ORGANIZATIONAL-FUNCTIONAL CONTROL MECHANISMS OF THE STATE PROGRAM "PATRIOTIC EDUCATION OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR 2011-2015"
Abstract and keywords
Abstract (English):
The subjects of analysis are the organizational and functional mechanisms for management of the state program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2011–2015"

Keywords:
the state program Patriotic education, managing implementation of the program
Text

В декабре 2015 г. завершилось выполнение утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября .2010 г. №795 государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 гг.»  (далее – Программа). Ежегодные отчеты о выполнении Программы размещены в сети Интернет [1]. Программа стала итоговой в пятнадцатилетнем периоде реализации одноименных государственных программ на 2001–2005, 2006–2010, 2011–2015 гг. [2]. Их общей целью было формирование и развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Наивысшей оценкой достигнутого за пятнадцатилетний период уровня патриотичности мировоззрения граждан является высказывание Президента Российской Федерации В.В. Путина. В феврале 2016 г. на заседании «Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса» при Агентстве стратегических инициатив Президент сказал: «У нас не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Это и есть национальная идея» [3]. Реальную эффективность национальной системы патриотического воспитания зафиксировал Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В июне 2016 г. ВЦИОМ замерил индекс патриотизма россиян. По данным опроса подавляющее большинство россиян (80%) считали себя патриотами. Более половины россиян (65%) посоветовали бы своим близким родственникам отправиться на войну в случае необходимости, при этом 49% поддержали бы решение отправиться прямо на линию фронта. Особенно сильно такое мнение у мужчин (60% от группы). Кроме этого, большинство россиян (56%) также выразили готовность оказать финансовую помощь [4].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. №1493 принята очередная государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 гг». Она основывается на достижениях и традициях предыдущих программ. Цель программы на 2016–2020 гг. – «создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [5]. Преемственность реализованных и принятых программ проявляется в том, что созданная система патриотического воспитания позволяет в приоритетном порядке решать задачу развития личных качеств человека как гражданина Российской Федерации.

Вместе с тем, организационное сопровождение программ, реализованных на этапе 2001–2015 гг., осуществлял Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации. Координатором выполнения государственной программы на 2016–2020 гг. определено Федеральное агентство по делам молодежи.

Эти обстоятельства актуализируют цель статьи – анализ организационно-функциональных механизмов управления государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 гг.», изучение их влияния на достижение оценочных показателей Программы представляет практический интерес также потому, что мероприятия Программы на 2011–2015 гг. были выполнены на 95%.

На этапе 2011–2015 гг. достижение цели Программы по развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан обеспечивалось решением следующих задач: повышение роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания; совершенствование нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан; формирование позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву; внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы; повышение профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания; развитие материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях.

Для выполнения названных задач планировалась реализация 429 событий, сгруппированных в 147 тематических мероприятий в рамках двух программных направлений. Первое направление – совершенствование системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Второе – организация патриотического воспитания граждан в ходе подготовки и проведения мероприятий, посвященных юбилейным и другим памятным событиям истории России. При этом на 2011 г. была запланирована реализация 81-го мероприятия, 2012 г. –  85-ти , 2013 г. – 90, 2014 г. – 80-ти,2015 г. – 94-х мероприятий. Таким образом, учитывая объем включенных в Программу событий, к механизмам управления Программой следует отнести планирование этапности и последовательности распределения мероприятий по срокам исполнения, что обеспечило своевременность и стабильность их выполнения. 

Также элементом управления Программой следует считать сопровождение задач Программы комплексом мероприятий, способствующих их решению. Например, выполнение задачи повышения роли государственных структур в сфере патриотического воспитания граждан обеспечивалось участием в качестве ответственных исполнителей и соисполнителей мероприятий Программы широкого круга федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций. К выполнению Программы с различным объемом полномочий были привлечены 28 федеральных органов исполнительной власти. Выполнение задачи повышения роли общественных структур в сфере патриотического воспитания граждан обеспечивалось участием как соисполнителей мероприятий Программы ряда общественных организаций. В перечень соисполнителей мероприятий Программы включено 8 всероссийских (общероссийских) общественных организаций. Выполнение задачи повышения профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания обеспечивалось преимущественно через организацию и проведение с их участием конференций, семинаров, совещаний, форумов. В целом, в Программе на обеспечение этой задачи было направлено более 80 тематических мероприятий из 147. 

По уровню организации в Программу включены преимущественно мероприятия международного, всероссийского и межрегионального уровня. Многие из них являются традиционными, имеют организационно-методическое обеспечение и предполагают проведение региональных и муниципальных этапов мероприятий. Например, международный фестиваль городов-побратимов «Земля – наш общий дом», международная выставка-конкурс детского рисунка «Мы помним мир спасенный», международный молодежный лагерь «Бе-Ла-Русть», всероссийский слет сельской молодежи «Моя малая Родина», всероссийская молодежно-патриотическая акция «Я – гражданин России», межрегиональный фестиваль военно-патриотических телевизионных и радиопередач «Шит России» и др.

В числе механизмов управления – выбор форм и привлечение к выполнению мероприятий Программы субъектов Российской Федерации. Их реализовано несколько. Первый – рекомендация решением Правительства Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения государственной Программы при принятии региональных программ патриотического воспитания граждан. Региональные программы были приняты и реализованы более чем в 57 субъектах Российской Федерации. В том числе, в 20 субъектах Российской Федерации программы были приняты со сроком реализации до 2020 г. включительно. В остальных субъектах Российской Федерации функции по патриотическому воспитанию выполнялись в рамках региональных программ допризывной подготовки граждан и в виде отдельных мероприятий в рамках региональных программ развития образования, спорта и туризма. Второй – включение субъектов Российской Федерации в Программу в качестве соисполнителей отдельных мероприятий. С их участием запланировано выполнение 298 из 429 событий Программы, т.е. почти 70% объема программных мероприятий. Третий – наделение отдельных субъектов Российской Федерации конкретными полномочиями в рамках выполнения мероприятий Программы. В качестве таковых в Программе указаны высшие органы исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; республик Карачаево-Черкессия, Мордовия, Удмуртия; Камчатского,  Краснодарского, Пермского, Приморского, Хабаровского краев; Амурской, Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Курской, Ленинградской, Московской, Новосибирской, Омской, Орловской, Сахалинской, Тверской, Тульской областей. Всего 24 субъекта Российской Федерации включены в Программы с функциями по выполнению конкретных мероприятий Программы. Четвертый – конкретизация полномочий субъектов Российской Федерации через указание в качестве соисполнителей мероприятий Программы Администраций городов, удостоенных звания «Город воинской славы».

Следующий элемент управления – определение структуры и установление системы ежегодного сбора отчетности исполнителей мероприятий Программы. Ее комплексность стимулировала исполнительскую дисциплину, позволила тщательно собирать весь опыт организации патриотического воспитания граждан в стране, сверять и своевременно корректировать действия для достижения целей государственной и региональной программ. Так, Росвоенцентром были разработаны формы, по которым собиралась и обобщалась информация ответственных исполнителей мероприятий государственной Программы, отдельно – информация субъектов Российской Федерации по выполнению ими государственной и региональной программ патриотического воспитания граждан. Самостоятельным блоком отчетности была количественная информация о состоянии системы патриотического воспитания граждан. В целом, информация собиралась и обобщалась по 5-ти формам.

Универсальным слагаемым механизма управления Программой стала система оценочных показателей реализации государственной программы. Их определено восемь. Для каждого из восьми показателей на каждый год установлены ожидаемые количественные значения. Их анализ позволяет описать выполнение задач Программы, дать оценку правильности выбранного метода управления патриотическим воспитанием граждан. Так, показатель 1 «Доля граждан, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, по отношению к общему количеству граждан» и показатель 2 «Доля граждан, положительно оценивающих результаты проведения мероприятий по патриотическому воспитанию» характеризуют решение задачи повышения роли государственных и общественных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, совершенствования нормативно-правового, методического и информационного обеспечения функционирования системы патриотического воспитания граждан. Показатель 3 «Количество подготовленных организаторов и специалистов патриотического воспитания» отражает эффективность выполнения задачи повышения профессионализма организаторов и специалистов патриотического воспитания. Показатель 4 «Количество выполненных федеральными органами власти мероприятий по патриотическому воспитанию по отношению к запланированному количеству» характеризует непосредственные результаты для выполнения задачи повышения роли государственных структур в формировании у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания. Показатель 5 «Количество действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных» и показатель 6 «Количество историко-патриотических, героико-патриотических и военно-патриотических музеев (в образовательных и других учреждениях, на предприятиях, объединениях и т.д.)» увязаны с задачей развития материально-технической базы патриотического воспитания в образовательных, трудовых, творческих и воинских коллективах и общественных объединениях. Показатель 7 является количественной характеристикой такого явления, как оборонно-спортивные лагеря и увязан с выполнением задачи формирования позитивного отношения общества к военной службе и положительной мотивации у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву. Данный показатель отражает повышение общей осведомленности населения о Вооруженных Силах Российской Федерации, престижа армейской службы и ее роли как «социального лифта» для молодежи. Показатель 8 является составным, отражает одновременно количественные и качественные параметры выполнения задачи внедрения в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы через учет количества исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания и степень их внедрения в практику органов исполнительной власти и организаций. Достижение показателя связано с такими мероприятиями Программы, как конкурсы научно-исследовательских и творческих работ молодых ученых, работ патриотической направленности среди обучающихся, курсовых, дипломных работ, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа и др. 

Заслуживает внимания и такой механизм управления Программой, как коллегиальное (совещательное) принятие решений. Многочисленность субъектов и объектов патриотического воспитания, разнообразие подходов к определению ведомственной роли и задач по патриотическому воспитанию граждан актуализируют проблему координации их деятельности. Сложившаяся в сфере патриотического воспитания граждан система координационных структур имеет свою специфику. Её составляют федеральные, региональные, муниципальные, ведомственные (отраслевые) координационные советы, межведомственные советы, межведомственные комиссии, рабочие группы и др. При разности наименований их общей задачей является взаимодействие в целях развития гражданственности и патриотизма населения страны. 

На федеральном уровне в период реализации Программы функции основного координатора выполняла Рабочая группа Российского организационного комитета «Победа» по координации работы по патриотическому воспитанию граждан (далее – Комитет). Комитет был образован при Президенте Российской Федерации в целях проведения единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан Российской Федерации и в отношении ветеранов. Рабочая группа, в состав которой входили представители федеральных органов исполнительной власти – ответственных исполнителей мероприятий Программы, общественных организаций, ежеквартально проводила заседания. В повестку заседаний включались вопросы выполнения отдельных мероприятий Программы, заслушивались субъекты Российской Федерации. Решения заседаний оформлялись протоколами, которые направлялись во все субъекты Российской Федерации и заинтересованные министерства [6].

Отраслевой (ведомственный) подход к координации деятельности по патриотическому воспитанию представляет интерес с точки зрения того, что федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере. Примером отраслевого (ведомственного) подхода к созданию единого центра управления деятельностью по патриотическому воспитанию является Координационный совет по патриотическому воспитанию, созданный при Министерстве транспорта Российской Федерации. Его цель – создание в подведомственных Министерству транспорта Российской Федерации образовательных организациях единых организационных и методических подходов к вопросам патриотического воспитания молодежи, популяризация транспортных профессий, сохранение традиций транспортной отрасли [7].

Особый вклад в выполнение установленных Программой показателей результативности деятельности по патриотическому воспитанию граждан внесли координационные советы, образованные в субъектах Российской Федерации. Анализ распорядительных документов субъектов Российской Федерации об образовании в субъекте координационного совета, проведенный по размещенным в информационно-правовой базе «КонсультантПлюс» документам, позволяет сделать следующие заключения. В большинстве субъектов Российской Федерации, за исключением Республики Алтай, Республики Хакасия, Астраханской, Волгоградской, Кировской, Ленинградской, Сахалинской областей, в сфере управления патриотическим воспитанием использовались возможности, которые предоставляет деятельность специализированных консультативно-совещательных органов. Вместе с тем, подход к их образованию имеет региональную специфику, которая отражается через уровень государственного органа, при котором образован совещательный орган, его должностной состав, решаемый круг задач. 

Содержательный анализ решений о координационных органах показывает, что в большинстве субъектов Российской Федерации они были созданы при Главе субъекта Российской Федерации или при высшем органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В отдельных субъектах Российской Федерации функций по координации деятельности в сфере патриотического воспитания осуществляли отраслевые органы исполнительной власти. Например, при органах управления образованием были образованы координационные советы в городе Москва, Республике Калмыкия, Кабардино-Балкарской Республике.

Возникновение особой формы координационных советов повлекло исполнение рядом субъектов Российской Федерации распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. №134-р об утверждении Концепции федеральной системы подготовки граждан к военной службе до 2020 г., Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации». Координационные органы создавались в форме советов региональных центров военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе (Чеченская Республика, Чувашская Республика, Амурская, Вологодская, Брянская, Курская, Тамбовская области, и др.). Их особенностью является то, что возглавляет координационный совет высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. Действует координационный совет на базе регионального центра патриотического воспитания, функции учредителя которого выполняет государственный орган. Сам центр патриотического воспитания выполняет функции рабочего органа координационного совета.

Следующей формой коллегиального управления сферой патриотического воспитания следует назвать создание в ряде субъектов Российской Федерации региональных организационных комитетов «Победа». Их цель несколько отлична от целей вышеописанных координационных советов. Их приоритет – укрепление патриотизма, решение проблем ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР и на территориях других государств, ветеранов государственной службы. В данной форме работали координирующие структуры в республиках Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Пермском, Приморском краях, Белгородской, Кемеровской, Саратовской и др. областях.

Для вопросов повышения эффективности управления сферой патриотического воспитания граждан информацию дает также анализ составов координационных советов. Выборочный анализ составов координационных советов 32 субъектов Российской Федерации показал разность подходов к представительству органов исполнительной власти и организаций. Наименее представленными являются финансовые органы субъекта (в 5 составах из 32), профсоюзы  (в 4 составах из 32), органы исполнительной власти в сфере здравоохранения (в 10 составах из 32), органы местного самоуправления (в 15 составах из 32), поисковое движение (в 10 составах из 32).

Подводя итоги анализа отдельных элементов организации управления выполнением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 гг.» следует отметить следующее. По данным Росвоенцентра Программа выполнена на 95%. Во многом выполнение государственных задач Программы обеспечено эффективностью механизма управления ее реализацией. Этот механизм составили: распределенные функции  на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; планирование этапности и последовательное распределение мероприятий по срокам исполнения; обеспечение задач Программы комплексом мероприятий, способствующих их решению; определение способов включения в выполнение мероприятий Программы субъектов Российской Федерации; установление системы ежегодного сбора и обобщения отчетности, системы оценочных показателей реализации государственной программы.

References

1. [Elektronnyy resurs], URLhttp://gospatriotprogramma.ru/the-final-reports-of-the-government-of-the-russian-federation/

2. Postanovlenie Pravitel´stva RF ot 16.02.2001 № 122 «O Gosudarstvennoy programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2001 – 2005 gg.»; Postanovlenie Pravitel´stva RF ot 11.07.2005 № 422 (red. ot 13.11.2006) №O Gosudarstvennoy programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2006 – 2010 gg.»; Postanovlenie Pravitel´stva RF ot 05.10.2010 № 795 (red. ot 07.10.2013) «O gosudarstvennoy programme "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2011 – 2015 gg."» – [Elektronnyy resurs], URL:http://www.consultant.ru/

3. [Elektronnyy resurs], URL: http://izvestia.ru/news/603275

4. [Elektronnyy resurs], URL:(http://ria.ru/society/20160622/1449663541.html

5. Postanovlenie Pravitel´stva RF ot 30.12.2015 № 1493 «O gosudarstvennoy programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016 – 2020 gg.» – [Elektronnyy resurs], URL:http://www.consultant.ru/

6. [Elektronnyy resurs], URLhttp://gospatriotprogramma.ru/orgkomitet/rg-rosvoencentr/

7. [Elektronnyy resurs], URLhttp://www.mintrans.ru/ministry/councils/2171.html

Login or Create
* Forgot password?