Russian Federation
This article considers the incident happened with Russian musician Y. Loza from the point of view of philosophy of culture. As in the case of orientalism of E. Said the author makes suggestion about existence of the same view of the West which usually goes undetected. It’s assumed that Europe created similar concept in relation to itself as it did it for all parts of the world and now it’s used by Europe and by the whole world viewing western phenomena of culture. This position though isn’t objective but evaluating that took place in how users of Internet estimated sayings of Russian performer. In reality we have just opinion built on what we learned in the process of socialization.
culture, view, evaluation, West, criterion
Буквально вчера автор этих строк увидел в Facebook публикацию о выступлении Юрия Лозы в передаче Захара Прилепина «Соль» от 20-го марта 2016 г. [5]. Помимо прочего — и что вызвало настоящую бурю комментариев в Интернете, — этот певец сказал о том, что многие известные западные музыкальные группы вроде Led Zeppelin и Rolling Stones, а также отдельные исполнители, выражаясь мягко, не настолько хороши, как это принято считать. Ожидаемая реакция на эти слова, тем не менее, упускает из вида самое важное.
Неизвестно, что именно — хотя и есть определенные предположения и к ним мы еще вернемся — побудило российского музыканта критиковать своих коллег по цеху, но ясно одно: будь это солисты Rolling Stones или режиссеры вроде Зака Снайдера или, прости господи, Ким Кардашьян, за исключением отдельных сфер, например, Денис Леонидович Мацуев, западное априори и заранее считается лучше, чем отечественное.
Это присуще не только и даже не столько России, но и всему миру. Несмотря на то что Запад активно рекрутирует таланты со всего света, тем не менее, предполагается, что он обладает некоей монополией на превосходство чуть ли не во всем, особенно же в рамках массовой культуры. Его песни, фильмы, селебрити и т.д. знают и ценят повсюду, а противоположно направленного движения обычно не наблюдается, но если что-то подобное и имеется, то, как правило, имитируется с местным колоритом, но не является чем-то действительно оригинальным.
В этой связи крайне полезно будет вспомнить о двух книгах выдающегося ученого Эдварда Саида — наиболее известной «Ориентализм» [4] и его расширенным дополнением «Культура и империализм» [3], но с одной существенной поправкой. Увы, но поиски не дали подходящего наименования для Запада вроде ориентализма для Востока, поэтому было решено использовать метафору наблюдателя. Собственно, об этом речь и пойдет. Нужно задаться следующим вопросом: а есть ли некий объективный взгляд на вещи?
1. Bernstayn R. Vostok, Zapad i seks. Istoriya opasnykh svyazey [East, West and sex. History dangerous links]. Moscow, AST Publ., 2014. 448 p.
2. Borzykh S.V. Sotsial´naya grammatika [Social grammar]. Moscow, INFRA-M Publ., 2014. 120 p.
3. Said E.V. Kul´tura i imperializm [Culture and Imperialism]. Moscow, Vladimir Dal Publ., 2012. 736 p.
4. Said E.V. Orientalizm. Zapadnye kontseptsii Vostoka [The Western concept of the East]. Russkiy mir Publ., Moscow, 2006. 640 p.
5. Yuriy Loza Sol´ ot 20/03/16: Polnaya versiya kontserta na REN TV [Salt of 03/20/16. Polnaya version of the concert on REN TV]. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=EnPL_ZwrPTk#t=1594 (accessed 27 March 2016).