The textbook of V.V. Tkacheva "Technology of psychological assistance to the families of children with disabilities" plays an important role in the national system of university training in special "defectological" education as the first textbook on psychological support for families with a child with disabilities.
children with disabilities, emotional experiences of parents of children with disabilities, family-centered approach, diagnosis, counseling, psycho-correction, disharmonious model of education, psycho-correction techniques.
Книга «Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья» доктора психологических наук, профессора Виктории Валентиновны Ткачевой является первым российским учебником, в котором изложены история возникновения и становления нового направления в отечественной специальной психологии, возникшего на рубеже XX и XXI столетий, - психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Учебник посвящен крайне актуальной социально-психологической проблеме оказания специальной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Современные гуманистические концепции по вопросам воспитания и интеграции в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Автор рассматривает семью в качестве системообразующей детерминанты в социально-культурном статусе ребенка, предопределяющей его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. Тем не менее, согласно сложившейся практике, только на рубеже XX и XXI столетий акцент коррекционного воздействия переносится на семью больного ребенка.
Востребованность специалистов в области оказания психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития, обусловливается наличием огромного числа разнообразных проблем, с которыми эти семьи повседневно встречаются. К числу наиболее актуальных относятся: принятие родителями факта нарушений развития у ребенка; преодоление психологических и социальных проблем, связанных с восприятием себя родителем ребенка, не такого, как у всех; преодоление учебных проблем и организация условий его воспитания в семье, сопровождение ребенка в его последующей взрослой жизни и т.д.
Цель учебника - сформировать у студентов дефектологических, психологических и педагогических факультетов вузов, слушателей курсов повышения квалификации, других специалистов теоретические и практические знания и навыки, необходимые в психокоррекционной работе с семьями, имеющими детей с недостатками в развитии.
В учебнике В.В. Ткачевой раскрываются теоретико-методологические основы, направления, содержание и организационные условия деятельности психолога, работающего с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Представлен системный, методический подход к оказанию специальной психологической помощи семье, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Книга обобщает 25-летний опыт экспериментальной работы автора.
Несомненным достоинством учебника является авторская методика психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья и практические материалы в виде конспектов групповых психокоррекционных занятий, которые могут быть использованы в практике работы с такими семьями. Автором предлагаются психокоррекционные приемы, направленные на преодоление стрессовых переживаний родителей детей, отражена специфика преемственности в работе разных специалистов и межведомственный подход, раскрыты особенности воспитания в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В приложения включены практические материалы, необходимые специальному психологу при осуществлении психокоррекционной работы с семьей ребенка с нарушениями в развитии. Впервые книга была издана в 2007 г. под названием «Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии».
Учебник состоит из теоретического и практического разделов, а также приложений.
Теоретическая часть включает пять глав.
В первой главе раскрыты предпосылки к формированию нового направления в специальной психологии - психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, включающие исторические, философские и психотерапевтические истоки.
Во второй главе дано описание теоретических и нормативно-правовых основ психологической помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сформулированы цели, задачи и принципы деятельности специалистов в работе с семьей данного типа.
Третья глава раскрывает особенности коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах. Показана специфика деятельности различных специалистов, оказывающих помощь семьям детей с ограниченными возможностями в системе ранней помощи, в дошкольных и школьных, массовых и специальных образовательных организациях. Автор предложил модель организации Службы психологической помощи семьям воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную и реабилитационную деятельность (см. рис. 1).
Рис. 1. Модель организации психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Четвертая глава описывает особенности дисгармоничного семейного воспитания детей с нарушениями в развитии, раскрывает содержание принципов адекватного семейного воспитания и модели «сотрудничество».
Авторская методика психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии, описана в пятой главе. В ней изложены техники психологической коррекции в работе с детьми и взрослыми, индивидуальный и групповой подходы в работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Контрольные вопросы и задания завершают каждую из глав.
Три практикума в виде конспектов групповых психокоррекционных занятий составляют практическую часть учебника: «Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья», «Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа я - дружная семья», «Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья в контексте макросоциального взаимодействия». Практикумы завершаются списком литературы для специалистов и родителей.
В приложении представлены материалы, которые рекомендуется использовать в практической работе с семьями (документация психолога при проведении коррекционной работы с семьями воспитанников специальных учреждений).
Материалы учебника позволяют сформировать у студентов-бакалавров необходимые профессиональные компетенции в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлениям подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» и 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование (уровень бакалавриата)».
1. Tkacheva V.V. Psikhologicheskoe izuchenie semey, vospityvayushchikh detey s otkloneniyami v razvitii [Tekst]: monografiya / V.V. Tkacheva. – M.: UMK «Psikhologiya»; Moskovskiy psikhologo-sotsial´nyy institut, 2004. – 194 s.
2. Tkacheva V.V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sovremennoy sem´i [Tekst]: monografiya / V.V. Tkacheva. – M.: RITs MGGU im. M.A. Sholokhova, 2008. – 131 s.
3. Tkacheva V.V. Tekhnologiya psikhologo-pedagogicheskoy pomoshchi sem´e rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov´ya [Tekst]: monografiya / V.V. Tkacheva. Mezhotraslevye podkhody v organizatsii obucheniya i vospitaniya lits s OVZ: monografiya. – M.: Izdatel´stvo «Sputnik +», 2014. – 215 s.
4. Tkacheva V.V. Sem´ya rebenka s otkloneniyami v razvitii: Diagnostika i konsul´tirovanie [Tekst] / V.V. Tkacheva. – Seriya (Spetsial´naya psikhologiya). – M.: Knigolyub, 2007. – 144 s.
5. Tkacheva V.V. Sem´ya rebenka s otkloneniyami v razvitii: Diagnostika i konsul´tirovanie [Tekst] / V.V. Tkacheva. – Seriya (Spetsial´naya psikhologiya).– M.: Knigolyub, 2008. – 144 s.
6. Tkacheva V.V. Psikhologicheskoe izuchenie sem´i, vospityvayushchey rebenka s narusheniyami razvitiya [Tekst]. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / V.V. Tkacheva; pod red. I.Yu. Levchenko, S.D. Zabramnoy. – M.: Akademiya, 2003. – S. 280–290, 313–315
7. Tkacheva V.V. Tekhnologii psikhologicheskogo izucheniya semey, vospityvayushchikh detey s otkloneniyami v razvitii [Tekst]: ucheb. posobie / V.V. Tkacheva.– M.: UMK «Psikhologiya», Moskovskiy psikhologo-sotsial´nyy institut, 2006. – 320 s. Rekomendovano Sovetom po psikhologii UMO po klassicheskomu universitetskomu obrazovaniyu v kachestve uchebnogo posobiya dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsya po napravleniyu i spetsial´nostyam «Psikhologiya».
8. Tkacheva V.V. Psikhologicheskaya pomoshch´ sem´e, vospityvayushchey rebenka s otkloneniyami v razvitii [Tekst]: metodich. posobie. V.V. Tkacheva, I.Yu. Levchenko. – M.: Prosveshchenie, 2008. – 239 s.
9. Tkacheva V.V. Tekhnologii psikhologicheskoy pomoshchi sem´yam detey s otkloneniyami v razvitii [Tekst]: ucheb. posobie dlya stud. pedvuzov / V.V. Tkacheva. – M.:AST; «Astrel´», 2007. – 318 s. – (Vysshaya shkola).
10. Tkacheva V.V. Psikhologicheskoe izuchenie sem´i, vospityvayushchey rebenka s narusheniyami razvitiya. Gl. 7 [Tekst] / V.V.Tkacheva. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika razvitiya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov´ya: ucheb. dlya stud. uchrezhdeniy vyssh. prof. obr.; pod red. I.Yu. Levchenko, S.D. Zabramnoy. – 6-e izd. pererab. i dop. – M.: Akademiya, 2011, 336 s. – (Seriya «Bakalavriat»). – S. 277–311.
11. Tkacheva V.V. Sem´ya rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov´ya: diagnostika i konsul´tirovanie [Tekst] / V.V.Tkacheva. – M.: OOO «Natsional´nyy knizhnyy tsentr», 2014. – 152s. + SD disk (Spetsial´naya psikhologiya).
12. Tkacheva V.V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem´i rebenka s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov´ya [Tekst]: ucheb. dlya stud. uchrezhd. vyssh. obrazovaniya / V.V.Tkacheva [i dr.]; pod red. V.V. Tkachevoy. – M.: Akademiya, 2014. – 272 s. – (Seriya «Bakalavriat»).