In the article examined and analysed psychological aspects, as component part for achievement of high results in sport along with physical, technical and tactical preparation. Trainers and sport organizers mark at the same time, that in training it is not enough to time spared psychological preparation, what results in derangements in appearances on competitions. There is a necessity of activation of process of education of personality with the use of all of facilities and methods of modern psychology. Opening of structure of personality must make basic maintenance of works.
sporting games, types of psychological preparation, command, personality, individual features
Постановка проблемы. Высокие требования к соревновательной деятельности спортсменов, долговременный и творческий процесс их подготовки с привлечением различных специалистов, все нарастающий накал спортивной борьбы и экстремальность ее условий порождают новые задачи и связанные с ними трудности психологической подготовки. Завоевание спортивных рекордов требует от спортсмена наивысшего напряжения физических и психических сил. Но само это требование предполагает развитие определенных индивидуальных способностей, которые, в свою очередь, зависят от определенных структур личности, в том числе от идейных и нравственных ее основ. Именно от содержательных характеристик личности спортсмена зависит успешность его выступлений на соревнованиях и уровень подготовки к ним. Но отсутствие представления о роли личности в общей профессиональной «картине видения» у специалистов приводит к тому, что упор при подготовке спортсменов делается на эффективность функционирования соматических проявлений, а не на формирование необходимых личностных качеств. Этим, по нашему мнению, и определяются порой срывы в выступлениях на соревнованиях.
К настоящему времени сложилось упрощенное мнение, согласно которому «техника в сочетании с тактикой являются основой спортивного мастерства, а остальные стороны подготовки призваны обслуживать эту результирующую деятельность». В то же время привычными стали претензии тренеров и организаторов спорта к психологической подготовке. Вместе с тем в тренировке как таковой нет объективно выраженного «места» для психологической подготовки и тем более «психологической тренировки». Возникает необходимость активизировать процесс воспитания личности, используя при этом не только педагогические средства индивидуального и коллективного воспитания, но и все средства и методы современной психологии. Необходимо обобщить полученный экспериментальный и теоретический материал и уже на этой основе строить методологически обоснованную предметную область психологической подготовки [3,5,7].
1. Gomel´skiy A.Ya. Upravlenie komandoy v basketbole. - Izd.2-e dop.- M., FiS, 1985 - 160 s.
2. Ivanov V.K. Tsentral´nyy krug.- M., FiS, 1973.- 256 s.
3. Kazakov P.N. Futbol. Uchebnik dlya institutov fizicheskoy kul´tury. M., FiS, 1978. -S.184-186.
4. Lobanovskiy V.V. Beskonechnyy match. M., FiS, 1989. - 60 s.
5. Savin V.P. Khokkey. Uchebnik dlya institutov fizicheskoy kul´tury. M., FiS, 1990.-S. 187-193.
6. Tikhonov V.V. Khokkey: nadezhdy, razocharovaniya, mechty. - M., FiS, 1985.-240 s.
7. Shamardin V.N., Savchenko V.G. Futbol. Uchebnoe posobie dlyaya studentov, prepodavateley spetsial´nykh uchebnykh zavedeniy, a takzhe trenerov komand. Dnіpropetrovs´k «Porogi», 1997. - S.186-187.