The article presents the theoretical problems of educational activity of younger pupils, it is considered the essence of a place in the system of continuous education, shows the role of training activities in the development and formation of the personality of students, the specifics of its manifestation in the early school years, analyzes the main approaches to its development.
educational activity of younger schoolboys, technology of educational activity of younger schoolboys, formation of personality.
Успешное существование и развитие современного общества во многом обусловлено уровнем образованности его членов, их готовностью на всех этапах жизненного пути включаться в систему непрерывного образования. Именно от этого зависит возможность человека быть успешным, способным реализовать свой творческий потенциал в стремительно меняющемся мире. Общество заинтересовано в том, чтобы обучающиеся получили качественное образование, отвечающее требованиям времени и строящееся на основе достижений психолого-педагогической науки. Уровень образованности каждого отдельного человека зависит от успешной работы всех ступеней непрерывного образования, начальная ступень во многом обусловливает возможности перехода на более высокие уровни образования, поскольку именно здесь начинает формироваться учебная деятельность как деятельность научения учению.
Принятый Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения обозначил необходимость формирования у младших школьников универсальных учебных действий, учебной деятельности, важность становления младших школьников как ее субъектов. Достижение поставленных в стандарте задач требует как теоретического осмысления, так и разработки технологии формирования учебной деятельности. Современные подходы к решению данной проблемы должны стать достоянием будущих специалистов в области начального образования. Эту задачу и решает учебное пособие Г.И. Вергелес, известного специалиста в данном научно-методическом направлении [1–14]. Учебное пособие Г.И. Вергелес призвано оказать помощь студентам-магистрантам в освоении одной из учебных дисциплин. Как правило, подготовка магистров в недостаточной степени обеспечивается учебной литературой. Автор рецензируемого пособия восполняет этот пробел.
В пособии [15] представлены теоретические проблемы учебной деятельности, рассмотрена ее сущность, место в системе непрерывного образования, показана роль учебной деятельности в развитии и формировании личности обучающихся, специфика ее проявления в младшем школьном возрасте, проанализированы основные подходы к ее формированию. Наиболее важным в пособии является авторский подход к системе формирования учебной деятельности младших школьников. Обоснованность каждого элемента разработанной системы (дидактические основы, дидактические условия, технология формирования учебной деятельности, показатели ее сформированности) делают убедительными не только целесообразность, но и возможность ее реализации в практике начального обучения. Детальность описания технологии формирования учебной деятельности, предусматривающая четкую характеристику каждого этапа, конкретизацию тех задач, которые необходимо решать на каждом из них, описание особенностей работы учителя, возможных приемов, которые могут быть использованы, придают учебному пособию практическую направленность. Учебное пособие, с одной стороны, отражает многообразие имеющихся в научной литературе взглядов на проблему учебной деятельности, с другой – отличается бесспорной новизной, которая обнаруживается в определении процессуальной структуры учебной деятельности, в концептуальном подходе к ее формированию и детальном описании технологии.
Важно отметить, что предлагаемая в пособии система формирования учебной деятельности прошла апробацию в школах Санкт-Петербурга и показала свою эффективность.
В рецензируемом пособии тщательно продуман и методический аппарат, включающий вопросы и задания для студентов, темы выпускных работ, списки основной и дополнительной литературы, методики изучения особенностей сформированности учебной деятельности. Вопросы для самоконтроля способствуют развитию у студентов целенаправленности, самокритичности, педагогической рефлексии, помогают им осознать необходимость теоретических знаний для решения практических задач, совершенствовать информационные, аналитические, конструктивные и другие профессиональные умения. Наличие в учебном пособии приложения, содержащего методики изучения отдельных компонентов учебной деятельности, позволяет студентам самостоятельно вести исследовательскую работу в школе.
Представленная работа выполнена на высоком научно-методическом уровне. Глубоко и всесторонне раскрыты и сопоставлены разные взгляды и подходы ученых на проблему учебной деятельности, пути и средства ее формирования, четко заявлена авторская позиция, отражающая современные парадигмы образования.
Содержание учебно-методического пособия выдержано в строгой логике, может служить не только основой изучения курса «Система формирования учебной деятельности», но и значительно расширить знания студентов по педагогике, педагогической психологии, идеи пособия могут быть использованы студентами при написании выпускных квалификационных, дипломных работ и магистерских диссертаций.
Рецензируемое учебное пособие «Система формирования учебной деятельности младших школьников» будет полезным не только студентам, тем, кто готовится стать учителем начальных классов, но и тем, кто уже работает в школе.
1. Afanas´eva A.B. Magisterskaya podgotovka v oblasti nachal´nogo obrazovaniya [Tekst] / A.B. Afanas´eva [i dr.]. Magisterskie programmy. – Sankt-Peterburg, 2012.
2. Vergeles G.I. Formirovanie uchebnoy deyatel´nosti mladshikh shkol´nikov na osnove mezhpredmetnykh svyazey [Tekst]: uchebnoe posobie / G.I. Vergeles. – Leningrad, 1987.
3. Vergeles G.I. Didakticheskie osnovy formirovaniya uchebnoy deyatel´nosti mladshikh shkol´nikov [Tekst]: uchebnoe posobie k spetskursu / G.I. Vergeles. – Leningrad, 1989.
4. Vergeles G.I. Didakticheskie osnovy formirovaniya uchebnoy deyatel´nosti mladshikh shkol´nikov [Tekst]: dis. …d-ra ped. nauk / G.I. Vergeles. – Leningrad, 1990.
5. Vergeles G.I. Kharakteristika pokazateley sformirovannosti uchebnoy deyatel´nosti mladshikh shkol´nikov [Tekst] / G.I. Vergeles. Formirovanie mladshego shkol´nika kak sub´´ekta uchebnoy deyatel´nosti mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. – Leningrad, 1990. – S. 21– 36.
6. Vergeles G.I. Mladshiy shkol´nik: pomogi emu uchit´sya [Tekst]: kniga dlya uchiteley i roditeley / G.I. Vergeles, L.A. Matveeva, A.I. Raev. – SPb., 2000.
7. Vergeles G.I. Mladshiy shkol´nik: uchim uchit´sya [Tekst]: uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy / G.I. Vergeles, V.S. Koneva. – SPb.: Rossiyskiy gos. ped. un-t im. A.I. Gertsena, 2007.
8. Vergeles G.I. Razvitie obshchikh tvorcheskikh sposobnostey kak problema pedagogicheskoy psikhologii [Tekst] / G.I. Vergeles. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. – 2009. – № 100. – S. 7–18.
9. Vergeles G.I. Napravleniya sovershenstvovaniya podgotovki uchitelya nachal´nykh klassov [Tekst] / G.I. Vergeles. Gertsenovskie chteniya. Nachal´noe obrazovanie. – 2010. – T. 1. – S. 210–217.
10. Vergeles G.I. Podgotovka uchitelya nachal´nykh klassov: federal´nyy gosudarstvennyy obrazovatel´nyy standart tret´ego pokoleniya [Tekst] / G.I. Vergeles. Gertsenovskie chteniya. Nachal´noe obrazovanie. – 2011. – T. 2. – № 1. – S. 253–262.
11. Vergeles G.I. Osobennosti postroeniya magisterskoy programmy «upravlenie kachestvom nachal´nogo obrazovaniya» (napravlenie «pedagogicheskoe obrazovanie») / G.I. Vergeles, O.A. Granichina. Gertsenovskie chteniya. Nachal´noe obrazovanie. – 2012. – T. 3. – № 1. – S. 280–287.
12. Vergeles G.I. Tekhnologiya obucheniya mladshikh shkol´nikov [Tekst]: uchebno-metodicheskoe posobie dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy, vedushchikh podgotovku po napravleniyu 44.03.01 «Pedagogicheskoe obrazovanie» / G.I. Vergeles, A.A. Denisova. – SPb., 2014.
13. Mladshiy shkol´nik: uchim uchit´sya (Sistema formirovaniya uchebnoy deyatel´nosti) [Tekst]: uchebno-metodicheskoe posobie dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy, vedushchikh podgotovku po napravleniyu 44.04.01 – Pedagogicheskoe obrazovanie. – SPb., 2015.
14. Vergeles G.I. Pedagogicheskie tekhnologii v podgotovke sovremennogo uchitelya nachal´nykh klassov [Tekst] / G.I. Vergeles, S.Yu. Savinova. Nachal´naya shkola. – 2015. – № 1. – S. 63–67.
15. Vergeles G.I. Sistema formirovaniya uchebnoy deyatel´nosti mladshikh shkol´nikov [Tekst]: uchebnoe posobie / G.I. Vergeles. – 3-e izd. – M.: NITs INFRA-M, 2016.