Features of territorial development of Russia in determining the opportunities and limitations of spatial development suggest that the same parameter characteristics of the area can be a factor of development, and a mechanism that limits the realization of the potential of the individual regions of the country. Of course, the development of conceptual frameworks of spatial development should take into account these features. The aim of the article is to consider basic definitions of the factors that shape the opportunities and limitations of spatial development of the Russian Federation. The article defines the basic factors shaping the capabilities and limitations of spatial development of the Russian Federation. By the possibilities of spatial development of Russia include: cost-effective transit situation in the country; considerable industrial potential of the country, implemented not only by the mineral resource base; availability of rail and highways included in the international transport corridors; high scientific, innovative and educational potential; created conditions for the development of regional innovation clusters and increase their role, both in the national and regional economy, etc. Limitations of the spatial development of Russia are: narrow, primarily raw materials specialization of the country in global and regional division of labor; single-industry economy of most regions, improperly formed structure and the continued disintegration of the economy; the presence of factors that significantly reduce productivity and increase the riskiness of agricultural production; the state of the transport network, does not meet current transit capacity of the country´s economy, competition from neighboring countries in the development of trans-Eurasian latitude of international transport corridors; significant regional disparities, etc.
priorities, spatial organization, factors, possibilities, limitations.
Исследование опыта территориального планирования экономически развитых стран показал, что наибольшее значение на современном этапе имеют возможности и готовности отдельных территорий стран к инновационному развитию, генерации и воспроизведению инноваций во всех сторонах жизни. Оценка возможностей успешного инновационного развития территории позволяет выделить современные возможности и ограничения пространственного развития страны. Анализ современных особенностей территориального развития показывает, что один и тот же параметр характеристики территории может быть как фактором развития, так и механизмом, ограничивающим реализацию потенциальных возможностей отдельных регионов страны.
Анализируя современные теории пространственного развития, мы можем утверждать, что при отборе и систематизации категориального разграничения, понятие «экономическое пространство» - это одно из основных понятий региональной экономики, развивающее исходное представление о территории. Особенностью этих исследований является то, что учеными экономическое пространство рассматривается как пространство хозяйствования, которое совершенно необязательно должно совпадать с географическими границами хозяйственных систем [1-3], и что современная концепция экономического пространства позволяет, используя широкий понятийный потенциал, понимать и объяснять сегодняшнюю российскую экономическую действительность.
В последнее годы наиболее распространённым является пространственно-экономический подход, основанный на продуктивном синтезе альтернативных направлений исследований пространственной специфики региональной экономики.Теоретико-методологические основы концепции пространственной экономики представлены в работах Р. Мартина [4], М. Портера [5], Р. Бекова [6], А. Гранберга [7], О. Иншакова, Д. Фролова [8], А. Плякина [9] и др.
Проблемам устойчивого регионального развития рассмотрены в работах А.Бэйлли [10], P. Нижегородцева [11], А. Кибиткина [12], И. Швец, Ю. Швеца [13, 14], И. Седакова [15] и др.
В теории экономического пространства, представленной многочисленными материалами по основным концептуальным определениям возможностей и ограничений пространственного развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе, мы видим, что в первую очередь они обусловлены базовыми факторами, которые формируют преимущества или барьеры пространственного развития. Актуальность исследования пространственного развития Российской Федерации, недостаточная разработанность указанных проблем определили выбор темы данной работы.
Целью статьи стало выявление базовых факторов, которые формируют возможности и ограничения пространственного развития РФ.
При анализе параметров различных сценариев, описанных в документах стратегического характера социально-экономического развития на перспективу, возникает задача выявления за период, предшествующий расчетному, устойчивых территориальных сдвигов. При оценкежеэффективности документов по пространственному развитию Российской Федерации, следует отметить, что концептуальноезначение имеет пространственная конфигурация, где имеет смысл рассмотрение отдельных элементов, таких, как системы расселения, функциональные связи, распространенные по территории, а также управленческие механизмы, способные привести к наиболее эффективному сочетанию всех элементов.
Однако следует заметить, что территориальное планирование в настоящее время в большинстве случаев рассматривается двояко: со стороны социально-экономического управления как планирование развития страны (или региона) в территориальном разрезе и со стороны градостроительной политики - как планирование конкретных территорий с выделением на них функциональных зон с целью размещения объектов федерального, регионального и местного значения, а также для охраны природной среды и культурного наследия.
Главным направлением анализа возможностей социально-экономического развития территории становится определение положения региона в система «центр - полупериферия - периферия» экономики страны. Это положение позволит определить характер ограничений и возможностей дальнейшего пространственного развития, как отельных регионов, так и страны в целом. Сложившаяся система «центр - периферия» в стране определяется всеми факторами развития территории: природно-ресурсным потенциалом территории, демографическими трендами развития, уровнем развития инфраструктуры, уровнем восприимчивости к инновациям, общим уровнем внедрения инновационных форм развития в регионах ит.д.
Природно-ресурсный потенциал России отличается крупномасштабностью, разнообразием и комплексностью. Занимая 13% площади земли, Россия имеет 35% мировых запасов природных ресурсов. Разнообразная и богатая минерально-сырьевая база, позволяющая как обеспечить внутренние потребности, так и реализовать растущие экспортные возможности страны с одной стороны и неравномерное распределение минерально-сырьевых ресурсов, концентрация потенциально богатых запасов в малоосвоенных и удаленных от действующих добывающих предприятий районах с другой стороны. Суммарная ценность минерально-сырьевой базы России по разведанным запасам всех видов минеральных ресурсов составляет не менее 28трлн долл. США, но на их рентабельную часть приходится только 1,5 трлн долл. США (72% из них - топливно-энергетические ресурсы). В России при общей экспортной сырьевой направленности экономики, только в половине субъектов определяющим направлением социально-экономического развития может быть развитие минерально-сырьевого комплекса на безе освоения минерально-сырьевых ресурсов. Но при этом значительные площади перспективных районов могут не иметь достаточного уровня развития транспортной инфраструктуры и значительной концентрации населения. Для отдельных видов сырья продукция слабо востребована на внутреннем рынке, поэтому регионы не могут ориентироваться на переработку сырья внутри страны, что, в свою очередь, не оказывает стимулирующего действия на сырьевой сектор экономики регионов.
Обширные земельные ресурсы и разнообразие природно-климатических условий с одной стороны дают возможность реализации разнообразных направлений развития, а с другой стороны экстремальные климатические условия на значительной части территории страны являются важнейшим лимитирующим фактором их дальнейшего развития. Большая площадь страны рассматривается как стратегический ресурс, залог безопасности и выживаемости государства в экстремальных условиях ухудшения глобальной ситуации, в том числе экологической, демографической, продовольственной, энергетической и т.д.
Доля плодородных почв в пахотном фонде России составляет 46%, но при этом доля мелиорированных земель - 8%. Значительная часть мелиоративных земель основных сельскохозяйственных районов страны на территории Северо-Кавказского и Южного федеральных округов находится в неудовлетворительном состоянии.
Посевная площадь сократилась за последние два десятилетия почти на 42 млн га. Последствия вывода земель из оборота: уменьшение площади пахотных земель на душу населения, и, как следствие, уменьшение среднедушевого и валового сбора сельскохозяйственной продукции; потери «вложенного труда»; сокращение сельского населения, приобретающее характер «социального опустынивания».
Значительная площадь территории зоны Севера. 64% площади территории страны относится к северным территориям мира, расположенным в зоне вечной или спорадической мерзлоты. Частично или полностью в зоне Севера расположено 26 регионов России. Зона Севера обеспечивает добычу более 70% нефти и более 90% природного газа, 40% деловой древесины, основную часть редких цветных металлов, значительную часть рыбных ресурсов, выполняет важную экологическую функцию. Но в то же время, по оценке природных условий по индексу «температуры на душу населения» Россия является самой холодной страной мира (-12,6°С, для сравнения, в Канаде индекс ТНД составляет -3,6°С). А это существенно увеличивает затраты на развитие сырьевых комплексов регионов и увеличивает себестоимость добычи минерально-сырьевых ресурсов в регионах Севера. Еще одним важным фактором, осложняющим ситуацию социально-экономического развития территории, является экологически напряженная ситуация в регионах России, в том числе в пределах зоны Севера, где степень уязвимости ландшафтов одна из самых высоких.
В условиях критической степени экологической напряженности находится свыше 30% территории страны и около 15% населения в нефтедобывающих регионах, крупных металлургических и сельскохозяйственных районах. Высокая степень антропогенного воздействия наблюдается на 8% территории страны, где проживает около 15% населения. Средняя степень экологической напряженности характерна для 25% территории, где проживает 1/5 населения страны. Загрязнение в наиболее конкурентоспособных регионах (экспортноориентированных регионах, где усиление антропогенного воздействия происходит быстрее, чем экономическое развитие; крупнейших городских агломерациях; приморских регионах) может привести к изменению территориальной структуры экономики.
Значительные площади и природно-климатические особенности определяют одну из важнейших социально-экономических характеристик системы расселения - разреженность системы расселения, незначительное число крупных и средних городских населенных пунктов, а также значительное число монопрофильных муниципальных образований и их ведущую роль в экономике ряда регионов.
Проблемы монопрофильных городов (удаленность от основных экономических центров и неразвитость транспортной инфраструктуры, высокая зависимость муниципальных бюджетов от налоговых платежей градообразующих предприятий; задолженность по заработной плате; чрезмерная экологическая нагрузка на территории, где расположены градообразующие предприятия; устаревшие технологии, износ основных фондов градообразующих предприятий) стали особенно острыми вследствие финансово-экономического кризиса.
Реализация выгод от значительной площади территории, транзитного положения между двумя динамичными районами мирового хозяйства должна сопровождаться развитием транспортной инфраструктуры. Недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры в России в настоящее время становится важным фактором сдерживания экономического развития страны и повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке. По данным Всемирного экономического форума, Россия по общему уровню развития инфраструктуры занимает в рейтинге Глобальной конкурентоспособности 93-е место среди 148 стран. Слабые позиции демонстрируют качество сети автомобильных дорог - 136-е место, по качеству развития инфраструктуры аэропортов страна заняла 102-е место, морских портов - 88-е, и только развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта отличается более высокими показателями - 31-е место.
Наиболее перспективными с экономической точки зрения транспортными коридорами для России являются:
- «Север-Юг», объем перевозок грузов через который может составить до 10 млн тонн в контейнерах (данный коридор почти втрое сокращает путь следования и экономит оператору порядка 600 долларов в расчете на один контейнер);
- «Запад-Восток», сокращающий путь между Европой и Азией на 8 тыс. км и позволяющий экономить 8-10 суток транзитного времени (технические возможности коридора позволяют уже сейчас перевозить до 100 млн тонн грузов в год);
- Северный морской путь;
- кроссполярные маршруты.
Следует отметить значительный интерес со стороны государства к работе международных транспортных коридоров. В Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. развитие международных транспортных коридоров названо одним из приоритетных направлений работы.
Значительные различия по площади территории, сложная ситуация с транспортной обеспеченностью регионов России, приводят к появлению особенных механизмов и инструментов управления, связанных со значительной удалённостью территорий. В России уже имеется значительный опыт использования геоинформационных технологий в территориальном планировании, реализуемых в нескольких направлениях: долгосрочное комплексное прогнозирование развития регионов нового освоения (Красноярский край), типизация субъектов страны, геолого-экономические исследования, определении точек опережающего развития, в оценке инвестиционного потенциала территории и т.д. Созданы и успешно работают геоинформационные центры в 47 регионах России. Наработан опыт использования спутниковых навигационных технологий в регионах России. Создается и развивается наземная инфраструктура спутниковой навигации.
Слабое участие в разработке и производстве наукоемкой продукции принимает малое инновационное предпринимательство. Ситуация, которая складывается в сфере деятельности малого научно-исследовательского предпринимательства в регионах Российской Федерации, является крайне сложной. В стране существует всего несколько регионов, где малый инновационный бизнес может играть значительную роль. За последние годы экономический рост за счет увеличения высокотехнологических отраслей составил около 10%.
Существенные региональные различия в уровне инновационной деятельности в России основываются на серьезных отличиях социально-экономических условий инновационной деятельности, научно-технического потенциала, характера инновационной деятельности и качества инновационной политики. Только в Москве и Свердловской области все четыре блока получили высокий уровень развития, еще в 10 регионах-лидерах один из блоков развит существенно хуже остальных. Для регионов-лидеров это касается, в первую очередь, инновационной деятельности, для 18 регионов со значительным индексом регионального инновационного развития самым уязвимым местом являются социально-экономические условия для инноваций. И их лидерство определяется не столько инновационной активностью, сколько крайне низкими показателями развития инноваций на всей остальной территории. В 21 регионе России все показатели инновационной деятельности очень низки. Очень низок не только уровень генерации инновационных знаний, но и потенциальные способности воспроизводить инновации [17].
Значительные проблемы возникли и с созданием высокопроизводительных рабочих мест. Самые высокие значения данного показателя в России в 2015 г. продемонстрировали столичные регионы и ведущие нефте- и газодобывающие регионы России. Демографическое положение России с одной стороны определяет наличие потенциальных возможностей для дальнейшего социально-экономического развития, но с другой стороны создает дополнительные угрозы, в том числе для пространственного развития экономики.
Проблемы пространственного развития требуют первостепенного решения, и поэтому разработка эффективной долгосрочной стратегии пространственного развития для такой страны, как Россия, невозможна без учета современных проблем и новых принципов федеральной региональной политики с её новыми приоритетами. Для этого надо снять имеющиеся административные барьеры и принять максимум мер для учета возможных изменений в пространственном распределении экономической активности, который является важным фактором, влияющим на расстановку приоритетов такой политики. Таким образом, должна происходить взаимосвязь социально-экономического и территориального планирования, что требует встраивания в формирующуюся в геоэкономическом пространстве глобального мира, новую региональную иерархию - регионы-производители, регионы-посредники и регионы-финансовые центры.
Для упорядочения политики регионального развития и управления пространственным развитием РФ необходимо нормативно закрепить схему пространственного развития страны. Генеральная схема пространственного развития Российской Федерации должна являться документом, в котором будет закреплено функциональное зонирование территории Российской Федерации с обозначением типов территорий и регионов, их функционального устройства и сформированы основные направления развития системы расселения Российской Федерации в соответствии с направлениями миграционных потоков.
Для оценки территориальных сдвигов в пространственном развитии, предлагается следующая система показателей:
- формирование определенных исходных показателей, которые комплексно раскрывают социально-экономическое развитие территории;
- разработка индикаторов развития, введенных в межрегиональных сравнениях.
Экономическое пространство как форму бытия экономики следует рассматривать с учетом факторов и условий, влияющих на пространственные изменения в связи с институциональными преобразованиями в России. Сегодня пространственные экономические формы экономики возникают в результате взаимодействия национальных и зарубежных субъектов предпринимательской деятельности. Можно утверждать, что экономическое пространство - это одновременно и результат, и условие деятельности хозяйствующих субъектов [17].
Пространственная организация страны должна способствовать ускоренному социально-экономическому развитию Российской Федерации, неразрывно связанному с развитием её регионов, которые сами по себе являются сложными пространственными институтами. Для построения эффективной пространственной экономики в нашей стране необходимо становление региона как целостной экономической системы, способной в собственных границах осуществлять воспроизводство. Для этого необходим ряд концептуальных факторов (табл. 1), способствующих становлению региона как самостоятельного экономического субъекта. Одним из главных факторов, влияющих на расстановку приоритетов такой политики, являются возможные изменения в пространственном распределении экономической активности. Рост внутреннего рынка, потребительского спроса и импортозамещающих производств, диверсификация отраслевой структуры экономики с акцентом на развитие перерабатывающих отраслей предопределяют при этом конкурентные преимущества ряда регионов страны, связанные с активизацией уникальных локальных ресурсов для устойчивого развития специализированных территорий на основе местных хозяйственных культур. А это предполагает делегирование регионам многих функций, ранее осуществлявшихся на общегосударственном уровне. В результате, региональный интерес должен реализоваться и, являясь значимым фактором, влиять на расстановку приоритетов.
Таблица 1
Основные базовые факторы, которые формируют возможности и ограничения пространственного развития РФ
Основные возможности пространственного развития |
Основные ограничения пространственного развития |
Конкурентные преимущества региона |
Экономическая асимметрия пространства - усиление неоднородности экономического пространства |
Высокая обеспеченность природными ресурсами (минеральными, земельными и др.), которые востребованы глобальным рынком, и их локализация |
Слаборазвитая инфраструктура (транспортная, производственная, социальная), особенно на периферийных территориях |
Нарастание дефицита энергоносителей в мире; нестабильность рынков энергоносителей, цветных металлов и других первичных ресурсов |
Внутриматериковое географическое положение, повышающее транспортные издержки (экономическое расстояние) |
Освоенность и связность территорий страны |
Малочисленность приграничных регионов, расположенных на путях глобальной торговли |
Формирование секторов новой экономики и возрастание роли нематериальных активов в экономике индустриально развитых стран |
Обострение глобальной конкуренции и «провисание» целых секторов экономики из-за недостаточного уровня развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса |
Создание секторов новой экономики, которые востребованы глобальным рынком |
Технологическая отсталость и высокий износ традиционно имеющейся в ряде регионов индустриальной базы |
Формирование новых мировых экономических центров и новых регионов-лидеров |
Малочисленность крупных агломераций, способствующих развитию за счет эффекта масштаба, редкая сеть городов и низкая плотность населения, что замедляет распространение инноваций в пространстве |
Пространственная мобильность населения |
Устойчивая депопуляция и демографический кризис, а также связанная с ним депопуляция в восточных районах |
Сокращение дифференциации уровня и качества жизни на территории России с помощью мер социальной и региональной политики |
Дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров: снижающийся человеческий капитал (образование, здоровье, трудовые мотивации, мобильность и адаптивность населения); концентрация более высокого человеческого капитала в крупнейших городах и лучших центрах высшей школы; низкая мобильность домохозяйств из-за барьеров низких доходов, неразвитого рынка жилья и кредитов, преобладание временной трудовой миграции отдельных членов домохозяйств «на заработки» и миграций молодежи на учебу; пространственная поляризация расселения, многолетний процесс стягивания населения из периферии к более крупным центрам и в пригороды |
Институциональные преобразования |
Нерешенность ряда социальных и институциональных проблем |
Федеративная форма государственного устройства - укрепление системы стратегического управления региональным развитием |
Нерешенность ряда социальных и институциональных проблем |
Производственно-хозяйственная специализации региона - повышение комплексности и сбалансированности развития регионов и размещения производительных сил |
Плохие институты и неблагоприятный предпринимательский климат (незащищенность прав собственности, рейдерство, массовая коррупция и др.) |
Формирование новых экономических центров социально-экономического развития и создание секторов новой «зеленой» экономики |
Высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений, низкой корпоративной культурой |
Новая роль региона в организации хозяйственной жизни - создание сети территориально-производственных кластеров |
Слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления |
Интеграция и кооперация с использованием кластеров, технополисов, технопарков, центров трансфера технологий |
Низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда |
Стабильная экологическая ситуация |
Напряженность экологической ситуации |
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды; использование альтернативных источников получения энергии; природоохранные мероприятия и внедрение экологически чистых и безопасных технологий |
Социальная и экологическая напряженность |
Рассматривая различные подходы к государственному регулированию пространственного развития, важно учитывать институциональные преобразования.
Институциональные преобразования, связанные с изменением места и роли регионов в экономической системе России, предусматривают рассмотрение концептуальных факторов, способствующих формированию экономической политики региона на его территории:
- федеративная форма государственного устройства, где разграничение полномочий между федеральным центром и субъектом федерации (бюджет, источники его формирования, налоговая база) будет способствовать формированию условий и возможностей для становления региона выступать экономическим субъектом;
- производственно-хозяйственная специализации региона, как сущность социально-экономического потенциала. Это совокупность природно-ресурсного потенциала, материальных и нематериальных ресурсов, региональная специализация, определяющая выпуск конечной продукции, социально-научный и человеческий потенциал, определяющий возможности эффективного и устойчивого развития народного хозяйства;
- новая роль региона в организации хозяйственной жизни - региональный интерес. Самостоятельное решение различных экономических задач, выделение возложенных на регион функций, относящихся к развитию инфраструктуры, обеспечения занятости, решение экологических задач, обустройство территории и др.
Исследуя природу экономического пространства, следует заметить, что на основе избранных приоритетов экономического развития, стержень социально-экономической политики, осуществляющийся в регионах в последние двадцать лет, зачастую проходил по линии не развития и роста экономики, а сдерживания ситуации, решения многочисленных и временами почти катастрофических проблем. Усиление пространственной неоднородности экономического развития национального хозяйства, по сути, дифференцируют следующие ограничения: сырьевая преференция развития территорий; «столичный» перекос развития территорий; депрессивные территории и проблемы отдаленных и северных территорий; отсутствие внятной государственной политики выравнивания и сбалансированного развития регионов; нет механизма горизонтального межбюджетного взаимодействия; неэффективен межбюджетный механизм выравнивания регионов; неэффективность схем территориального планирования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; накопленные диспропорции пространственного развития страны и отдельных территорий саботируют механизм планирования; несогласованные стратегические документы социально-экономического развития и документы территориального планирования.
В системе государственного управления фактически отсутствуют инструменты согласованного использования ключевых ресурсов территорий: финансовых, человеческих, природно-экологических, культурных. Различные аспекты деятельности территориального планирования «растащены» по различным ведомствам. Реформы инфраструктур (транспорт, связь, энергетика, ЖКХ) и в целом последствия реализации пакета реформ на территориальном уровне не скоординированы и не синхронизированы.
В результате произошла резкая дифференциация уровней развития регионов, что затрудняет формирование единого экономического пространства.Исходя из специфики социальной сферы и основываясь на возникающих ограничениях, наибольшее количество нерешенных проблем возникает с ограничениями, связанными с неразвитой инфраструктурой и с тем, что большая часть территории страны удалена от транспортных путей. Еще один барьер - депопуляция в северных и восточных регионах и повсеместное снижение уровня качества человеческого капитала. Поэтому, решая проблему эффективного пространственного развития, не следует забывать, что сложность государственного регулирования пространственной экономики заключается в оптимизации межрайонной дифференциации и может при этом решаться в двух постановках:
- оптимизация межрайонных различий при заданном объеме используемых для этого ресурсов;
- оптимизация ресурсов и динамики их использования для достижения заданных уровней дифференциации.
Одновременно, следует заметить, что мировая тенденция к расширению полномочий региональных (местных) органов управления власти предполагает расширение их функций в использовании «своего» пространства.
Переход к новой модели пространственного развития страны обусловлен сочетанием ряда факторов, институциональная структура которых требует дополнения друг друга, вследствие чего они не могут рассматриваться обособлено. Важнейшими среди них являются: крайняя необходимость развития энергетической и транспортной инфраструктуры, создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование новых экономических центров социально-экономического развития и создание секторов новой экономики, которые востребованы глобальным рынком. Только при этих условиях сбалансированное пространственное развитие начнет формировать новые территориальные центры роста, как в районах освоения новых сырьевых ресурсов, так и в традиционных регионах концентрации инновационного, промышленного и аграрного потенциала России. Это позволит снизить масштабы регионального неравенства, которое обеспечит разветвленная транспортная и энергетическая инфраструктура, позволяющая развивать высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения.
Отсутствие четкого представления о том, какой должна быть информационная социальная сфера общества и её институциональная основа во многих регионах, мешает формированию новых регионов-лидеров, так как это связано с технологическими прорывами, которые способствуют развитию новых территорий. Новыми территориальными точками роста (новый опорный каркас пространственной организации) должны выступить крупные городские агломерации - инновационные и управленческие центры, концентрирующие в себе экономическую активность в стране и являющиеся источниками изменений. Новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии доказывают, что трансформация экономической сферы в использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах, предоставляет расширенные возможности пространственного развития территории Российской Федерации. Это потребует как от государства и региональных властей, так от бизнеса действий, где необходимым условием становится формирование и вовлечение в процесс регионального развития организационно-экономических форм и механизмов, способных оказывать позитивное влияние на его темпы и результативность. Решающими формами развития регионов являются интеграция и кооперация с использованием кластеров, технополисов, технопарков, центров трансфера технологий, где не последнюю роль играет государственно-частное партнерство, создающее межрегиональные и внутрирегиональные связи. Именно эти организационно-экономические формы и институты способны поднять социально-экономическое развитие пространства на новый уровень.
Выводы. К возможностям пространственного развития России можно отнести: экономически выгодное транзитное положение территории страны между двумя развитыми и динамичными регионами мира - европейским и восточноазиатским; значительный производственный потенциал страны, реализуемый не только за счет минерально-сырьевой базы, но и за счет сформировавшегося потенциала инновационного развития; наличие сети железнодорожных и автомобильных дорог, включенных в международные транспортные коридоры; высокий научный, инновационный и образовательный потенциал; созданные условия для развития территориальных инновационных кластеров и возрастание их роли, как в национальной, так и региональной экономике; значительный потенциал рекреационного развития; сложившаяся система расселения населения создают возможности для формирования в ряде городских агломераций крупных финансовых, технологических узлов, высокоурбанизированной среды жизни.
К ограничениям пространственного развития России можно отнести: узкую, в первую очередь сырьевую, специализацию страны в мировом и региональном разделении труда; монопрофильность экономики значительной части регионов, деформированность структуры и сохраняющуюся дезинтегрированность экономики; наличие факторов, значительно снижающих производительность труда и увеличивающих рискованность аграрного производства; продолжающийся отток населения из сельской местности и значительную депопуляцию сельских территорий; транспортную сеть, не отвечающую современным транзитным возможностям экономики страны, конкуренцию со стороны сопредельных государств в развитии широтных трансъевразийских международных транспортных коридоров; неудовлетворительное состояние значительной части объектов транспортной инфраструктуры; значительные региональные диспропорции в уровне развития сети объектов социальной инфраструктуры; ухудшение экологической ситуации на значительной части территории страны.
1. Bekov R.S. Prostranstvenno-vremennojmetamorfozehkonomicheskojdinamikiRossii[Spatio-temporal dynamics of Russian economic metamorphosis]. – Volgograd,VolgogradskoePubl. 2004, 320 r.(In Russian)
2. Granberg A.G. Strategiyaterritorial´nogosocial´no-ehkonomicheskogorazvitiyaRossii: otidei k realizacii [The strategy of territorial socio-economic development of Russia: from idea to realization]. Voprosyehkonomiki. 2001, no 9, pr. 12-18.(In Russian)
3. Inshakov O.V.,Frolov D.P. Institucional´nost´ prostranstva v koncepciiprostranstvennojehkonomiki [Institutional space in the concept of spatial economy]. Prostranstvennayaehkonomika, 2007, no 1, pp. 5-21.(In Russian)
4. Plyakin A.V. Prostranstvennayaehkonomicheskayatransformaciyaregional´nojprirodno-hozyajstvennojsistemy: strukturaimekhanizmrealizacii[Spatial economic transformation of the region´s natural and economic systems: structure and implementation mechanism]. Volgograd,VolgogradskoePubl., 2006. 364 r. (In Russian)
5. Bailly A., Gibson L.J. Regional science: Directions for the future [Regional science: Directions for the future]// Papers in Regional Science, 2004, Vol. 83, pp. 127-138.
6. Guzev M.M., Plyakin A.V. Regional´nayaprirodno-hozyajstvennayasistema: problemyissledovaniyaimonitoringa[Regional natural-economic system: problems of research and monitoring]. Volgograd,VolgogradskoePubl., 2004.114 r. (In Russian)
7. Kibitkin A.I. Ustojchivost´ slozhnyhehkonomicheskihsistem v usloviyahrynka[Stability of complex economic systems in the marketplace]. Apatity: IEHP KNC RAN Publ., 2000. 197 r. (In Russian)
8. Sedakov I.A. Obshchiemetodologicheskiepodhody k modelirovaniyuiprognozirovaniyusocial´no-ehkonomicheskogorazvitiyaregiona [General methodological approaches to modeling and forecasting of socio-economic development of the region]. Problemyprognozirovaniya, 2008, no 4, pr. 151-155. (In Russian)
9. Shvec I.Y., Shvec Y.Y. Obespecheniebezopasnostistrany v ehkonmicheskojsfere[Ensuring the safety of the country in the field of ekonmicheskoy]. Sіmferopol´,CHP PredpriyatieFeniksPubl., 2012.238 r..(In Russian)
10. Shvec I.Y., Shvec Y.Y. Formuvannyasistemiіnfrastrukturirinku[FormuvannyaSistemiіnfrastrukturi market analysis]. Sіmferopol´,CHP PredpriyatieFeniksPubl., 2012.237 r.
11. Shvec I.Y., Shvec Y.Y. Social´nayaigumanitarnayapolitika RF[The social and humanitarian policy of the Russian Federation]. Simferopol´, DAIPIPubl., 2013. 207 r. (In Russian)
12. Vardomskij L.B. Rossijskoeehkonomicheskoeprostranstvo: voprosyedinstva v usloviyahglobalizacii: Nauchnyjdoklad[Russian economic space: problems of unity in the context of globalization: Scientific report]. M.: institutehkonomiki RAN, Centrstran SNG iBaltii. VesnaPubl., 2006.. http://www.imepi-eurasia.ru\baner\vardl.doc(In Russian)