BASICS OF SOCIAL SCIENCE TEACHING IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article summarizes the key features of the textbook of V.V. Kovrigin for students of educational institutions of secondary vocational education "Social Studies". Recommendations of effective use of the textbook in teaching of social studies are given.

Keywords:
social studies textbook for the ACT, the educational process in technical schools, colleges, society, politics, economics, legal knowledge, sociology and philosophy.
Text

Курс обществознания для подрастающего поколения начинается в средней школе, как правило, с 6 класса. Учебными планами образовательных организаций среднего профессионального образования предусмотрено продолжение изучения этого курса. Зачастую некоторые тематические разделы в курсах средней школы и техникума или колледжа дублируются. И здесь приобретает актуальность вопрос о целях курса в системе среднего профобразования. Как справедливо отметил В.В. Ковригин в новом учебнике для техникумов, колледжей «Обществознание», подготовленном к выпуску Издательством «ИНФРА-М», «…курс обществознания для студентов, осваивающих профессии и специальности среднего профессионального образования, расширяет школьные знания и формирует важнейшие социальные компетенции – умения развивать социальные контакты, поддерживать культуру общения во взаимоотношениях с представителями государственной власти, начальством на работе, коллегами, друзьями, подчиненными» [1, с. 4]. Иными словами, курс обществознания в техникуме во многом должен быть практикоориентированным.

Именно в таком ключе и создана учебная книга В.В. Ковригина. Содержание учебника направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Эти знания необходимы специалистам любых профессий. Большое значение придается также формированию базовых социальных компетенций и ответственности.

Автор учебника мотивирует обучающихся к освоению курса обществознания, заявляя о его важности: «Понимание специфики социальных взаимосвязей, структуры общества, экономики, права, политической ситуации в стране и мире могут расширить ваши возможности на работе, учебе, взаимодействии с другими людьми в целом» [1, с. 3]. Вместе с тем перед обучающимися предстает предмет обществознания во всей его сложности: «Обществознание – учебная дисциплина, изучающая общество в различных аспектах ее проявления. А проявления эти многообразны – это управление, производственная деятельность человека, обмен материальными благами, развитие отношений между социальными слоями, социальное взаимодействие и конфликты, развитие духовной культуры (науки, искусства, религии) и т.п. С этим связана сложность изучения обществознания» [1, с. 4].

Достоинство учебника в том, что он включает не только сугубо теоретический материал – каждый параграф дополнен рубрикой «интересные факты», а также творческие задания. Учитывая «клиповость» мышления большинства современных студентов, это может способствовать лучшему освоению курса обществознания. Теоретический материал по всем темам также объясняется с использованием исторических и социальных фактов. Для учащихся, желающих подготовиться к Единому государственному экзамену по обществознанию, можно рекомендовать в дополнение к учебнику пособие Ковригина В.В. Ковригина, опубликованное в издательстве ИНФРА-М в 2016 г. [2].

Учебник «Обществознание» состоит из шести основных разделов: «Человек и общество», «Духовная культура человека и общества», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика» и «Право». Для удобства обучающихся и преподавателей в конце учебника приведены примерные темы докладов, рефератов и словарь обществоведческих терминов. В книгу включены теоретические положения в области социальных и гуманитарных наук, разработанные автором в других научных трудах [3–6]. 

Заметим, что автор уже много лет занимается проблемами воспитательного потенциала учебников [7–9], и его идеи в полной мере реализованы при разработке содержания данной учебной книги для учреждений СПО. Учебник не перегружен теоретическими положениями, фактами и при этом содержит достаточный объем учебного материала для эффективного изучения обществознания, что способствует поддержанию интереса обучающихся к предмету. Вместе с тем повысить эффективность использования учебника для студентов, проявляющих особый интерес к гуманитарным дисциплинам, возможно при условии привлечения дополнительных источников, литературы, социальных фактов. Для этого можно использовать творческие и практические задания из учебника либо из методической литературы для преподавателя. 

Учебник В.В. Ковригина «Обществознание» можно использовать в учебном процессе и как источник теоретической информации, и как средство организации учебного процесса. Его логика полностью соответствует примерной программе для организаций среднего профессионального образования, разработанной Федеральным институтом развития образования. Учебник, утвержденный Министерством образования и науки РФ, включает обязательный минимум по всем разделам образования.

References

1. Kovrigin V.V. Obshchestvoznanie [Tekst]: uchebnik dlya tekhnikumov, kolledzhey / V.V. Kovrigin. – M.: INFRA-M, 2016.

2. Kovrigin V.V. Obshchestvoznanie [Tekst]: uchebnoe posobie dlya podgotovki k EGE / V.V. Kovrigin. – M.: INFRA-M, 2015.

3. Kovrigin V.V. Tekhnologiya uchastiya etnicheskikh ob´´edineniy v praktike grazhdanskoy ekspertizy regional´nogo upravleniya [Tekst] / V.V. Kovrigin. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo. – 2011. – № 8. – S. 332–336.

4. Kovrigin V.V. Formy proyavleniya etnotsentrizma v soderzhanii shkol´nogo istoricheskogo obrazovaniya [Tekst] / V.V. Kovrigin. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya. – 2013. – № 9. – S. 49–51.

5. Kovrigin V.V. Problemy nauchnogo statusa i ob´´ektivnosti etnotsentrizma [Tekst] / V.V. Kovrigin. Nauchnaya mysl´ Kavkaza. – 2014. – № 1. – S. 66–68.

6. Kovrigin V.V. Etnotsentrizm v soderzhanii uchebnogo materiala o Vtoroy mirovoy voyne v otechestvennom i nemetskom shkol´nom istoricheskom obrazovanii [Tekst] / V.V. Kovrigin. Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta im. G. R. Derzhavina. Seriya «Gumanitarnye nauki». – 2007. – № 3. – S. 278–280.

7. Kovrigin V.V. Shkol´nyy uchebnik istorii kak faktor sotsializatsii lichnosti uchashchikhsya [Tekst] / V.V. Kovrigin. Vestnik razvitiya nauki i obrazovaniya. – 2009. – № 2. – S. 124–126.

8. Kovrigin V.V. Vospitanie istoricheskogo soznaniya shkol´nikov Ukrainy: analiz uchebnikov [Tekst] / V.V. Kovrigin. Gumanitarnye, sotsial´no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. – 2015. – № 1. – S. 215–216.

9. Kovrigin V.V. Vospitatel´nyy potentsial shkol´nykh uchebnikov istorii v usloviyakh sovremennogo demokraticheskogo obshchestva [Tekst] / V.V. Kovrigin. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya. – 2014. – № 12. – S. 37–39.

Login or Create
* Forgot password?