In the article elements of activation methods of informative interest of pupils by using practice-oriented approach in the framework of the summer camp practice are theoretically substantiated and methodically developed. Relevance of the work lies in the fact that students in today´s society must be economically savvy, navigate in the mechanisms of the market economy and to assist in improving the entrepreneurial skills of the population.
economy, entrepreneurship, marketing, entrepreneurial skills, economic association, business games, debates.
В результате проведения педагогического эксперимента было выявлено, что формирование способности к предпринимательству у современной молодежи будет эффективным, если к традиционной форме обучения добавить альтернативные. Одной из таких форм является профильная лагерная смена.
Педагогический эксперимент был проведен в п. Нижнее Макопсе ДОЛ «Дружба» в 1 и 2 отрядях. В эксперименте участвовало 47 детей в возрасте 14–16 лет.
На первом этапе отряду № 1, который был в обычной смене, и отряду № 2, который был в профильной смене, были предложены тестовые задания в закрытой форме. При составлении тестовых заданий было акцентировано внимание на тот факт, что большинство детей сдавали ГИА и собирались сдавать ЕГЭ по обществознанию. Поэтому тесты, предоставленные ребятам, были из материалов ЕГЭ и ГИА.
Первые результаты были такие: общий уровень знаний отряда № 1 по теме «Государственное регулирование экономики» находится на высоком уровне и составляет 70,8 %, а уровень знаний отряда № 2 немного ниже и составляет 70 %. Эти данные говорят о хороших знаниях, которыми учащиеся владеют на начало изучения новой темы.
В ходе эксперимента оценивались разные формы изучения темы: «Экономика и государство», «Предпринимательство» и т.д.
- беседа по теме «Экономика и государство»;
- интерактивная форма по теме «Предпринимательство».
Эксперимент показал, что изучение в интерактивной форме дает более высокий результат, но не высший. В 4 смене отряд № 1 работал по план-сетке лагеря. Уровень ребят на начало смены по теме «Предпринимательство» составлял 70,8 %. После чего с ребятами была проведена беседа согласно отрядной план-сетке. После этого в отряде № 1 было проведено второе тестирование, которое показало, что уровень знаний ребят поднялся на 16,6 %. Конечный уровень знаний отряда № 1 составлял 86,6 % (см. рисунок 1). Проведение беседы помогло ребятам расширить свой кругозор по теме «Предпринимательство».
Рис. 1. Сравнительный анализ констатирующего и формирующего экспериментов по отряду № 1
В 5 смене 2 отряд работал по план-сетке, разработанной по теме курсовой работы «Формирование предпринимательских навыков современной молодежи», где были проведены мероприятия согласно план-сетке по теме «Предпринимательство». На начальный этап профильной смены ребятам был предложен тест, по результатам которого выявлено, что начальный уровень знаний составляет 70 %. Проведение конкурсной программы способствовало закреплению изученного материала в школе, а также изучению нового по данной теме. В конце смены отряду № 2 был предложен второй тест, где видно, что уровень знаний повысился на 17,8 %. Конечный уровень знаний отряда № 2 составлял 87,8 % (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Сравнительный анализ констатирующего и формирующего экспериментов по ученикам отряда № 2
Можно сделать вывод, что в профильной смене ребята усваивают материал лучше и больше, у них есть возможность сразу применить его на практике. Хотя следует отметить, что тема «Предпринимательство» изучается с 9 класса.
1. Veterok E.V. Igray belymi! Stsenarii igr s podrostkami v zagorodnom lagere [Tekst] / E.V. Veterok. – Novosibirsk: Sibirskoe universitetskoe izdatel´stvo, 2013. – 112 s.
2. Gryaznova A.G. Ekonomicheskaya teoriya [Tekst]: uchebnik. A.G. Gryaznova. – M.: Ekzamen, 2015. – 592 s.
3. Mikheeva S.A. Shkol´noe ekonomicheskoe obrazovanie: metodika obucheniya i vospitaniya [Tekst]: uchebnik dlya studentov ped. vuzov. S.A. Mikheeva. – M.: VITA-PRESS, 2012. – 327 s.
4. Mishen´kina V.F. Podvizhnye igry [Tekst]: uchebnoe posobie / V.F. Mishen´kina [i dr.]. – Omsk: Izdatel´stvo SibGUFK, 2014. – 92 s.
5. Romanov A.N. Predprinimatel´stvo [Tekst]: uchebnik / A.N. Romanov, V.Ya. Gorfinkel´, G.B. Polyak; pod red. V.Ya. Gorfinkel´, G.B. Polyak. – 5-e izd., pererab. i dop. – M.: Yuniti-Dana, 2015. – 687 s.