HERMINEUTIC CONCEPTION OF THE FICTIONAL TEXT AS AN IMPORTANT KIND OF THE FICTIONAL LANGUAGE COMMUNICATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article dwells upon the hermineutic conception of the fictional text. Fictional text is one of the most important kinds of the fictional language communication. Speaking about text interpretation we can’t do without discussing the ways of its perception and understanding and this is the subject of hermineutics.The author analysis the development of the philological hermeneutics, shows its principles from the point of view of text interpretation position.

Keywords:
fictional text, hermeneutics, communication, phylology.
Text

Совет Европы предлагает в настоящее время следующие рекомендации для повышения качества преподавания как общего языка, так и языка в сфере профессиональной деятельности: изучение иностранного языка должно содействовать, прежде всего, не тренировке ума, а взаимному общению и взаимопониманию народов; процесс обучения должен быть направлен на овладение «пороговым уровнем» иностранного языка в сочетании с изучением культуры другой страны, что обеспечивает возможность взаимопонимания. Теоретической основой рекомендаций Совета Европы является теория коммуникативного обучения, в том числе коммуникативной компетенции. Поскольку теория коммуникации представляет собой многоуровневую и чрезвычайно разветвленную систему знания, то в ней используются методы таких наук, как социология, психология, лингвистика, педагогика и др. [1; 2; 7].

C недавнего времени произошел возврат герменевтики как теории понимания, а именно, осуще ствляется попытка найти ответ на вопрос, какие основополагающие условия влияют на процесс понимания через органы чувств при трактовке (истолковании) художественных текстов. Виновником ренессанса герменевтики как «смыслоистолковывающего» метода явился немецкий философ Х.Г. Гадамер [16]. Кроме того, П. Рикер вносит существенные дополнительные уточнения понятий «понимание» и «интерпретация», дает их философскую основу [7]. Так, под герменевтикой он понимает «теорию операций понимания в их соотношении с интерпретацией текста» [7, с. 7]. Слово «герменевтика» означает не что иное, как последовательное осуществление интерпретации [7, с. 8].

Герменевтика как метод истолкования, интерпретации текстов, заимствованный из философии, также используется в изучении коммуникативных процессов. Сегодня герменевтика — это, с одной стороны, метод понимания, с другой стороны, философское учение. Под герменевтикой понимается сегодня в литературоведении и лингвистике один из основополагающих методов толкования скрытого (внутреннего) смысла текста [17].

References

1. Gojhman O.YA., Nadeina T.M. Rechevaya kommunikaciya [Speech Communication]. Moscow, NFRA-M Publ., 2006.

2. Gojhman O.YA. Kommunikativistika v sovremennom obshchestve [Communicative in modern society]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Research and development. Modern communication study]. 2012, I. 1, pp. 4–8.

3. Domashnev A.I., SHishkina I.P., Goncharova E.A. Interpretaciya hudozhestvennogo teksta: Nemeckij yazyk [nterpretation of the art text]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1989.

4. Kremer I.YU. Reprezentanty argumentacii v nauchnomkriticheskom tekste [Reprezentantov argument in the scientific critical text]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Research and development. Modern communication study]. 2014, V. 3, I. 1, pp. 42–46.

5. Kremer I.YU. K voprosu o social’noj roli avtorakriticheskogo teksta i ego lingvisticheskoj aktualizacii [On the question of the social role of the author of the critical te xt and its linguistic actualization]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Research and development. Modern communication study]. 2015, V. 4, I. 1, pp. 51–55.

6. Kremer I.YU. Konceptual’nye osnovaniya issledovaniyaznaniya i mneniya v nauchnom diskurse [Conceptual bases of research knowledge and opinions in the scientific discourse]. Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S.A. Esenina [Bulletin of the Ryazan State University. SA Esenina]. 2014, I. 1, pp. 103–112.

7. Riker P. Germenevtika. Etika. Politika. Moskovskie lekcii i interv’yu. Rossijskaya akademiya nauk, institut filosofii [Policy. Moscow lectures and interviews. Russian Academy of Sciences, Institute of Philosophy]. Moscow, AO “Kapi” Publ., Izdat. Centr Academia Publ., 1995.

8. Sil’man T.I. Posobie po stilisticheskomu analizu hudozhestvennoj literatury (na nemeckomyazyke) [Handbook on stylistic analysis of literature (in German)]. Moscow, Nauka Publ., 1969.

9. Fedotova O.S. Angloyazychnaya hudozhestvennaya proza: struktura diskursa i metadiskursa [The English-language fiction: Discourse structure and metadiskursa]. Ryazan’, RGU im. S.A. Esenina Publ., 2014. 232 p.

10. Fedotova O.S. Dialog s chitatelem ili introspekciya avtora? [Dialogue with the reader or the author’s introspection?]. Voprosy kognitivnoj lingvistiki [Issues of cognitive linguistics]. 2015, I. 4 (045), pp. 138–146.

11. Fedotova O.S. Dialogichnost’ kak kategoriya hudozhestvennogo teksta, otrazhayushchaya kommunikativnoe vzaimodejstvie mezhdu avtorom i chitatelem [Dialogichnost as a category of a literary text, reflecting the communicative interaction between author and reader]. Nauchnye issledovaniya i razrabotki. Sovremennaya kommunikativistika [Research and development. Modern communication study]. 2013, V. 2, I. 4, pp. 7–9.

12. Chernyavskaya E.S. Aktualizaciya gendernogo aspekta v processe kognitivnoj interpretacii narrativnogo diskursa [Mainstreaming a gender perspective in the process of cognitive interpretation of narrative discourse]. Kognitivnaya lingvistika: novye problem poznaniya [Cognitive Linguistics: new challenges of knowledge]. Moscow, Ryazan’, 2007, pp. 53–261.

13. Chernyavskaya E.S. Diskursivnaya interpretaciya narrativnogo teksta [Discourse interpretation of narrative text]. Germanistika: sostoyanie i perspektivy razvitiya: Materialy mezhdunarodnoj konferencii [Germanic: state and development prospects: Proceedings of the international conference]. Moscow, MGU Publ., 2005, pp. 209–217.

14. Chernyavskaya E.S. Realizaciya avtorskoj paradigmy v narrativnom diskurse teksta: Diskursivnyj potencial grammaticheskogo komponenta v razlichnyh sferah chelovecheskogo obshcheniya [The implementation of the author’s narrative paradigm in the discourse of the text: Discourse potential grammatical component in various spheres of human communication]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Seriya «Lingvistika» [Bulletin of Moscow State Linguistic University. «Linguistics» series]. 2004, I. 482, pp. 182–191.

15. Chernyavskaya E.S. Realizaciya cennostnogo potenciala avtorskoj paradigmy v nemeckoyazychnom narrativnom diskurse. Kand. Diss. [The implementation of the value potential of the author’s narrative paradigm in the German discourse. Cand. Diss.]. Moscow, MGLU Publ., 2005

16. Gadamer H.G. Sprache als Medium der hermeneutischen Erfahrung. Texte zur Literaturtheorie der Gegenwart. Stuttgart: Reclam, 1996.

17. Welbery David E. Positionen der Literaturwissenschaft. Acht Modellanalysen am Beispiel von Kleists «Das Erdbeben in Chili». München: Beck, 1997.

Login or Create
* Forgot password?