Abstract and keywords
Abstract (English):
Insufficiently developed model of psychological help in general in school and younger students at-risk, with the existence of a variety of different directions, concepts and theories of counseling and the reasons for school failure, and possible ways to overcome it. It identifies the problem of psychological assistance in the science and practice.

Keywords:
psychological assistance, counseling, psycho-correction, psychotherapy, underachievement schoolchildren.
Text

Современная психология представляет собой чрезвычайно развернутую область знаний [5, C.12]. В отеческой и зарубежной литературе описан ряд систем психологии [1, c. 45; 2, с. 41; 3, с. 23; 4, c.62-68; 37 и др.]. Так или иначе можно разделить отрасли психологической науки на три части фундаментальную (теоретическую или базовую) и прикладную (специальную или отраслевую), также можно выделить практическую психологию. 

Теоретическая психология в первую очередь фундаментальная наука, представляющая собой систему теорий, методов и исследований, результаты которых являются теоретической основой и методологической базой всех отраслей психологии. Прикладная психология включает в себя те отрасли психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории фундаментальной психологии на практике в смежных областях, а также обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены в этих областях. Прикладная психология, направленная на практику, но ориентированная на специалистов-психологов, на их профессиональное образование, излагает материал на строго академическом стиле, с использованием научной терминологии.

Практическая психология представляет собой часть психологического знания, направленную на удовлетворение практических запросов широкого круга людей, ориентированной на психологическую работу с населением. Практическая психология, опираясь на научную базу, использует оправдавшие себя в практике техники, не имеющие научной основы. Классификацию внутри практической психологии сделать сложно, поскольку различных психопрактик чрезвычайно много, каждый специалист претендует на уникальность своей техники, и нередко считает себя выразителем нового направления в практической психологии.

В настоящее время практическая психология активно развивающаяся отрасль психологической науки, а психолог приобрел новый общественный статус. Поэтому сегодня активно разрабатываются принципы, методы и формы психологической помощи. Однако, разнообразие и, в ряде случаев, принципиальная несовместимость некоторых основных принципов понимания сути психологии в различных школах, обуславливает сложность формулировки единого определения понятия «психологической помощи».

Своей целью психологическая помощь ставит создание условий для улучшения психологического состояния людей, обратившихся к психологу, актуализации их внутренних ресурсов и повышения их личностной, а в ряде случаев, и профессиональной эффективности. Процесс оказания психологической помощи предполагает наличие различных ее форм, таких как психопрофилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, индивидуальное консультирование и групповая работа в тренинговом режиме, психологическая коррекция, кризисное вмешательство, немедицинская психотерапия, психологическая реабилитация. 

В научной, учебной и методической литературе психологическая помощь определяется как система профессиональных мер поддержки и содействия человеку, семье, социальной группе со стороны лиц, оказывающих психологическую помощь, в предупреждении, разрешении, преодолении психологических проблем, которые нарушают нормальную жизнедеятельность и способствующих поддержанию психического здоровья, оптимизации психического развития, социальной адаптации, саморазвитию, самореализации и повышению качества жизни. Лицо или группа лиц, обратившееся к лицу за психологической помощью называют клиентом. Психологическая помощь, как правило, направлена на разрешение психологически сложной ситуации, которая не может быть преодолена клиентом самостоятельно. 

В современной психологической практике оформились три основные направления оказания психологической помощи: психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия. Анализ данных направлений и методов психологической помощи, их разграничение представлены в работах различных авторов (А.Е. Айви, М.Б. Айви, Л. Саймэн-Даунинг, 1999; Л. Браммер, Э. Шостром, 1968; А.Ф. Бондаренко, 2000; М.А. Гулина, 2000; А.Н. Елизаров, 2008, В.Ю. Меновщиков, 1998; В.М. Поздняков, 1994, 1999; М.Б. Шевелев, 1994, Л.Б. Шнейдер, 2003 и др.). Каждое направление имеет свои специфические проблематику и требования к субъекту и предмету, процессу и методам, целям и результатам психологической помощи.

Формируя рассматриваемые дефиниции необходимо разграничить понятия «консультирование», «коррекция», «терапия». С позиции уровней психологической работы и воздейственности психологическое консультирование может пониматься как первичный уровень психологической по мощи, ориентированный на психическую норму, психологическая коррекция может рассматриваться как второй, более высокий уровень, направленный на исправление или компенсацию нарушений в структуре личности, а психотерапия может представляться еще более сложным уровнем психологической помощи, ориентированной на глубинную работу по трансформации личности.

Наряду с немедицинскими психотерапевтическими сеансами, базирующимися на применении различных психотерапевтических и психокоррекционных методов и методик (например, аутотренинга, психологического дебрифинга, сенсомоторной и психофизической тренировки, арт-, мифо-, библио-, музыко- и песочной психотерапии, хромокоррекции и др.), социально-психологическим тренингом и другими способами активного воздействия на личность, психологическое консультирование является одной из форм оказания психологической помощи. Это один из основных инструментариев профилактической, коррекционной и обучающе-информационной работы практического психолога. 

Психологическое консультирование целесообразно определить его как особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная психологическая помощь в форме проведения специальной беседы для решения существующих у них личностных проблем или затруднений психологического характера [6]. При этом включенность (активность) клиентов в процесс консультирования выступает неотъемлемым условием его реализации.

Консультирование как психотехнология оказания психологической помощи исходит из представления о том, что на основе специально организованного процесса общения у лица, обратившегося за помощью, активизируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить поиск новых возможностей выхода из трудной жизненной ситуации.

Психологическая коррекция применяется как психологическое воздействие на конкретные психологические структуры с целью обеспечения полноценной жизнедеятельности человека и его личностного развития. Отличие психологической коррекции от психотерапии состоит в ее более широком диапазоне использования: она находит применение не только в медицине, но и в педагогике и некоторых других отраслях. 

Кроме термина «психологическая коррекция» существует понятие психологическое вмешательство». Оно также предполагает целенаправленное воздействие психолога на своего клиента. Как и психологическое вмешательство, так и психологическая коррекция применяются в различных сферах деятельности. Обе технологии решают задачи психологической профилактики и реабилитации. 

Психологическая помощь в школе своей целью имеет оптимизацию образовательной среды для создания условий для гармоничного развития личности обучающегося посредством психологического сопровождения образовательного процесса.

Психологическая помощь в школе включает в себя психодиагностику, коррекционную работу, консультирование учителей и родителей, психологическое просвещение и психологическую профилактику.

Психодиагностика, как правило, включает в себя проведение групповых и индивидуальных обследований с помощью психодиагностического инструментария, которая проводится по запросу учителей или родителей, или с профилактической целью. Психодиагностика помогает строить дальнейшую работу психолога по планированию коррекционных мероприятий, подготовки рекомендаций учителям и родителям по взаимодействию с учащимися. С психодиагностическими мероприятиями связан также и прием ребенка в школу (анализ уровня развития произвольности, наличие мотивации учения, уровня развития мышления).

Коррекционная работа ведется как индивидуально, так и в группе. В ходе этого вида психологической помощи психолог корректирует нежелательные особенности психического развития ребенка, проблемы в эмоционально-волевой сфере, в общении и проблемы самооценки. Коррекционные занятия в зависимости от целей и возраста учащихся включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и т.д.

Консультирование учителей и родителей ведется по конкретному запросу. Данный вид психологической помощи включает в себя знакомство с результатами диагностики (в приемлемой для не психологов форме), прогноз трудностей в обучении и общении, рекомендации по взаимодействие с учащимся.

Психологическое просвещение своей целью ставит знакомство с закономерностями и условиями благоприятного психического развития учащегося и может осуществляться как в ходе консультирования, так и в виде выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.

Психологическая профилактика – это соблюдение в школе психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка.

Обучение в школе связано с трудностями и переживаниями как учеников, так и родителей, справиться, с которыми самостоятельно ребенок не может, а родители не знают как. В таких случаях и необходима профессиональная психологическая помощь. 

В начальной школе психологическая помощь используется при работе с трудностями в учебной деятельности и усидчивостью на уроке, с повышенной тревожностью и формированием позитивного отношения к ошибкам, по оптимизации родительско-детских отношений и взаимоотношений с одноклассниками, учителем, с проблемами в эмоциональных проявлениях.

На сегодняшний день остается недостаточно разработанной модель психологической помощи как в целом в школе, так и слабоуспевающим младшим школьникам, хотя существует множество разнообразных направлений, концепций и теорий психологической помощи и причин школьной неуспеваемости, а также возможных путей ее преодоления. 

В существующих моделях психологической помощи слабоуспевающим детям уделяется внимание главным образом коррекции познавательной сферы, но недостаточно формированию эмоционально-волевой сферы, без которой невозможно успешное решение задач коррекционно-развивающего обучения.

Впервые вопрос о психологической помощи ребенку встает в большинстве случаев с началом школьного обучения. У младших школьников обнаруживаются трудности усвоения навыков письма, чтения, счета, неумение общаться, подчиняться школьным правилам и т. д. Все это отражается на успеваемости, формировании личности и коммуникативной компетенции ребенка.

Неуспеваемость, которая проявляется в начальных классах, существенно затрудняет овладение обязательной школьной программой. Так как в начальный период обучения закладывается фундамент системы знаний, необходимый для дальнейшего обучения в школе и овладения профессией. В этот период так же формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможно последующее обучение и практическая деятельность. Отсутствие данного фундамента знаний и умений приводит к трудностям в усвоении школьной программы. 

Подобной ситуации (при условии отсутствия нарушений развития) можно избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную психологическую помощь, которая ни в коей мере не должна сводиться к «дрессуре» определенных компонентов психического развития ребенка, а обязательно должна включать в себя все необходимые элементы полноценной формирующей среды: эмоциональный, рефлексивный, мотивационный, смыслообразующий и т. д.

Задача психологической помощи слабоуспевающим младшим школьникам должна заключаться в создании условий для формирования новых возможностей, искомых психологических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужными ребенку. Коррекционная работа должна носить целостный характер и ориентироваться на развитие личности и психического мира ребенка в целом[7]. Работа в этом направлении должна вестись целенаправленно и систематически, координированно с работой педагогического коллектива.

Резюмируя выше сказанное, отметим, что внедрение достижений современной психологии в практику школьного образования закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как психологическая помощь. Психологическая помощь, должна и может выступать одной из важных форм деятельности психолога в образовании, так как является средством совершенствования личностных и социально-психологических характеристик школьников. 

References

1. Atkinson R.L. etal. Vvedenie v psixologiyu [Introduction to Psychology textbook for university students]. / Under obsch.red.V.P. Zinchenko, AI Nazarov, NY Spomiora - St. Petersburg: 2003.

2. Berulava G.A. Metodologicheskie osnovy prakticheskoj psixologii [Methodological bases of practical psychology: a tutorial] - Moscow: SAG; Voronezh MODEK 2004.

3. Bondarenko A.F. Psixologicheskayapomoshh: teoriya I praktika [Psychological assistance: Theory and Practice], M. The company Class 2001.

4. Maltseva T.V. Vnutrilichnostnye konflikty i puti ikh preodoleniya: Uchebnoe posobie [Intrapersonal conflicts and ways to overcome them. Training manual]. Ruza: OIF Mohs the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, 2012.

5. Maltseva T.V.Psikhologiya: kurs lektsiy. [Psychology: a course of lectures]. – Moscow regional branch of the Russian Interior Ministry Mohs. Ruza – 2013.

6. Sepiashvili E.N. Psychological problems of professional formation of the future specialists. Education. Obrazovanie. Nauka. Nauchnyekadry .[The science.Scientific personnel]. 2014. №1. pp 283-233 (in Russian)

7. Sepiashvili E.N. Mezhkulturnaya kommunikaciya [Intercultural communication]. - Moscow, 2009. Volume 1.


Login or Create
* Forgot password?