Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents an analysis of the M.M. Borisova harvested rich theoretical and methodological material accumulated in the national system of physical training of children of preschool age. Modern approaches to the organization of sports and recreation activities and additional education system in preschool educational institutions are disclosed.

Keywords:
physical education, physical education, physical development, further education, sports and recreation activities, teaching motor actions, early age, developing rehabilitation pedagogy, information and communication technology, subject-developing space technologies of physical education, security and control over the physical education, tourist walks, children with special abilities.
Text

Дошкольное образование в последнее время переживает серьезные масштабные изменения. В 2013 г. был принят впервые в истории отечественного образования Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В этом же году утвержден Профессиональный стандарт педагога. В 2015 г. утверждена примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ПООП ДО). В связи с этими существенными структурными изменениями возникла острая необходимость в качественных доработках ранее выпущенных изданий и в новых учебных пособиях и учебниках для студентов среднего профессионального образования и высшего образования, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», готовящихся к профессиональной деятельности в области дошкольного образования [11–18]. Проблема физического воспитания и развития населения, особенно детей, в современной России также переживает глобальные изменения. 

В 2016 г. в Издательстве «ИНФРА-М» вышел в свет учебник «Теория и технология физического воспитания и развития ребенка» автора Борисовой Марины Михайловны, кандидата педагогических наук, доцента Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.

Цель учебника – вооружить будущих специалистов необходимым объемом знаний и навыков в разработке и реализации новых педагогических методик, технологий, альтернативных подходов и направлений к совершенствованию физического воспитания и образования детей раннего и дошкольного возраста, развить познавательную и профессиональную мотивацию, личностную позицию в решении задач физического воспитания.

Книга построена на основе современных достижений в области психолого-педагогических, медико-биологических и специальных исследований, с учетом профессиональных требований, предъявляемых к специалистам дошкольного образования и в соответствии с целями и задачами, поставленными перед современной отечественной физической культурой в области воспитания и развития дошкольника.

В учебнике реализована современная концепция физического воспитания, основными положениями которой являются тесная связь физического воспитания со здоровым образом жизни человека, осознанное отношение ребенка к процессу физического воспитания и его влияния на здоровье, развитие двигательных способностей и двигательных навыков, личностных качеств каждого ребенка. В учебнике подробно и детально рассматриваются вопросы организации предметно-развивающего пространства в дошкольных образовательных организациях.

Необходимость в написании учебника обусловлена также стремлением к целостному осмыслению, обобщению и систематизации опыта, накопленного отечественными и зарубежными научно-практическими школами в вопросе теории и технологии физического воспитания и развития ребенка. Этому посвящена первая глава учебника М.М. Борисовой, куда вошли исследования в области изучения истории становления вопроса физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста [1, с. 53–58]. Затронута тема современных тенденций и актуальных вопросов в физическом воспитании и развитии детей на современном этапе с учетом последних достижений. 

Автор М.М. Борисова имеет богатый практический опыт в вопросах методики формирования двигательных навыков у детей в процессе обучения и развития физических качеств и координационных способностей в дошкольном возрасте, что нашло отражение и в ее работах, опубликованных ранее и в отдельных главах данного учебного издания [6].

Несомненным отличием данного учебного издания от ранее изданных книг является тема использования информационно-коммуникационных технологий в разных формах работы по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Не менее важным материалом данного учебника является глава, посвященная организации дополнительного образования в дошкольной образовательной организации. В свете последних изменений в области дополнительного образования и принятия Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 г. этот материал будет полезен и будущим педагогам, и педагогам-практикам, слушателям курсов повышения квалификации. Автор книги предлагает алгоритм составления программы по дополнительному образованию детей дошкольного возраста и свои варианты работы в области дополнительного образования, накопленные за годы практической работы, которые ранее находили отражение в отдельных статьях и публикациях [2]. В рамках системы дополнительного образования предлагается организация и проведение занятий с детьми дошкольного возраста по хореографии, фитбол-гимнастике, обучению начальной базе ушу, хатхи-йоги и каратэ-до, а также с использованием тренажеров и элементов Спорт Чанбара [2, 8, 9].

Важной темой, поднятой автором в книге, является глава, посвященная обеспечению безопасности и организации контроля за техническим состоянием физкультурного инвентаря и спортивного оборудования в дошкольной образовательной организации. В ней также представлены организация двигательной деятельности детей, планирование работ по физическому воспитанию, организация работы с родителями по вопросам физического воспитания, а также педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка.

Вопросы оздоровления дошкольников в системе организации и функционирования образовательной среды дошкольного образовательного учреждения и ранее были подняты М.М. Борисовой [4, с. 53–56]. В учебнике автор обобщила наработки, которые существуют сегодня в области здоровьесберегающих технологий с учетом норм СанПиНа, ФГОС ДО и ПООП ДО, раскрыла тему организации работы по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста и вопрос о сохранении и укреплении здоровья педагога дошкольной образовательной организации.

В условиях становления и развития инклюзивного образования вопрос об организации работы по физическому воспитанию детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья и имеющими нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, нарушения речи, является ценной и важной главой в данном учебнике. 

Учебник снабжен учебно-методическим материалом, который будет полезен студентам в рамках изучения данного курса, особенно в рамках самостоятельной работы.

Книга может быть полезна магистрантам, аспирантам, инструкторам по физической культуре дошкольных образовательных организаций, работникам системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, преподавателям педагогических колледжей и вузов.

 

References

1. Borisova M.M. Vklad otechestvennykh issledovateley v metodiku fizicheskogo vospitaniya i razvitiya rebenka [Tekst] / M.M. Borisova //Doshkol´nik. Metodika i praktika vospitaniya i obucheniya. – 2014. – № 5. – S. 53–58.

2. Borisova M.M. Organizatsiya zanyatiy fitnesom v sisteme doshkol´nogo obrazovaniya [Tekst]: ucheb.-metod. posobie / M.M. Borisova. – M.: Obruch, 2014. – 256 s.

3. Borisova M.M. Podvizhnye igry s det´mi rannego vozrasta [Tekst] / M.M. Borisova. Sovremennoe doshkol´noe obrazovanie. Teoriya i praktika. – 2012. – T. 2. – S. 44–47.

4. Borisova M.M. Sovremennye tekhnologii ukrepleniya zdorov´ya i fizicheskogo razvitiya doshkol´nikov [Tekst] / M.M.Borisova. O nekotorykh voprosakh i problemakh psikhologii i pedagogiki. Sbornik nauchnykh trudov po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Innovatsionnyy tsentr razvitiya obrazovaniya i nauki. – Krasnoyarsk, 2014. – S. 53–56.

5. Borisova M.M. Formy organizatsii fizicheskogo vospitaniya v ramkakh vvedeniya FGOS doshkol´nogo obrazovaniya [Tekst] / M.M.Borisova. V sbornike: Rol´ psikhologii i pedagogiki v razvitii obshchestva. Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. NAUChNYY TsENTR «AETERNA». – 2014. – S. 8–12.

6. Borisova M.M. Podvizhnye igry kak sredstva zakrepleniya znaniy detey o pravilakh dorozhnogo dvizheniya[Tekst] /M.M. Borisova, M.A. Baranenko. Doshkol´noe vospitanie. – 2013. – № 10.

7. Borisova M.M. O sportivnykh igrakh sovremennykh doshkol´nikov [Tekst] / M.M. Borisova, N.E. Vlasenko. /V sbornike: Fizicheskaya kul´tura, sport i zdorov´e v sovremennom obshchestve. Sbornik nauchnykh statey Vserossiyskoy ochno-zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii; pod red. G.V. Bugaeva, O.N. Savinkovoy. – Voronezh, 2015. – S. 83–89.

8. Borisova M.M. Protsess obucheniya nachal´noy baze ushu detey doshkol´nogo vozrasta: istoriya i sovremennost´[Tekst]/ M.M. Borisova, E.V. Goryanova. Sovremennoe doshkol´noe obrazovanie. Teoriya i praktika. – 2013. – № 4 (36). – S. 42–49.

9. Borisova M.M. Spetsifika obucheniya osnovnym elementam bazovoy tekhniki karate-do v sisteme dopolnitel´nogo obrazovaniya doshkol´nikov [Tekst] / M.M. Borisova, Z.B. Gubzhokov. Sovremennoe doshkol´noe obrazovanie. Teoriya i praktika. – 2013. – № 2 (34). – S. 16–19.

10. Borisova M.M. Vospitatel´ v doshkol´nykh obrazovatel´nykh organizatsiyakh. Fizicheskoe vospitanie doshkol´nikov [Tekst] / M.M. Borisova, N.N. Kozhukhova, L.A. Ryzhkova; pod red. S.A. Kozlovoy – M.: Infra-M, 2016 – 384 s.

11. Sotrudnichestvo detskogo sada i sem´i v fizicheskom vospitanii doshkol´nikov [Tekst] / pod red. S.S. Prishchepy, T.S. Shatveryan. – M.:TTs Sfera, 2013. – 128 s.

12. Stepanenkova E.Ya. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i razvitiya detey doshkol´nogo vozrasta [Tekst] / E.Ya. Stepanenkova. – 5-e izd. dop. i pererab. – M.: Akademiya, 2014. – 368 s.

13. Fizicheskoe razvitie doshkol´nikov [Tekst] Ch. 2. Formirovanie dvigatel´nogo opyta i fizicheskikh kachestv; pod red. N.V. Miklyaevoy. – M.:TTs Sfera, 2015. – 176s.

14. Fizicheskoe razvitie doshkol´nikov [Tekst] Ch. 1. Okhrana i ukreplenie zdorov´ya; pod red. N.V. Miklyaevoy. – M.: TTs Sfera, 2015. – 144s.

15. Filippova S.O. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy fizicheskogo vospitaniya i razvitiya detey rannego i doshkol´nogo vozrasta [Tekst] / S.O. Filippova [i dr.]; pod red. S.O. Filippovoy. – izd. 7-e dop. – M.: Akademiya, 2015. –320 s.

16. Chemeneva A.A. Kommunikativno-orientirovannaya predmetnaya sreda fizkul´turnogo obrazovaniya doshkol´nika [Tekst] / A.A. Chemeneva, O.A. Ushakova-Slabolyubova. – SPb.: DETSTVO-PRESS, 2013. – 176 s.

17. Shebeko V.N. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya detey doshkol´nogo vozrasta [Tekst] / V.N. Shebeko. – Minsk: Vysheyshaya shkola, 2013. – 288 s.

18. Shebeko V.N. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya detey doshkol´nogo vozrasta [Elektronnyy resurs]: ucheb. posobie / V.N. Shebeko. – 2-e izd. – Minsk: Vysh. shk., 2013. – 288 s. – http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=509336

Login or Create
* Forgot password?