REGULATION OF AUDITING STANDARDS WORK IN RUSSIA AND CHINA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the role and position of audit standards in the economy. On the basis of concept elements of audit standards we carried out a comparative analysis of the norms of the Chinese Law № 32 from 31 August, 1994 “On audit” and the Law of the Russian Federation №307-FZ from 30 December, 2008 “On Auditing activity”. The place of audit in the model of functioning economic entities in Russia and China was determined, the validity of recognition the audit as an independent infrastructure sector of the economy of two countries was considered, the conflict of participants interests of audit activity in Russia was reviewed and the legislative approach to solving this problem was noted, the absence of conflict of interests in carrying out audit in China was justified. A particular attention is paid to the regulation of auditing standards, confirming the concept of auditing. Based on the analysis we made a conclusion, allowing to recognize the market nature of the audit activity concepts in Russia and administrative nature in China.

Keywords:
auditing standards, legal regulation, state control, audit subjects.
Text

В новейшей истории России аудит как предпринимательская деятельность появляется и начинает развиваться в конце    80-х годов ХХ века, что было обусловлено потребностями экономики страны, переходившей на рыночные отношения. Несмотря на многогранность содержания понятия аудита, который, как отмечают О.В. Голосов и Е.М. Гутцайт, «относится к трем различным понятиям: наука, предпринимательская деятельность, конкретная аудиторская проверка» [1, c.18], именно как предпринимательская деятельность аудит занимает свое место и играет роль в экономике государств, включая экономику аграрного бизнеса. Вопросы развития предпринимательской аудиторской деятельности, обусловленные задачами бизнеса в России, рассматривались многими учеными (Шеремет А.Д., Запорожцева В.В., Фомина А.Н., Федорова Е.А., Воронин Б.А., Крапивин Н.П. и др.). Разграничение и консолидация деятельности аудиторов и бухгалтеров с целью предоставления менеджерам организаций АПК информации о деятельности хозяйствующих субъектов данной сферы явились предметом наших исследований [2,3] и исследований Л.И. Хоружий [4].Однако оценка роли аудиторской деятельности в экономике страны через призму ее нормативного регулирования не предпринималась специалистами, что послужило стимулом для проведения предпринятого нами исследования. Условия, материалы и методы исследования. Регламентация аудиторской деятельности на государственном уровне и, следовательно, определение ее роли и места в аграрной экономике страны, осуществляется Законом об аудиторской деятельности. Анализ норм законов позволяет понять содержание аудиторской деятельности, взаимоотношения субъектов аудита, очертить границы и рамки их полномочий. В свою очередь законодательные нормы строятся на концептуальных основах деятельности, позволяющих согласовать интересы ее участников. Сравнительный анализ в соответствии с концептуальной логикой норм Федерального Закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», принятого Государственной Думой 24 декабря 2008г. (далее – Закон «Об аудиторской деятельности») [5] и Закона Китайской Народной Республики        от 31 августа 1994г. № 32 «Об аудите», принятого на 9-й сессии Постоянного Комитета ВСНП 8-го созыва 31 августа 1994 года (далее – Закон «Об аудите») [6], позволит определить роль аудита в экономике государства.Анализ и обсуждение результатов. По мнению О.В. Голосова и Е.М. Гутцайта, «концепция аудита должна состоять из следующих разделов:модель функционирования экономических субъектов и место аудита в ней;аудит как инфраструктурная отрасль рыночной экономики и ее функционирование;интересы в аудите;регулирование аудиторской деятельности» [1, c.22].Согласно нормам п. 2 ст. 1 Закона «Об аудиторской деятельности» специально создаваемые организации осуществляют деятельность по проведению проверок – аудита. Смысловое содержание этой нормы заключается в том, что в России продукт аудиторской деятельности необходим неограниченному кругу субъектов. 

References

1. Golosov O.V., Guttsayt, E.M. Audit: kontseptsiya, problemy, standarty, kontrol´, effektivnost´, krizis. – M.: Bukhgalterskiy uchet, 2005. – 512 s.

2. Bautin V.M., Karzaeva, N.N. Sovershenstvovanie organizatsii bukhgalterskogo ucheta v sootvetstvii s normami Federal´nogo Zakona «O bukhgalterskom uchete». Bukhuchet v sel´skom khozyaystve. – 2012. - № 2 – S.7-11;

3. Karzaeva N.N. Problemy formirovaniya dostovernoy bukhgalterskoy otchetnosti. Bukhuchet v sel´skom khozyaystve. – 2014. - № 12. – S.47-53;

4. Khoruzhiy L.I. Napravleniya konsolidatsii bukhgalterskoy i auditorskikh professiy //Bukhuchet v sel´skom khozyaystve. – 2015. - № 7 – S.8-13.

5. Federal´nyy zakon ot 30.12.2008 N 307-FZ «Ob auditorskoy deyatel´nosti». URL: http://www.consultant.ru. (data obrashcheniya: 20.04.2016g);

6. Zakon Kitayskoy Narodnoy Respubliki ot 31 avgusta 1994g. № 32 «Ob audite» URL: http://www.law-lib.com/law/law_view.asp?id=549 (data obrashcheniya: 20.04.2016g).

Login or Create
* Forgot password?