employee
Moskva, Russian Federation
The authors proceed from the fact that while teaching the management psychology to students which are already familiar with the institutional economics foundations, it is useful to give them information enable to draw parallels between these two academic disciplines that will help the students become more familiar not only with each of these academic disciplines, but also more vividly present themselves problems emerging in management. In this paper a comparison of typical cases from the management psychology and institutional economics is carrying out on the example of managerial conflicts.
managerial conflicts, management psychology, institutional economics, system analysis.
В литературе по психологии менеджмента (см. среди прочих [8]) изучаются психологические аспекты научного менеджмента, включающие концепцию человеческих отношений и индивидуальности работников в принципы управления. Представляется, при преподавании психологии менеджмента студентам, уже знакомым с основаниями институциональной экономической теории, полезно проводить параллели между этими двумя учебными дисциплинами, что им поможет лучше ознакомиться не только с каждой из них, но также рельефнее представить себе проблемы, возникающие в управленческой деятельности.
Это относится не только к управлению организациями или в организациях, но и к управлению вообще, в том числе к управлению инновационным развитием экономических объектов и систем, особенно в нестационарной экономике, коей является экономика России. Более детально под ней понимается «…хозяйственная система, которой присущи достаточно резкие и плохо предсказуемые изменения многих макроэкономических показателей и параметров, уровни состояния и динамика которых не отвечают стационарному режиму экономики и нормальному рыночному циклу, а скорее, присущи переходным кризисным или посткризисным экономическим процессам» [5, с. 93].
Рассмотрим подробнее параллели, способствующие созданию базы для системного рассмотрения и анализа явлений из двух научных направлений и учебных дисциплин – психологии менеджмента и институциональной экономики. Возьмем, например, такое сложное и неоднозначное явление, как конфликты, определяемые нами как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые в общем случае могут быть представлены как конкретными лицами, так и их группами.
1. Akerlof G., Kranton R. Identichnost i ekonomika organizatsiy [Identity and the economics of organizations]. Rossiyskiy zhurnal menejmenta [Russian Journal of Management]. 2010, V. 8, I. 2, pp. 107–130. (in Russian)
2. Yerznkyan B.H., Lignovskaya T.A. Upravlencheskie konflikty v svete institutsionalnoy teorii [Managerial conflicts in the light of the institutional theory]. Institutsional’naya ekonomika: razvitie, prepodavanie, prilozheniya: materialy chetvertoy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsiiInstitutional [Economics: Development, Teaching, Applications: Proceedings of the Fourth International Conference. Moscow, State University of Management Publ., 2015, pp. 176–179. (in Russian)
3. Yerznkyan B.H., Lignovskaya T.A. Verbalnye i neverbalnye aspekty transaktsii upravlenia [Verbal and Non-Verbal Aspects of a Managerial Transaction]. Teoriya i praktika institutsional’nykh preobrazovaniy v Rossii. Sbornik nauchnykh trudov [Theory and Practice of Institutional Reforms in Russia. Collection of scientific works]. I. 28. Moscow, CEMI RAS Publ., 2014, pp. 156–163. (in Russian)
4. Yerznkyan B.H., Lignovskaya T.A. Kultura rechi kak factor povyshenia effektivnosti upravlencheskikh transaktsiy [Culture of Speech as a Factor of Enhancing the Efficiency of Managerial Transactions]. Mikroekonomika [Microeconomics]. 2014, I. 4, pp. 56–60. (in Russian)
5. Livshits V.N. Sistemny analiz rynochnogo reformirovania nestatsionarnoy ekonomiki Rossii, 1992–2013 [System Analysis of the Market Reforming the Russia’s Non-Stationary Economy, 1992–2013]. Moscow, LENAND Publ., 2013. 631 p.
6. Poskochinova O.G., Gridnova M.A. Kultura rechi i delovoe obshchenie [Culture of Speech and Business Communication]. Saint-Petersburg, SPbGUEF Publ., 2011. 95 p.
7. Williamson O. E. Ekonomicheskie instituty kapitalizma: Firmy, rynki, “otnoshencheskaya” kontraktatsia [The Economic Institutions of Capitalism: Firms, Markets, Relational Contracting]. Saint-Petersburg, Lenizdat; CEV Press Publ., 1996. 702 p.
8. Gilbreth L.M. The Psychology of Management: The Function of the Mind in Determining, Teaching and Installing Methods of Least Waste. New York: Macmillan, 1914. 344 p.