Abstract and keywords
Abstract (English):
Examples related to the use of descriptive geometry methods in the painting are presented in this paper. The famous textbook of Gaspard Monge is considered as a textbook for artists. Citations from Monge textbook related to art are given. Conclusion is drawn that the descriptive geometry must be studied in much greater extent than it is currently the case.

Keywords:
descriptive geometry, art, painting.
Text

Еще до создания Гаспаром Монжем начертательной геометрии художники обладали  значительными сведениями о проекционных методах, особенно о методах построения перспективы. Разработка теоретических основ искусства началась в Италии в 1-й половине XV в. Уже в середине века появляются первые трактаты: Леона Батиста Альберти «О живописи» (1436) и «О статусе» (1464), Пьеро де Франческа «О живописной перспективе» (1484–1487). В трудах величайших художников эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехта Дюрера — заложены основные теоретические положения, которыми должны руководствоваться художники при построении перспективных изображений. Так, великий немецкий художник, график и гравер, ученый Альбрехт Дюрер дал правила построения перспективы, связав ее с методом ортогональных проекций.

Дюрера привлекали геометрия и теория перспективы. Все творчество Дюрера проникнуто математикой. Об этом говорит не только геометрическая правильность изображения пространства и соразмерность предметов на его картинах, гравюрах и рисунках, но и рассуждения в его трудах. Он с молодости искал точную формулу прекрасного, уверенный, что с помощью числовых отношений и геометрических построений можно добиться совершенства в художественном изображении.

Дюрер является одним из крупнейших математиков Европы XV — начала XVI в. Заслуги художника в области геометрии столь велики, что его называют первым по времени выдающимся геометром Германии.

Первые рукописные наброски Дюрера относятся к 1507–1512 гг. Дюрер задумал сначала написать трактат, в котором должно было быть заключено все, относящееся к воспитанию и обучению образованного и всесторонне развитого художника. Рукописные наброски тех лет сохранили план всего сочинения и отдельных частей, а также отрывки о живописи, перспективе, архитектуре.

Составленный позднее план включает, кроме имеющих непосредственно к художникам вопросов, и такие, которые, как мы увидим, впоследствии разрабатывал Г. Монж: архитектура, перспектива, светотень, цвет.

Дюрер счел необходимым издать сначала пособие по геометрии и перспективе, ибо опасался, что без такого пособия его теория пропорций будет непонятна немецким художникам, не имеющим достаточной подготовки. В 1525 г. был опубликован трактат «Руководство к измерению». Помимо теории линейной перспективы, здесь изложены основы классической геометрии, затронуты вопросы оптики, астрономии, некоторые математические проблемы. 

Дюрер первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций; он был единственным немецким художником XVI в., оставившим после себя литературное наследие.

References

1. Ivanov G.S. Perspektivy nachertatel´noy geometrii kak uchebnoy distsipliny. Geometriya i grafika. M: INFRA-M, 2013. T. 1. Vyp. 1. S. 26–27.

2. Ivanov G.S. Teoreticheskie osnovy nachertatel´noy geometrii: Ucheb. posobie. M.: Mashinostroenie, 1988.

3. Ishchenko A.A. K voprosu o neobkhodimosti prepodavaniya nachertatel´noy geometrii i grafiki dlya khimikov i khimikov-tekhnologov. Geometriya i grafika. 2013. T. 1. Vyp. 2. S. 6–7.

4. Matvievskaya G.P. Al´brekht Dyurer — uchenyy. 1471–1528. M.: Nauka, 1987.

5. Monzh G. Nachertatel´naya geometriya. L.: Izd-vo Akademii nauk SSSR, 1947.

6. Petkova S.M. Spravochnik po mirovoy kul´ture i iskusstvu. Rostov n/D: Feniks, 2006.

7. Rynin N.A. Znachenie nachertatel´noy geometrii i sravnitel´naya otsenka glavneyshikh ee metodov. Petrograd: Izd-vo Yu.N. Erlikh, 1907.

8. Yakunin V.I., Ivanov G.S. Sud´bu nachertatel´noy geometrii dolzhny opredelyat´ spetsialisty. Sovremennye problemy informatizatsii geometricheskoy i graficheskoy podgotovki inzhenerov. Saratov, 2007. S. 3–7.

Login or Create
* Forgot password?