THEORETICAL ASPECTS OF FORMING ANTICORRUPTION CONSCIOUS AND BEHAVIOR AS FACTOR FOR OPPOSITION CRIMES AND ILLEGAL ACTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article about theoretical and practical aspects of forming lawful persons of law enforcement bodies exactly education for them anti-corruption conscious and behavior. The analysis of literature is showed that in this moment is not widely using effective methods for creating and utilizing strict system of psychological and pedagogical methods for forming anticorruption conscious among law enforcement bodies officers. Estimated such shortages in anticorruption education as law informing of employees about corruption and its signs, declarative of legal documents about forming anticorruption behavior.The problem is showed – how and what to diagnose from hypothetical briber by psychological methods, which features of person will be in most possibility to detect his /her corrupt conscious. The conclusion is made about necessarily creating and approbation education program for forming anticorruption conscious with using psychological and pedagogic methods which can producing anticorruption behavior among law enforcement bodies officers.

Keywords:
Law enforcement bodies officers, anticorruption conscious, counteracting corruption, law psychology.
Text

Актуальность исследования обусловлена широкой распространенностью коррупционных проявлений в ОВД, необходимостью укрепления законности в рядах полиции, недостаточной эффективностью воспитательной работы по формированию антикоррупционного поведения среди сотрудников ОВД, повышения уровня доверия населения к органам правопорядка, а также отсутствием методик выработки антикоррупционного правосознания у сотрудников ОВД.

Как отмечает В. М. Николайчик, «из всего широчайшего комплекса проблем, существующих в сфере полицейской охраны общественного порядка, ни одна не приносит столько вреда, сколько коррупция» [13, с. 94; 9, с.328]. 

Исследования, проведенные Д. В. Сочивко и Е. Е. Гавриной показали, что у сотрудников правоохранительных органов, осужденных за коррупционные преступления, имеются нарушения в морально-ценностной сфере (в том числе и отсутствие четкой самоидентификации) [21]. Исследование, проведенное Н. В. Сторчиловой показало, что снижение уровня правосознания сотрудников стоит на первом месте среди причин коррупции по мнению населения [22, с.80]. По мнению самих сотрудников данный фактор находится лишь на пятом месте.

У лиц, вовлеченных в коррупционные действия, а также лиц, не вовлеченных в коррупционные деяния (не берут взяток только из-за существующего постоянного контроля или боязни наказания) отмечается деформация правосознания и деградация морально-этической сферы. Поэтому среди таких лиц необходимо осуществлять меры по развитию правосознания и антикоррупционного мировоззрения.

Существуют пока лишь единичные попытки (в том числе и в образовательных организациях высшего образования) применять психолого-педагогические и дидактические приемы для формирования антикоррупционного правосознания.

Ряд авторов (Лопатина Т.М., 2008; Мальцева Т.В., 2012 и др.) указывает, что необходимо изменение нравственно-этического восприятия коррупции населением [6, 7, 8]. По их мнению, наряду с государственными и правовыми средствами борьбы с коррупцией необходимо формировать в гражданском обществе моральное отношение к этому явлению – формировать нравственные принципы. Однако Лопатина Т.М. в качестве основной меры для этого предлагает кодекс профессиональной этики, который, на наш взгляд, будет лишь благим пожеланием, невыполнимым в реальности.

В ряде публикаций много и отвлеченно говорится об «Антикоррупционных основах системы воспитания молодежи» и «системах правового воспитания и образования молодежи», однако конкретных психолого-педагогических методик не приводится [18]. Ряд исследователей утверждают, что правосознание формируется у человека в течение жизни – годами или даже десятилетиями [24]. Однако опыт Украины 2014 года показывает, как за короткий промежуток времени (месяцы) можно полностью переформировать правосознание. 

Стуканов В.Г. раскрывает принципы процесса формирования правопослушного правосознания:

1. Целенаправленное образование в системе поведенческих установок личности новых психологических качеств, устанавливающих правопослушное поведение;  

2. Устранение (изменение) тех свойств, которые образуют дефекты правосознания (отношения, ценностные ориентации, представления, личностные принципы и нормы, знания, убеждения, ожидания, оценочные эталоны, а также такие интегративные психические образования, как Я-образ и концепция образа жизни [24]. 

Сторчилова Н. В. приводит аналогию психолого-педагогического воздействия самостоятельной работы по актуальным вопросам, связанным с коррупцией в академии полиции Финляндии [22, с.111]. В Финляндии морально-этические вопросы обязательно поднимаются при подготовке курсантами полицейской академии выпускной дипломной работы. Кроме того, в процессе обучения будущий сотрудник изучает «правила добросовестной полицейской службы» и дает письменное обязательство их соблюдать [3, с.27]. Этим подчеркивается важность «пропустить через себя»  вопросы, относящиеся к коррупции, для формирования неприятия коррупции.

Одной из ошибок, на наш взгляд, при проведении антикоррупционных мероприятий, является стремление ограничиться лишь информированием об уголовных аспектах коррупционного поведения. Это подтверждается и мнением ученого Амирова К. Ф., который установил, что только около половины студентов (будущих учителей права) в своих поступках руководствуются чувством ответственности перед обществом и государством. При этом автор считает, что существует противоречие между достаточно высоким уровнем знания норм права студентами и осознанным их нарушением [1].

Антикоррупционное образование представляет собой специально организуемую деятельность по формированию ценностной основы человека, позволяющей осознанно относиться к своей жизнедеятельности, принимать  гражданскую ответственность как члена общества, а также формировать компетенции, позволяющие активно противодействовать коррупционным отношениям и способствующие созданию особой среды неприятия коррупции [12].

Несмотря на массу публикаций по проблемам профилактики коррупции в настоящее время в МВД России отсутствует эффективная методика создания и применения стройной системы психолого-педагогических приемов для формирования антикоррупционного правосознания у сотрудников ведомства. В ряде работ, изданных в последнее время, посвященных процессам воспитания личного состава ОВД и противодействию коррупции в государственных и силовых структурах таких как «Направления антикоррупционного воспитания в вузе» [11], «Корпоративная антикоррупционная политика» [5], «Проблемы борьбы с коррупцией и деблокирования административных барьеров» [4], «Противодействие коррупции в системе государственной службы» [17], «Мониторинг правоприменения в сфере профилактики коррупции» [10] хотя и присутствует полезная информация о необходимости усиления борьбы с коррупцией и предлагаются направления антикоррупционной деятельности, но без упоминания эффективных психолого-педагогических приемов воздействия на правосознание сотрудников ОВД [11]. В других работах, как например «Антикоррупционное воспитание личного состава органов внутренних дел» [18]присутствуют отдельные попытки (порой удачные) описать конкретные дидактические методы и приемы по формированию антикоррупционной личности сотрудника ОВД, однако в них отсутствуют не только общая оценка эффективности  антикоррупционного воспитания, но и нет оценки каких-либо приемов по их степени эффективности. Кроме того, не имеется целостной программы в виде системы обучения по формированию антикоррупционного правосознания с упорядочением психолого-педагогических методов воздействия на правосознание сотрудников ОВД. Существуют пока лишь единичные попытки (в том числе и в образовательных организациях высшего образования) применять психолого-педагогические и дидактические приемы, а также внедрять специальные образовательные программы для формирования антикоррупционного правосознания [16, 20]. Кроме того, в вышеупомянутых работах, основной упор делается на административно-правовые аспекты противодействия коррупции, а не на применение системы психолого-педагогических методов воздействия на правосознание и поведение сотрудника ОВД.

В ряде работ, несмотря на многообещающее название типа «Направления антикоррупционного воспитания…» присутствуют общие слова о необходимости усиления борьбы с коррупцией, однако отсутствуют оценка эффективности  антикоррупционного воспитания, нет конкретных дидактических методов и приемов [11]. Порой в работах ни слова ни приводится о воспитании и развитии антикоррупционного мировоззрения и ценностно-моральных антикоррупционных установок. Даже в такой крупной монографии с громким названием «Коррупция в органах внутренних дел и ее предупреждение» [22] вообще не указаны рекомендации по применению конкретных психолого-педагогических приемов воздействия на правосознание сотрудников по достижению антикоррупционного поведения. Хотя первые шаги в этом направлении уже сделаны. В последние годы в образовательных учреждениях системы МВД России началось преподавание специального курса по формированию навыков и умений антикоррупционного поведения сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел. Основой преподавания является разработанный коллективом авторов курс лекций [26]. Естественно, что в дидактическом плане преподавание данной дисциплины (как и любых других дисциплин) требует дальнейшего совершенствования.

Попытки преодоления дефектов правосознания и формирование установки на правомерное поведение путем проведения групповой психокоррекционной программы в виде специальных занятий в настоящее время проводятся только среди осужденных в пенитенциарной системе России [24]. Причем можно провести прямую аналогию между осужденными (лицами отбывающими наказание) и коррупционерами пребывающими на свободе (отбывание наказания у них впереди). И у тех и у других закон заменяется особыми моральными нормами (являющимися базой для поведения) принятыми в их среде, которые полностью противоречат общечеловеческим моральным нормам и самим законам.

Предлагаемые меры по преодолению коррупции, содержащиеся в ряде документов, предложены для правопослушного населения, и ни в коем случае не затрагивают и не влияют на ценностно-моральные ориентации самих коррупционеров, и направленные на их реализацию большие финансовые и людские затраты достойны другого применения, так как абсолютно не оправдывают себя и не влияют на засилье и рост коррупции в стране. Одной из главных причин, на наш взгляд, является то, что подавляющее большинство мероприятий направлено на расширение и углубление правовых знаний об уголовных и криминологических аспектах коррупции, что нисколько не влияет на формирование антикоррупционного мировоззрения людей (тем более участвующих в коррупции), а, главное, не уменьшает взяточничество. Здесь следует согласиться с Е. А. Певцовой в том, что формирование убеждения в значимости права, т. е. положительной правовой ценностной ориентации (в данном случае неприятие коррупции и неучастие в процессе взяточничества) процесс довольно длительный и трудный, в отличие от правовых знаний, которые в процессе обучения (или информирования) приобретаются достаточно быстро [14].

Разработанные технологии создания психолого-педагогического обеспечения процесса формирования ценностных установок специалиста, его смыслообразования, используемые в процессе профессиональной подготовки в образовательных учреждениях МВД России не показали своей высокой эффективности в плане формирования коррупциогенной устойчивости [19]. Да и среди профессиональных качеств, например, сотрудников уголовного розыска, напрямую не указывается коррупциогенная устойчивость [25]. Перечисление в ряде научных трудов мнений ученых о том, какие сотрудники нуждаются в повышенном психолого-педагогическом внимании, не указывает на сотрудников ОВД как лиц, постоянно находящихся в ситуации «соблазна» взятки [15].

Также одной из проблем является то, каким образом и что диагностировать у гипотетического взяточника психологическими методами, какие особенности личности будут в большой степени вероятности указывать на наличие у него коррупционного сознания. Петров В.Е. и соавторы выделяют психологические особенности лиц, которые могут иметь коррупционное поведение, называя их психологическими детерминантами коррупционно-опасного поведения [15]. На наш взгляд, с учетом мнения Петрова В.Е. и соавторов к психологическим особенностям коррумпированной или потенциально коррумпированной личности можно отнести: наличие девальвации ценности честного служения отечеству, закону; примитивные социальные установки и ценности («надо жить богато», «работа должна кормить», «надо иметь «крутую» машину, как у всех»); сильная приверженность к местным или социально-профессиональным традициям подношений, получение благодарностей за оказанную услугу, которая должна быть оказана бесплатно (или вообще не должна оказываться); приверженность к таким морально-нравственным установкам как  «деньги решают все», «чтобы нормально служить надо уметь давать и брать взятки»;  наличие пассивной жизненной позиции молчаливого соглашательства с фактами взяточничества в служебном окружении; особенности управления и прохождения службы в ОВД (протекционизм, фаворитизм, личная преданность, кумовство, злоупотребление властью и т. д.); отсутствие гармоничной самореализации в профессии и жизни; наличие желаний получить наживу любым способом.

Таким образом, нами установлены теоретические проблемы формирования антикоррупционного правосознания, что в свою очередь вызывает необходимость разработки методики проведения специальных занятий, с применением психолого-педагогических приемов, позволяющую выработать антикоррупционное мировоззрение и поведение среди сотрудников ОВД.Поэтому обеспечение формирования у сотрудников ОВД профессиональных ценностных установок (ценностной сферы) и работа по восстановлению личностных границ и смыслообразования является актуальной проблемой морально-психологического обеспечения профессиональной деятельности.

References

1. Amirov K.F. Pravovaya kul´tura studentov – budushchikh uchiteley prava. Pravo i obrazovanie. 2013. № 8. – S. 20–29.

2. Antikorruptsionnoe vospitanie lichnogo sostava organov vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii: metodicheskie rekomendatsii. Rostov-na-Donu: FGKOU VPO «RYuI MVD Rossii», 2015.

3. Draguntsov Yu.V. Potentsial samoochishcheniya v sisteme MVD, FMS Rossii i politsii zarubezhnykh stran. Professional. M., 2009. № 6 (92). – S. 27.

4. Korobov A.A. Problema bor´by s korruptsiey i deblokirovaniya administrativnykh bar´erov. Monografiya. Orlovskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii. Orel. 2012.

5. Korporativnaya antikorruptsionnaya politika. Krymskiy filial Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. Simferopol´. 2015.

6. Lopatina T.M. Moral´naya sostavlyayushchaya protivodeystviya korruptsii. Rossiyskiy kriminologicheskiy vzglyad. 2008. № 4. – S. 203–206.

7. Mal´tseva T.V. Psikhologicheskie osobennosti lichnosti sklonnoy k korruptsii v obrazovatel´noy srede vedomstvennogo vuza \\ Psikhologiya i yurisprudentsiya v dinamichno izmenyayushchemsya mire: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 70-letiyu professora A.I. Papkina. Moskva, 19 sentyabrya 2012 g. – M.: RUDN, 2012. – S. 222-232.

8. Mal´tseva T.V. Psikhologicheskiy podkhod k korruptsionnomu povedeniyu \\ Aktual´nye problemy protivodeystviya korruptsii v sovremennykh usloviyakh. Materialy mezhvedomstvennoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 21 marta 2012, Ruza: Moskovskiy oblastnoy filial Moskovskogo universiteta MVD Rossii, 2012. S.101-105.

9. Merkur´ev V.V., Grigor´ev A.V. Opyt protivodeystviya korruptsii v politseyskikh departamentakh SShA. Korruptsiya i bor´ba s ney. – M., 2000.

10. Monitoring pravoprimeneniya v sfere profilaktiki korruptsii. Akademiya upravleniya MVD Rossii. Moskva. 2013.

11. Nikolaev S.M. Napravleniya antikorruptsionnogo vospitaniya v vuze. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2012. № 1. – S. 91-94.

12. Nikolaev S.M. Realizatsiya antikorruptsionnogo obrazovaniya v ugolovno-ispolnitel´noy sisteme: monografiya. Pskov: Filial Akademii FSIN Rossii, 2015.

13. Nikolaychik V.M. Profilaktika korruptsii v politsii SShA. SShA. Kanada: ekonomika, politika, kul´tura. – 1999. – №10. – S. 93-99.

14. Pevtsova E.A. Pravovaya kul´tura i pravovoe vospitanie v Rossii na rubezhe XX–XXI vekov. M., 2003. – S. 67.

15. Petrov V.E., Yurinova Yu.V. Osobennosti raboty s sotrudnikami Gosavtoinspektsii, nuzhdayushchimisya v dopolnitel´nom vnimanii so storony psikhologa. Uchebno-metodicheskoe posobie. – M.: 2013.

16. Pravovoe vospitanie kak faktor formirovaniya professional´nogo pravosoznaniya sotrudnikov GIBDD Rossiyskoy Federatsii. Uchebnoe (prakticheskoe) posobie. Orlovskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii. Orel. 2013.

17. Protivodeystvie korruptsii v sisteme gosudarstvennoy sluzhby. Belgorod. 2011.

18. Sibiryakov S.L. Antikorruptsionnye osnovy sistemy vospitaniya molodezhi v protsesse formirovaniya grazhdanskogo obshchestva v Rossii. Rossiyskiy kriminologicheskiy vzglyad. 2008. № 4. – S. 207–209.

19. Sklyarenko I.S. Pedagogicheskoe obespechenie formirovaniya professional´nykh tsennostnykh ustanovok \\ Psikhopedagogika v pravookhranitel´nykh organakh. 2011. № 4. – S. 3–7.

20. Sokolov A.N., Starostina S.A. Formirovanie antikorruptsionnogo povedeniya sotrudnikov organov vnutrennikh del. Kurs lektsiy. Kaliningradskiy yuridicheskiy institut MVD Rossii. Kaliningrad. 2011.

21. Sotsial´no-psikhologicheskie issledovaniya kriminal´noy destruktivnosti lichnosti sotrudnika pravookhranitel´nykh organov / pod red. D.V. Sochivko i E.E. Gavrinoy. Ryazan´, 2010.

22. Storchilova N. V. Korruptsiya v organakh vnutrennikh del i ee preduprezhdenie. Monografiya. Moskva, 2012.

23. Stukanov V.G. K probleme izucheniya psikhologicheskikh mekhanizmov formirovaniya pravosoznaniya. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 2. – S. 292–296.

24. Suchkova E.L. Psikhologicheskaya korrektsiya neadekvatnykh pravovykh predstavleniy osuzhdennykh \\ Psikhopedagogika v pravookhranitel´nykh organakh. 2013, № 2 (53). – S. 45–48.

25. Fomin V.V. Professional´nye kachestva sotrudnikov ugolovnogo rozyska \\ Psikhopedagogika v pravookhranitel´nykh organakh. 2011. № 4. – S. 24–26

26. Formirovanie navykov i umeniy antikorruptsionnogo povedeniya sotrudnikov i gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh organov vnutrennikh del. Kurs lektsiy. M. 2011.


Login or Create
* Forgot password?