Most children entering the social - rehabilitation center for minors "Astarte" for a course of social rehabilitation, have emotional disorders of varying severity, they are characterized by neurotic reactions, neurosis-like states, various phobias, anxiety, insomnia, isolation, aggression, low self-esteem, breach of trust in the people around. Due to adverse life circumstances, these children are not accustomed to learning activity and mental work, however, in most cases, for teens is not specific violation of the functions of the intellect, and, as a rule, underdevelopment of its development prerequisites: cognitive activity, the motivation to acquire knowledge, interest acquire new experience. These processes do not develop at the child in the conditions in which it was before entering the facility. The article examines the program of socio-psychological rehabilitation of children and the results of its implementation.
Socio-psychological rehabilitation of children, art therapy, play method of correction, dance therapy.
Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.
Развитие познавательной сферы воспитанника социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних "АСТАРТА" старшего дошкольного возраста имеет следующую специфику. Запас знаний об окружающем мире ограничен и требует расширения, дополнения и разнообразия образов. Внимание слабоустойчиво и концентрация его не превышает временного периода 5-7 минут. Память несовершеннолетнего в основном на нижней границе возрастной нормы, объем которой составляет 3-4 элемента. Слуховая память развита минимально, что подтверждает сложность воспроизведения даже коротких детских стихотворений. Только после длительной коррекции и многократных повторений ребенок начинает запоминать на слух. У таких детей плохо формируется восприятие формы, цвета, последовательности и предпосылок логического решения задач. Но самое сложное то, что у таких детей не сформирован интерес к познанию.
Соответственно, основной целью психологической коррекции и социально-психологической реабилитации должно быть формирование устойчивой познавательной мотивации, основанной на постоянно высоком уровне познавательной активности [6, 8, 9]. Ведущим видом деятельности в данном случае выбирается игровой, как наиболее эффективный и наиболее благоприятно воспринимаемый детьми.
Разработанная программа реабилитации, начиная с игровых методик, формирует активную познавательную позицию ребенка и стабильный интерес к познавательной деятельности.
Цель программы: прямое, либо компенсаторное доразвитие мотивационного компонента познавательной сферы, формирование устойчивого интереса к познавательной деятельности, как необходимое условие для успешного перехода от игрового ведущего мотива деятельности к познавательному. Это обусловливает дальнейшую успешность обучения в младшей школе.
Программа «Путешествие в самооткрытие» состоит из двух подпрограмм:
1. «Ты мой друг и я твой друг» направлена на работу с детьми дошкольного возраста. Это цикл коррекционно-развивающих занятий эмоционально-волевой сферы и личностного развития дошкольника.
Так как у детей 3-7 лет, поступающих в СРЦН более выражена задержка психического развития, поэтому главным направлением развития эмоциональной сферы дошкольника - это появление способности управлять своими эмоциями. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями («полевое поведение») в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней его регуляции, к возможности выбора собственного поведения. Другое направление в развитии эмоций в дошкольном возрасте - эмоции становятся устойчивыми, приобретают большую глубину. Появляются высшие чувства - сочувствие, сопереживание, сострадание. Наблюдая за внешними эмоциональным проявлениями, ребенок учится понимать поведение других людей и правильно реагировать в соответствии с ним.
Комплекс методов, используемых в программе, включает:
- Метод игровой коррекции (групповые подвижные игры, индивидуальные ролевые) [3, 4];
- Арт-терапия в различных ее видах (рисунок, аппликация, пластилинография) [5];
Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на изобразительном искусстве. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка.
2. «Движение - жизнь» - направлена на работу с детьми подросткового возраста.
Большинство детей, поступающих в СРЦН «Астарта» для курса социальной реабилитации, имеют эмоциональные расстройства различной степени выраженности, для них характерны невротические реакции, неврозоподобные состояния, различные фобии, тревожность, нарушение сна, замкнутость, агрессивность, низкая самооценка, нарушение доверия к окружающим людям. В силу неблагоприятных жизненных обстоятельств эти дети не приучены к учебной деятельности и умственной работе, однако, в большинстве случаев для подростков характерно не нарушение функций самого интеллекта, а, как правило, неразвитость предпосылок его развития: познавательной активности, мотивации к получению знаний, интереса к приобретению нового опыта. Именно эти процессы не развиваются у ребенка в тех условиях, в которых он находился до поступления в центр.
Длительное неудовлетворение основных психических потребностей ребенка в семье, школе, социальном окружении негативно влияет на его психологический статус [7, 10]. Главными проблемами подростков являются нарушения личностной и коммуникативной сферы. И одним из решений данной проблемы является метод танцедвигательной терапии.
Танцевально-двигательная терапия базируется на признании того, что тело и психика взаимосвязаны: изменения в сфере эмоциональной, мыслительной или поведенческой вызывают изменения во всех этих областях. Тело и сознание рассматриваются как равноценные силы в интегрированном функционировании [1, 2].
Осознавание чувств и соответствующее эмоциональное выражение вовлекает в работу мышечный тонус человека. Люди обычно не осознают свои чувства, если существует высокая степень телесного напряжения. В процессе попытки справиться со стрессом человек может, защищаясь от страха, потерять контроль путем подавления, вытеснения своих чувств, существующих в теле. Давая напряжению возникнуть и удерживая его в теле, человек таким образом защищает себя от прямого переживания и от встречи лицом к лицу со своим конфликтом. Например, степень напряжения в плечах и руках может быть бессознательно увеличена до того предела, когда эта часть тела становится отрезанной от чувств: она становится диссоциированной.
Каждая мысль, действие, воспоминание, фантазия или образ вызывает некоторое новое мышечное напряжение. Подросткам можно помочь открыть для себя: как они меняют, переделывают, перенаправляют, разрушают или контролируют эти тончайшие мышечные ощущения, которые оказывают влияние на переживание и выражение чувств.
Для осознания собственных чувств необходима некоторая степень осознания тела. Кинестетический процесс дает возможность получить прямой опыт, исходящий из мышечной деятельности. Изменения положения и равновесия тела, координация моторной деятельности и планирование движения включают как восприятие внешних объектов или событий, так и нашу моторную реакцию. Это кинестетическое ощущение, критичное к выполнению повседневных задач, играет ведущую роль в формировании нашего собственного эмоционального осознавания и ответных реакций.
Дети из неблагополучных семей, поступившие на курс реабилитации в СРЦН «Астарта», по результатам первичной диагностики характеризуются ярким проявлением дезадаптационных процессов: они конфликтны со сверстниками, эмоционально незрелы, недоверчивы к новым вещам, избегают контактов с людьми, асоциальны (слабо выражено или не выражено вовсе стремление следовать социальным и морально-нравственным нормам), а также неусидчивы, характеризуются непринятием к себе чувства любви, не имеют "опыта" принимать любовь взрослых (беспокоятся, когда ими интересуются взрослые), агрессивны, большая половина детей имеют депрессивное истощение.
Реализуя работу по данной программе, мы получили подтверждение о том, что психокоррекционная работа, в основе которой используются методы арт-терапии, танцедвигательной терапии способствуют преодолению социально-психологических адаптационных трудностей у детей из неблагополучных семей. Снижение уровня агрессии, повышение степени включенности в группу, увеличение уровня социальной активности, снижение уровня эмоционального напряжения. Комплекс проведенных коррекционно-развивающих упражнений эффективно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, нравственные, эстетические качества, формирует личность в целом. Используя практические знания, полученные в ходе реабилитационной работы, дети учатся соблюдать правила, являющиеся прототипом правил общественного порядка, правил, касающихся общества, как социальной системы, в которую предстоит ребенку сначала интегрироваться, а затем адаптироваться, чтобы чувствовать себя неотъемлемой и необходимой частью социальных отношений.
В ходе коррекционной работы были получены выводы - все качества, свойства личности формируются в активной деятельности в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие.
Высокий уровень осознанности, в прямом и переносном смысле владение собой, умение управлять собственным телом, управлять основными процессами в нем: дыханием, мышечным тонусом, - эти показатели высокоорганизованной личности являются той самой базой, тем самым фундаментом, без которого невозможна перспектива развития успешного во всех отношениях человека.
В СРЦН «Астарта» в 2015 году прошли реабилитацию 69 детей, которые по результатам первичной диагностики характеризуются ярким проявлением дезадаптационных процессов: они конфликтны со сверстниками (75%), эмоционально незрелы (80%), недоверчивы к новым вещам, избегают контактов с людьми, асоциальны(46%) (слабо выражено или не выражено вовсе стремление следовать социальным и морально-нравственным нормам), а также неусидчивы, характеризуются непринятием к себе чувства любви, не имеют "опыта" принимать любовь взрослых (беспокоятся, когда ими интересуются взрослые), агрессивны (89%), большая половина детей имеют депрессивное (нервное) истощение (63%).
Реализуя работу по программе «Путешествие в самооткрытие», мы получили подтверждение о том, что психокоррекционная работа, в основе которой используются методы арт-терапии, танцедвигательной терапии способствуют преодолению социально-психологических адаптационных трудностей у детей. За период реабилитации снизился уровень агрессии (на 26%) и тревожности (на 17%), повышение степени включенности в группу, увеличение уровня социальной активности, повысился уровень коммуникативных навыков, снизилось эмоциональное напряжение (на 30%).
Комплекс проведенных коррекционно-развивающих упражнений эффективно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, нравственные, эстетические качества, формирует личность в целом. Используя практические знания, полученные в ходе реабилитационной работы, дети учатся соблюдать правила, являющиеся прототипом правил общественного порядка, правил, касающихся общества, как социальной системы, в которую предстоит ребенку сначала интегрироваться, а затем адаптироваться, чтобы чувствовать себя неотъемлемой и необходимой частью социальных отношений [9].
В ходе коррекционной работы были получены выводы - все качества, свойства личности формируются в активной деятельности в тех ее различных видах, которые составляют жизнь личности, ее общественное бытие. Проводя работу с группой дошкольного и младшего школьного возраста мы получили вывод, что в течение периода реабилитации повышается уровень развития психических процессов с минимальных значений до возрастной нормы. Время продуктивной деятельности и максимальной концентрации увеличилось с 5-7 минут до 15-20 у 73% детей; объем памяти с 3-5 элементов до 7-8 у 80% детей; уровень мышления повысился до возрастной нормы у 67% воспитанников, прошедших реабилитацию.
Высокий уровень осознанности, в прямом и переносном смысле владение собой, умение управлять собственным телом, управлять основными процессами в нем: дыханием, мышечным тонусом, - эти показатели высокоорганизованной личности являются той самой базой, тем самым фундаментом, без которого невозможна перспектива развития успешного во всех отношениях человека.
В рамках программы за отчетный период было оказано 2993 психологические услуги. В соответствии со стандартами было предоставлено консультаций - 212; диагностика - 222; патронаж - 1179; коррекция - 545; тренинг - 828; преодоление конфликтов - 4; восстановление внутрисемейных отношений - 3; Наиболее действующими формами реализации программы оказываются такие, которые включают в себя особым образом организованную телесную двигательную активность, будь то хореография или йога, или основы сценического движения. Формы группового взаимодействия, использующие двигательные невербальные элементы помогают высвобождать подавленные эмоции в приемлемом конструктивном виде, дают разрядку и обучают навыкам первичного (телесного) эмоционального самоконтроля и самоуправления.
Регулярные систематические встречи родителей с психологами Центра носят просветительский, психокоррекционный и психотерапевтический характер, имеют индивидуальные и микрогрупповые формы, когда идет работа с родительско-детскими парами и тройками (если семья полная или если ребенка воспитывают мать и бабушка и т.п.). Встречи проходят как на базе Центра, так и по месту жительства семей. За 2015 год было проведено 27 индивидуальных консультаций родителей на базе центра.
Большой популярностью пользовались групповые занятия с родителями и детьми в летний период в рамках развлекательной тренинговой программы (7 мероприятий).
Результатами данных встреч, при условии соблюдения родителями условий регулярности и систематичности, а также их личной заинтересованности, является осознание родителями искажений и отклонений в стилях и методах воспитания, расширяется репертуар конструктивных форм общения у несовершеннолетних, снижается их тревожность и агрессивность, как следствие происходит нормализация психологического климата внутри семьи.
В рамках межведомственного взаимодействия совместно с Московским Областным филиалом Московского Университета МВД РФ им. В.Я.Кикотя проведены тренинги в «комнате психологической разгрузки» с воспитанниками центра (2 занятия). В образовательных учреждениях Рузского муниципального района проведены совместные родительские собрания (6 собраний).
1. Adler A. Ponyat´ prirodu cheloveka. [To understand the nature of man]. SPb., 2005.
2. Baskakov V. Khrestomatiya po telesno-orientirovannoy terapii. [Readings on body-oriented therapy]. Moscow, 2002.
3. Dybina O. game - the way to the knowledge of the objective world // Doshkol´noe vospitanie [Preschool education]. - 2004. – pp. 29-36. (in Russian).
4. Kipper D. Klinicheskie rolevye igry i psikhodrama. [Clinical role playing and psychodrama]. - M., 1993.
5. Kramer E. Art-terapiya s det´mi. [Art therapy with children]. - M.: Genesis Publ.- 2013.
6. Kumarina G.F. School maladjustment // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2001. – pp. 44-56.
7. Maltseva T.V. Vnutrilichnostnye konflikty i puti ikh preodoleniya: Uchebnoe posobie [Intrapersonal conflicts and ways to overcome them. Training manual]. Ruza: OIF Mohs the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, 2012.
8. Maltseva T.V. Psikhologiya: kurs lektsiy. [Psychology: a course of lectures]. – Moscow regional branch of the Russian Interior Ministry Mohs. Ruza – 2013.
9. Sepiashvili E.N. The effectiveness of joint group activities in children´s camps in the interaction of camp leaders and children. V sbornike: Razvitie obrazovaniya i ego rol v formirovanii buduschego Rossii [In: Development of education and its role in shaping the future of Russia Collection of scientific papers. Ser. "Collection of Scientific Papers] / M of Education and Science of the Russian Federation, the MGUTU im. K. Razumovsky, Volokolamsk, edited by Kudelina O.V., Makeeva O.V., Sepiashvili E.N. Moscow, 2011, pp 119-123. (in Russian).
10. Holostova E.I. Sotsial´naya rabota s dezadaptivnymi det´mi. [Social work with children maladaptive]. - M., 2006.