With the Federal Law № 209-FZ of 24.07.2007 “On Development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation” coming into force, a number of legal entities and persons have acquired a new institutional status - microenterpises. Current legislation does not distinguish the microenterprise as a separate type of small and medium-sized enterprise, but in fact, classifies it within the small-sized entrepreneurship. Such approach happens to overlook the essential distinctive features of microenterprise, in particular putting them out of scope of consideration when the simplified accounting and reporting protocols are drafted. According to the results of the study a system of qualitative characteristics of financial and economic activity of micro-enterprises was developed, which implies separation of specific characteristics of the microbusiness into three groups: personal basis, operating specifics, special impact of external factors. As a special character of microbusiness in the accounting and reporting was to maintain of accounting records for a simple system without the use of double-entry, and on the basis of data, obtained through a simple recording, create simplified forms of accounting financial statements. A concept of a simple accounting system was developed, which allows to organize the accounting of microenterprises, taking into account the qualitative characteristics of financial and economic activity. In view of the specific features of microbusiness, it is recommended to allocate microenterpises as a separate category of micro-small and medium-sized business. The results of this study can be taken into account in the design and implementation of targeted state support measures, including those which are aimed to reducing the administrative burden on micro-enterprises in connection with the duty to keep accounting records and submit financial statements accounting.
accounting, micro, qualitative criteria, features of functioning.
С вступлением в силу Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] ряд юридических и физических лиц, прежде определяемых законодателем как субъекты малого предпринимательства [2], приобрели новый институциональный статус – микропредприятия. Основываясь на положениях указанного закона, микропредприятия можно определить как массив хозяйствующих субъектов, удовлетворяющих качественным и количественным критериям, установленным законодательством Российской Федерации. К качественным критериям относятся: организационно-правовая форма хозяйствующего субъекта; ограничение на структуру собственности обществ с ограниченной ответственностью; принадлежность акционерных обществ и хозяйственных партнерств к инновационному сектору экономики. Эти критерии едины для всех категорий субъектов малого и среднего предпринимательства. Разграничение на средние, малые и микропредприятия осуществляется на основе количественных критериев: среднесписочная численность работников микропредприятия не может превышать пятнадцать человек, а нетто-выручка от реализации товаров, работ, услуг – 120 млн рублей [1].Таким образом, с точки зрения российского законодательства микропредприятия предстают как уменьшенная копия малого и среднего бизнеса. Законодатель не выделяет их как отдельную категорию субъектов малого и среднего предпринимательства и причисляет к составу малых предприятий. При таком подходе качественные особенности микропредприятий упускаются из виду и не могут быть приняты во внимание при разработке мер государственной поддержки, в том числе в области бухгалтерского учета. Как следствие, действующие льготы, установленные для микропредприятий, практически идентичны тем, которые предоставляются предприятиям малого бизнеса. Между тем, микропредприятия являются самой многочисленной категорией субъектов малого предпринимательства (рисунок 1). Ежегодно на их долю приходится треть всей генерируемой субъектами малого предпринимательства выручки и более 30% инвестиций в основной капитал [3]. Наиболее полное понимание уникальных особенностей функционирования микропредприятий должно способствовать созданию максимально эффективных механизмов государственного регулирования, в том числе в области бухгалтерского учета и отчетности, нацеленных на развитие системы малого бизнеса в Российской Федерации.
1. O razvitii malogo i srednego predprinimatel´stva v Rossiyskoy Federatsii: Federal´nyy zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ. Nekommercheskaya internet-versiya sistemy «Konsul´tantPlyus» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru
2. O gosudarstvennoy podderzhke malogo predprinimatel´stva v Rossiyskoy Federatsii: Federal´nyy zakon ot 14.06.1995 № 88-FZ (utratil silu s 01.01.2008). Nekommercheskaya internet-versiya sistemy «Konsul´tantPlyus» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru
3. Ofitsial´nyy sayt Federal´noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.gks.ru
4. Bachurinskaya I.N. Etapy razvitiya normativno-pravovogo regulirovaniya bukhgalterskogo ucheta malykh predpriyatiy. Bukhgalter i zakon. – 2009. – № 7. – S. 27-33.
5. Burykin Yu.M. Razvitie integrirovannogo ucheta na malykh predpriyatiyakh. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. – 2009. – T. 4. – № 1 (11). – S. 13-17.
6. Endovitskiy D.A., Rakhmatulina R.R. Bukhgalterskiy i nalogovyy uchet na malom predpriyatii: monografiya. – M.: KnoRus, 2006. – 264 s.
7. Klychova G.S., Fakhretdinova E.N., Klychova A.S., Antonova N.V. Development of accounting and financial reporting for small and medium-sized business in accordance with International Financial Reporting Standards. Asian Social Science. – 2015. – № 11. – S. 318-322.
8. Klychova G.S., Khusainov I.F., Fakhretdinova E.N. Pravovoe obespechenie razvitiya metodologii bukhgalterskogo ucheta v sub´´ektakh malogo i srednego predprinimatel´stva agrarnogo sektora. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. – 2014. – T. 9. – № 2 (32). – S. 21-27.
9. Kozmenkova S.V. Formirovanie bukhgalterskoy informatsii v sisteme upravleniya rynkom zemel´ sel´skokhozyaystvennogo pol´zovaniya: monografiya. – Nizhniy Novgorod: Izdatel´stvo Nizhegorodskoy gos. s.-kh. akademii, 2002 – 338 s.
10. Sapozhnikova N.G., Yur´eva G.M. Institutsional´nye osnovy regulirovaniya bukhgalterskogo ucheta malykh predpriyatiy Rossii. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. – 2013. – № 2. – S. 170-175.
11. Ron P. Wacks Microbusinesses are from Venus; Big Business is from Pluto [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.invention-ifia.ch/office/August/wacks.pdf
12. Rube V.A. Sotrudnichestvo ili ekspluatatsiya? (Melkiy biznes glazami burzhuaznykh ekonomistov). – M.: Mysl´, 1986. 174 s.
13. Kolesnikova L.A. Predprinimatel´stvo i malyy biznes v sovremennom gosudarstve: upravlenie razvitiem. – M.: Novyy logos, 2000. – 290 s.
14. Gun´chenkova A.S. Mikrobiznes kak osnova dlya razvitiya ekonomiki strany. Novoe slovo v nauke i praktike: gipotezy i aprobatsiya rezul´tatov issledovaniy. – 2015. – № 16. – S. 186-191.
15. Brooksbank R. Defining the small business: a new classification of company size/ Entrepreneurship Regional Development, Taylor Francis Ltd. – 1991, № 3, pp. 17–31.
16. Kolesnikova L.A. Poryadok dlya khaosa: gosudarstvo i predprinimatel´stvo v perekhodnoy ekonomike. – M.: Editorial URSS, 2001. – 276 s.
17. Velu H.A.F. The Development Process of The Personally Managed Enterprise. – European Foundation for Management Development’s, 10th Seminar on Small Business, 1980, p. 1–21.
18. Shulus A.A. Sub´´ekty malogo predprinimatel´stva i sistema ego gosudarstvennoy podderzhki. Rossiyskiy ekonomicheskiy zhurnal. – 1996. – № 5-6. – S. 65-76.
19. Lapusta M.G. Predprinimatel´stvo: Uchebnik. – M.: INFRA-M, 2008. 608 s.
20. Uorenn K. Strategicheskie instrumenty: «kakie takie instrumenty?». Strategicheskiy menedzhment. – 2012. – № 4. – S. 242-254.
21. Falaleev D. Delo za malym. Interv´yu s Elenoy Ermolaevoy. Harvard Business Review – Rossiya. 2009. Aprel´. S. 68–73.
22. Kuznetsov A.V. Razvitie mikropredpriyatiy kak faktor optimizatsii ekonomiki i povysheniya urovnya zhizni naseleniya. Gumanizatsiya obrazovaniya. – 2013. – № 1. – S. 38-42.
23. Ob utverzhdenii Polozheniya po bukhgalterskomu uchetu «Uchetnaya politika organizatsii» PBU 1/2008: prikaz Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii ot 06.10.2008 № 106n. Nekommercheskaya internet-versiya sistemy «Konsul´tantPlyus» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru
24. Rekomendatsii dlya sub´´ektov malogo predprinimatel´stva po primeneniyu uproshchennykh sposobov vedeniya bukhgalterskogo ucheta i sostavleniya bukhgalterskoy (finansovoy) otchetnosti: utverzhdeny resheniem Prezidentskogo soveta NP «Institut professional´nykh bukhgalterov i auditorov Rossii» (protokol ot 25.04.2013 № 4/13). Ofitsial´nyy sayt NP «IPB Rossii» [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.ipbr.org
25. Krupinova E.S. Ob uproshchennoy sisteme bukhgalterskogo ucheta. Bukhgalterskiy uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organizatsiyakh. – 2015. – № 17. – S. 10-18.