Open, massive, widespread and mandatory human measurements characterize the civilization level of relations in any modern society. In any state the most critical human missions should be implemented as a result of personalities pre-selection. Any target selections and evaluations of personalities don’t belong to the sphere of some particular science, for example, psychology, sociology, economics or law. The evaluation should be complex.
man; intellectual facilities; measurements; mechanism; nature; valuation; terms; effi ciency; economy.
ЧАСТЬ I. ТЕРМИНОЛОГИЯ
Фрагменты неизвестной истории Для российского общества характерно уделять существенное внимание духовности, нравственности и интеллектуальным способностям, вопросам творчества, креативному отношению к своему делу и к проблемам, которые мешают нам развиваться. В то же время при всем повышенном психологизме и духовности, идущих от Ломоносова, и затем от Золотого века — Державина, Пушкина, Гоголя, Грибоедова, Толстого, Достоевского и Чехова, сами измерения для развития той же духовности, психологизма и интеллектуальности почему-то никогда не получали широкой поддержки. В США и Англии, несмотря на не столь высокий уровень духовности и психологизма, но большей деловитости и ответственности за результат своей деятельности, такие измерения последнее столетие развивались более успешно и широко, чем в остальном мире.
Объяснение этому мы находим в новой ментальности российского и советского чиновничества. В частности, заложенный товарищем Сталиным механизм воспроизводства деловой карьеры (ВДК) вынуждал всех без исключения граждан расти в должности, чтобы больше зарабатывать. В то же время частая смена должностей и множество заседаний вместе с расширением кругозора развивает верхоглядство. А высокопоставленным верхоглядам категорически не нужны никакие измерения. Именно этот механизм, по мнению автора, как скрытый системный дефект решил судьбу Советского Союза, экономика которого была не восприимчива к инновациям при наличии огромного числа уникальных инженерных идей, ученых и изобретателей. С 1975 по 1979 г. автор данной статьи специально изучал этот феномен. Итогом исследования было письмо в высшие инстанции, которое драматично завершилось, после чего автор уже тогда сориентировался на проблему управления интеллектуальными системами и технологиями, как бы это звучало сегодня.
К сожалению, ВДК-механизм, по сути разрушивший советскую систему, ни тогда, ни после, при перестройке, не был выявлен и проанализирован учеными, хотя его след во всей системе соцстран был одним и тем же. ВДК-механизм до сих пор ошибочно ассоциируют с идеей социализма, которую клеймят за неэффективность. Его описанием и эффектами автор занимался в прошлом и намерен это делать в будущем. Сейчас речь не столько о нем, сколько о причине того, почему интеллектуальные измерения при всей духовности наших соотечественников до сих пор не процветают в нашей стране.
Сегодня ВДК-механизм процветает, пожалуй, в его худшем виде и потому несет угрозу современной российской экономике. В частности, именно он стимулирует развитие «подковерных» игр, культивирует коррупцию. Его суть состоит в субъективности назначений на вышестоящие должности менее предпочтительных лиц, когда в стране много лиц, более предпочтительных и успешных. Подробно об этом советском наследии автор опубликовал в своем первом философском труде [1].
Идеология нашего пути, по сути, состоит в том, что мы не пытаемся ввести в ВДК-механизм никакие измерения человека. Мы категорически против ввода у нас «унизительной» системы оценки человека по принципу IQ, которая весьма условно отделяет умного от дурака.
Человек, на наш взгляд, — куда более сложный продукт природы биологической и интеллектуальной (авторский термин. — Б.Л.). Поэтому не следует однозначно и упрощенно давать ему оценку с позиции дефективности его ума. По этому пути вообще не следует идти ввиду его конфликтности и высокой степени субъективности.
Создав в свое время инвентаризацию интеллектуальной собственности как инструмент подготовки субъектов хозяйственной деятельности к дальнейшей оценке интеллектуальных активов, последнее время мы все чаще сталкиваемся с проблемой оценки человеческого капитала, потенциала, ресурса. Сегодня мы глубоко убеждены в том, что эти параметры следует рассматривать и оценивать в их совокупности и отличать друг от друга, поскольку у них разное назначение, потому разное содержание. Наиболее ответственные миссии человека в любом государстве должны осуществляться в результате предварительного отбора персоналий, как это, например, происходит при отборе в отряд космонавтов. Ясно, что любые целевые отборы и оценки персоналий не лежат в области какой-то отдельной науки, например, психологии, социологии, экономики или юриспруденции. Оценка должна быть комплексной.
1. Leont'ev B.B. Vvedenie v teoriyu obnovleniya obshchestva. — M.: RINFO, 1999.
2. Bol'shoy ekonomicheskiy slovar' / Pod red. A.N. Azriliyana. — 3-e izd. stereotip. — M.: Institut mirovoy ekonomiki, 1998.