Ruza, Moscow, Russian Federation
The article investigates the current state of the problem of ethnic stereotypes, which function as a primary information on the interaction partner, but as an axiom of perception and action. The article discusses the difficulties of studying this problem in the course of ethnic psychology.
ethnic stereotypes, ethnic relations, educational technology.
Сегодня в обществе становится все более актуальной и важной задача поиска путей и механизмов, способных гармонизировать межнациональные отношения, оптимизировать этнические установки и стереотипы, с тем чтобы обеспечить безопасность жизнедеятельности человека в социально-культурной полиэтнической среде. Поскольку, в мировом сообществе масштабное тиражирование фактов, известий, слухов об этнической мобилизации, ксенофобии и экспрессивности становятся повседневностью. Таким образом, неслучайно, что в последнее время в России много внимания уделяют исследованию состояния межэтнических отношений, анализируя, в частности, межнациональные конфликты, в основе которых лежат не только политические, социально-экономические проблемы, но и механизмы идентификации, стереотипизации и другие, имеющие, прежде всего, этническую и национальную специфику.
Среди работ, раскрывающих социально-психологическую природу этнической и национальной психологии, видное место занимают труды Ю.В. Бромлей, И.С. Кона, Б.Ф. Поршнева, К.Г. Скворцова, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, П.Н. Шихирева; проблемы специфических особенностей национальных стереотипов раскрываются в работах В.С. Агеева, Т. Адоррно, А.Д. Карнышева, В.П. Левкович; методы этнопсихологических исследований даются в трудах А.А. Журавлева, Е.В. Резникова, В.С. Агеева, В.Г. Крысько, В.Ф. Петренко.
Изучению этнопсихологии придается большое значение при подготовке специалистов в области правоохранительной деятельности. Курс этнопсихологии входит в систему профессиональной предметной подготовки будущего сотрудника органов внутренних дел, он коррелирует и взаимодействует с другими элементами этой системы, прежде всего с науками, предметные области которых включаются в этнопсихологическое знание (например: психология, педагогика и конфликтология), имеет непосредственное пересечение с криминологией, оперативно-разыскной деятельностью и криминалистикой [6].
1. Baranova T.S. Psychological researches of social identity. Social identification of the personality. Moscow, 1984. Book 2, pp. 202–237.
2. Gumilev of L.N. Strun of history. Lectures on ethnology. 1997. Available at: http/lib.rus/l/200657/rea
3. Smiths I.M. Sotsiologicheskaya encyclopedia []. Moscow, 2003. 584 p.
4. Lippman U. Public opinion. Moscow, 2004. 110 p.
5. Maltseva T.V., Sepiashvili E.N. A portfolio process and a method of projects at image to the environment of departmental higher education institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Psychopedagogics in law enforcement agencies. 2015, I. 3, pp. 83–87. (in Russian)
6. Maltseva T.V., Sepiashvili E.N. Ethnoses of Russia: anthropological, psychological and pedagogical approaches: educational and practical grant. The Moscow regional branch of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia. Ruza, 2015, p. 37. (in Russian)
7. Mikhaylova V.K., Maltseva T.V. Use of active methods of training in professional and psychological preparation of staff of divisions of police: educational and methodical grant. Ruza, The Moscow regional branch of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia of V.Ya. Kikot Publ., 2015, p. 5. (in Russian)
8. Sepiashvili E.N., Maltseva T.V. Portfolio as way of development of research skills in students.Scientific researches and development. Social and humanitarian researches and technologies. 2015, V. 4, I. 1, pp. 10–13. (in Russian)