article presents the psychological aspects of education and conditions of realization of the creative potential of the student´s personality in the educational activity.
motives, motivation, contribution, empathy, system-activity-direction, help.
Человечество вступило в стадию новой социально-природной целостности, которая характеризуется разнообразием социокультурных форм и усиливающейся взаимозависимостью мира, тенденциями формирования единого мирового пространства с одновременным сохранением традиционных сообществ. При таких условиях общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в современных условиях, обладающей развитым эмпатическим чувством, умением жить в согласии с людьми разных национальностей, верований, убеждений. Реальная действительность такова: на территории России проживает более 120 народов. Понять и осмыслить роль поликультурного образования в становлении личности помогают идеи Н.А. Бердяева, С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева,К.Д. Ушинского о взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании и обучении личности. Например, П.Ф. Каптерев к особенностям педагогического процесса, обусловленным национальными ценностями, относил язык, религию, быт. Усвоение родного языка он рассматривал как приобщение к национальным духовным ценностям и вместе с ним — к общечеловеческим знаниям, формирующим научные воззрения на окружающий мир. Ученый призывал развивать у обучающихся чувство принадлежности ко всему человечеству.
П.Ф. Каптерев писал: «Сколько возможно сокращать в школах мысли о том, что родной народ — единственный носитель истинной культуры, а прочие народы должны быть служебными данному» [3, с. 421]. Он считал, что в воспитании «…нужно обратиться не к одному народу, а ко многим, рассмотреть их идеалы и ценности чужими пополнить недостатки своего национального идеала; народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим» [3, с. 56–67].
1. Bakhtin M.M. Voprosy literatury i estetiki. Issledovaniya raznykh let. M., 1975.
2. Vygotskiy L.S. Sobranie sochineniy: V 6 t. T. 3. M., 1983.
3. Kapterov P.F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. M., 1982.
4. Kuteeva V.P. Sovremennye tekhnologii organizatsii deyatel´nosti prepodavatelya v studencheskoy gruppe / V.P. Kuteeva, R.S. Rabadanova, G.N. Yulina. URL: http://fcoit.ru/internet_conference/innovatsionnye_tekhnologii_vospitaniya/sovremennye_tekhnologii_organizatsii_deyatelnosti_prepodavatelya_v_studencheskoy_gruppe_v_p_kuteeva_.php/
5. Kuteeva V.P. Studentotsentrirovannost´ v obrazovatel´nom protsesse vuza / V.P. Kuteeva, R.S. Rabadanova, G.N. Yulina. Modernizatsiya professional´nogo obrazovaniya kak strategicheskiy resurs razvitiya innovatsionnoy ekonomiki regionov Povolzh´ya: Materialy Mezhregional´noy nauch.-prakt. konferentsii Privolzhskogo federal´nogo okruga / Ministerstvo obrazovaniya Penzenskoy oblasti, Penzenskiy institut tekhnologiy i biznesa FGBOU VPO «MGUTU imeni K.G. Razumovskogo». Penza, 2011. S. 48–66.
6. Romashina S.Ya., Mayer A.A. Fasilitativnaya pedagogika. Barnaul: Azbuka, 2011. S. 56.