Across-the-world and domestic practices accumulate certain expertise in assessing various components of Corporate Social Responsibility. This is a reflection of established international viewpoint, that strategic HRM is impossible without investments in human capital. However certain gaps in research of the issue have predetermined the choice of goals and tasks for the current research. In particular, the unified model of the set of measures has not yet been developed. The paper concerns the issues of investments in human capital, presents social and economic criteria for evaluation of such investments. Ways to analyze composition of stakeholders are shown. Advantages of certain standardized international reporting procedures (АА 1000, GRI, SA 8000) are revealed. Thorough attention is given to evaluation of “pros’ and “contras” concerning investing in the human capital of a company. Potential risks for the company are outlined.
personnel, investment in human capital, corporate social responsibility, stakeholder, evaluation of socio-economic indicators of investment in human capital, international standards GRI, AA1000, SA8000.
В современных условиях предприятия ориентированы на создание не только материальных активов, но и интеллектуальных, одной из составляющих которых является человеческий капитал [1]. Термин «человеческий капитал компании» неразрывно связан с понятием «социальная ответственность бизнеса». Поскольку общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в настоящее время в экономической науке не существует, в рамках данного исследования за основу будет взято определение, данное в Международном стандарте ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности». Социальная ответственности бизнеса — это ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:
- согласуется с устойчивым развитием и благосостоянием общества;
- учитывает ожидания заинтересованных сторон;
- соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;
- введено во всей организации [2].
Ключевой фразой в данном определении, на наш взгляд, является «учет ожидания заинтересованных сторон». Заинтересованная сторона (stakeholder — стейкхолдер) — это лицо или группа лиц, интересы которой могут влиять на организацию, либо на которые может значительно влиять организация. Очевидно, что персонал компании входит в состав стейкхолдеров [3].
На рис. 1 представлен примерный состав стейкхолдеров. Основная идея приведенной структуры взаимоотношений — существование важных и динамичных двусторонних отношений между предприятием и каждым участником системы социальной ответственности.
На самом простейшем уровне каждый участник системы вносит свой вклад в виде ресурсов, таких как капитал, труд, доходы от продаж, сырье, лицензирование или местная инфраструктура. Взамен предприятие вознаграждает одних дивидендами, других — зарплатой и льготами, налогами и т.д. Все эти отношения взаимовыгодны. Они могут быть гибкими при возникновении напряжения, создаваемого партнерами, которые требуют свою «справедливую долю». Это напряжение может быть весьма продуктивным, вдохновляя каждого из партнеров на еще больший вклад во взаимовыгодные отношения, но оно может стать разрушительным, если один партнер стремится эксплуатировать других.
1. Vetrova I.F. Audit chelovecheskogo kapitala. Auditor. 2012. № 7. S. 32–38.
2. ISO 26000 — Social responsibility. URL: http://www.iso.org/
3. Kibanov A.Ya., Mitrofanova E.A., Esaulova I.A. Ekonomika upravleniya personalom: Uchebnik / Pod red. A.Ya. Kibanova. M.: INFRA-M, 2013.
4. Treshchevskiy Yu. Rabotniki predpriyatiya kak ob´´ekt korporativnoy sotsial´noy otvetstvennosti. Kadrovik. Kadrovyy menedzhment. 2010. № 9. S. 18–23.
5. Rajaram R. Human Capital (Chapter 7 — Human Capital) / R. Rajaram. University Publishing Online (http://universitypublishingonline.org).
6. http://www.rbcdaily.ru.
7. http://www.reitor.ru.
8. Polachek S.W., Siebert W.S. The Economics of Earnings (Chapter 2 — The life-cycle human capital model). Cambridge Book Online (http://ebooks.cambridge.org/).
9. Odegov Yu.G., Loginova E.V. Aktual´nye voprosy korporativnoy sotsial´noy otvetstvennosti biznesa. Normirovanie i oplata truda v promyshlennosti. 2013. № 2. S. 17–29.
10. Global Reporting Initiative (GRI) [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.globalrealestate.org/
11. AA 1000 Stakeholder engagement standard 2011. URL: http://www.accountabillity.org.uk
12. Social Accountabillity (SA 8000). URL: http://www.sa-intl.org/
13. Fedotova M. Personal kak konkurentnoe preimushchestvo organizatsii. Kadrovik. Kadrovyy menedzhment (upravlenie personalom). 2013. № 5. S. 76–81.
14. Hartog J. Human Capital (Chapter 9 — Human capital and risk) / J. Hartog. Cambridge Book Online (http://ebooks.cambridge.org/).