REVIEW OF THE MONOGRAPH “PREPARING OF STUDENTS FOR STUDYING POSTGRADUATE TRAINING PROGRAM: SYSTEM AND MECHANISM OF MANAGEMENT”, AUTHORS: REZNIK S.D. AND USTINOVA D.V.
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides an overview of the monograph "Preparing of students for studying postgraduate training program: system and mechanism of management", which shows the results of a study of readiness of Russian university students for postgraduate training. The theoretical aspects of management training of students to study in graduate school are considered, the practice of training of the teaching staff in the universities of Russia is analyzed, a model of training management systems to students in graduate education, as well as mechanisms for managing the system are offered. The book is intended for teachers and graduate students of higher educational institutions, as well as for all those involved in the study of higher education management problems in Russia.

Keywords:
students, college, graduate school, training, control mechanisms, the system
Text

Реформирование отечественного образования, результатом которого является принятие Государственной думой РФ закона «Об образовании», призванного усовершенствовать механизм получения образования в России, приравнивает аспирантуру к ступеням высшего образования со всеми вытекающими последствиями в виде присвоения квалификации и выдачи диплома, обосновывает актуальность исследования проблемы управления подготовкой кадров высшей квалификации.

Еще недавно остро стояла проблема старения российской науки, когда средний возраст исследователей составлял 50 лет, кандидатов наук – 53 года, докторов – 62. Начиная с 2006 г. доля молодых ученых в России ежегодно увеличивается на 1–1,5 %, что является весьма существенным. Что касается ситуации на сегодняшний день, средний возраст российских исследователей снизился, более трети относятся к возрастной группе до 40 лет.

Таким образом, следует отметить возрастание интереса молодежи к научно-исследовательской деятельности и обучению в аспирантуре. Но в аспирантуру должны поступать лучшие выпускники вузов, заинтересованные в научно-исследовательской деятельности, стремящиеся к постоянному научному поиску, а впоследствии готовые пополнить ряды педагогических работников высших учебных заведений нашей страны.

Ситуация на сегодняшний день выглядит не столь благополучно, когда студенту, поступившему в аспирантуру, приходиться начинать свои научные поиски с нуля, постигать азы научно-исследовательской и преподавательской деятельности, о которой он не имеет ни малейшего представления. В связи с этим, срок обучения в аспирантуре часто бывает недостаточен для подготовки диссертационной работы (чему свидетельство низкие показатели эффективности аспирантуры), а что наиболее важно – для подготовки к самостоятельной научной и педагогической деятельности.

Несмотря на важность и актуальность данной тематики, в отечественной науке до настоящего времени не было проведено комплексных исследований проблемы подготовки студентов к обучению в аспирантуре вуза. В этих условиях, своевременной является разработка системы и механизмов управления подготовкой студенческой молодежи к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения, чему и посвящена монография Резника С.Д., Устиновой Д.В. [1].

Следует отметить, что подготовке монографии предшествовал специальный мониторинг, проведенный в рамках диссертационного исследования Д.В. Устиновой [2, 3].

По результатам исследования авторами уже были подготовлены и изданы научные статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых изданиях [4-9].

Монографию «Подготовка студентов к обучению в аспирантуре вуза: система и механизмы управления» отличает внутреннее единство, цельность и смысловая завершенность, грамотный научный стиль изложения. Структура монографии построена достаточно логично и четко, работа разделена на три главы.

В первой главе монографии раскрыты теоретические подходы к управлению подготовкой студентов к обучению в аспирантуре высшего учебного заведения, рассмотрены технологии организации образовательного процесса в вузе с ориентацией студентов на научно-исследовательскую деятельность, предложены методические подходы к исследованию проблемы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре.

Во второй главе представлены результаты мониторинга организации и содержания деятельности студентов высших учебных заведений, ориентированных на научно-педагогическую деятельность, анализ динамики показателей подготовки научно-педагогических кадров в России, особенностей организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузах, опыта подготовки студентов высших учебных заведений к обучению в аспирантуре.

В третьей главе монографии сделана попытка концептуально обосновать необходимость разработки модели системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре вуза, разработаны механизмы управления подготовкой студенческой молодежи к обучению в аспирантуре, предложены методические положения по оценке результативности системы управления подготовкой студентов к обучению в аспирантуре.

В завершении отдельных глав работы приведены выводы, которые позволяют установить связи между ее составными частями, подвести итоги достижения поставленных задач, перечислить основные результаты.

Авторами достаточно успешно применяются визуальные формы отображения материала: 30 таблиц и 14 рисунков. Это в значительной степени упрощает его восприятие и усвоение.

Следует отметить, что данная монография входит в состав научно-методического комплекса «Менеджмент в науке», который включает также ряд учебников и учебных пособий [10-15] и монографий [16-18]. В целом, эти издания, позволяющие обеспечить системную методическую поддержку диссертационному процессу, можно классифицировать по уровням диссертационного менеджмента:

  • методическая поддержка деятельности  диссертационных советов;
  • методическая поддержка научных руководителей аспирантов и научных консультантов докторантов;
  • методическое обеспечение деятельности самих аспирантов и докторантов. 

Использование этих книг руководителями и членами диссертационных советов, научными руководителями, аспирантами и докторантами позволит создать единое информационное поле для всех участников диссертационного процесса: от аспиранта до председателя диссертационного совета и эксперта ВАК, свести к минимуму ошибки, допускаемыми аспирантами и докторантами, их научными руководителями и консультантами, диссертационными советами, повысить эффективность их деятельности и на этой основе – обеспечить повышение качества и своевременности защищаемых диссертаций, притока в науку добротного молодого пополнения [19].

References

1. Reznik S.D. Podgotovka studentov k obucheniyu v aspiranture vuza: sistema i mekhanizmy upravleniya: Monografiya / Reznik S.D., Ustinova D.V. – M.: NITs INFRA-M, 2016. – 158 s.

2. Ustinova D.V. Razrabotka sistemy i mekhanizmov upravleniya podgotovkoy studentov k obucheniyu v aspiranture vysshego uchebnogo zavedeniya. Dissertatsiya... kandidata ekonomicheskikh nauk: 08.00.05 / Penzenskiy gosudarstvennyy universitet arkhitektury i stroitel´stva. Penza, 2014.

3. Ustinova D.V. Razrabotka sistemy i mekhanizmov upravleniya podgotovkoy studentov k obucheniyu v aspiranture vysshego uchebnogo zavedeniya. Avtoreferat dis.... kandidata ekonomicheskikh nauk: 08.00.05 / Penzenskiy gosudarstvennyy universitet arkhitektury i stroitel´stva. Penza, 2014.

4. Reznik S.D. Formirovanie motivatsii studentov k nauchno-pedagogicheskoy deyatel´nosti v vuze / S.D.Reznik, D.V.Ustinova. Problemy sovremennoy ekonomiki. 2012. № 3. S. 361–364.

5. Reznik S.D. Prodvizheniyu v aspiranturu odarennykh studentov nuzhna sistema / S.D.Reznik, D.V.Ustinova. Prepodavatel´ XXI vek. 2012. T. 1. № 4. S. 32–38.

6. Reznik S.D. Monitoring deyatel´nosti studentov, orientirovannykh na postuplenie v aspiranturu / S.D. Reznik, D.V.Ustinova. Alma mater (Vestnik vysshey shkoly). 2012. № 11. S. 99–102.

7. Ustinova D.V. Organizatsiya nauchno-issledovatel´skoy raboty v vuze / D.V. Ustinova. Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2013. № 2. S. 131–136.

8. Ustinova D.V. Upravlenie otborom i prodvizheniem talantlivykh studentov v aspiranturu vysshego uchebnogo zavedeniya / D.V.Ustinova, S.D. Reznik. Nauchnye trudy Vol´nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2014. T. 184. S. 323–340.

9. Ustinova D.V. Metodicheskie podkhody k otsenke effektivnosti upravleniya podgotovkoy studentov k obucheniyu v aspiranture vysshego uchebnogo zavedeniya / D.V.Ustinova //Russian Journal of Management. 2014. T. 2. № 1. S. 36–46.

10. Upravlenie dissertatsionnym sovetom / N.I. Arister, S.D. Reznik. – M.: INFRA-M, 2011.

11. Arister N.I., Reznik S.D., Sazykina O.A. Dissertatsionnyy menedzhment v voprosakh i otvetakh. – M.: INFRA-M, 2011. – 256 s.

12. Reznik S.D. Nauchnoe rukovodstvo aspirantami. – M.: INFRA-M, 2012.

13. Reznik S.D. Osnovy dissertatsionnogo menedzhmenta: uchebnik. – 2-e izd., pererab. i dop. – M.: INFRA-M, 2014.

14. Reznik S.D. Aspirant vuza: tekhnologii nauchnogo tvorchestva i pedagogicheskoy deyatel´nosti. – M.: INFRA-M, 2012.

15. Reznik S.D. Kak zashchitit´ svoyu dissertatsiyu. – M: INFRA-M, 2009.

16. Arister N.I., Reznik S.D., Sazykina O.A.Orientiry i mekhanizmy povysheniya effektivnosti gosudarstvennoy sistemy attestatsii nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh kadrov: opyt, problemy, perspektivy: monografiya. – Penza: PGUAS, 2011. – 344 s.

17. Reznik S.D., Makarova S.N., Dzhevitskaya E.S. Aspiranty Rossii: otbor i podgotovka k samostoyatel´noy nauchno-pedagogicheskoy deyatel´nosti: monografiya. – M.: INFRA-M, 2013.

18. Reznik S.D., Makarova S.N. Effektivnoe nauchnoe rukovodstvo aspirantami: monografiya. – M.: INFRA-M, 2014.

19. Reznik S.D. Nauchno-metodicheskaya podderzhka dissertatsionnogo menedzhmenta. Russian Journal of Management. – 2015. – №5. – S. 485–499.

Login or Create
* Forgot password?