Analyzing the scientific literature, the author defines the main functions of the advanced education in relation to the higher instruction.
advanced education, the technology of the dynamical building of the educational process; the axiological function; the function of the selfeducation.
Современное pоссийское общество требует переориентации образовательного процесса на новые условия организации обучения и запросы личности, при которых подрастающее поколение реально проживает перспективу своего развития.
В настоящее время система высшего профессионального образования изучает, учитывает и оперативно приспосабливается к изменениям рынка труда и формирует мобильность профессиональных кадров, что отражает технология динамического построения образовательного процесса. Под технологией динамического построения образовательного процесса мы понимаем совокупность процедур по определению содержания, методов и форм профессиональной подготовки студентов, осуществляемой в образовательном процессе вуза, направленных на обеспечение опережающего обучения в информационно-образовательной среде, реализующих новые, адекватные современным общественным потребностям подходы к ценностно-ориентированным, субъектно-деятельностным и содержательным аспектам развития профессиональной подготовки студентов вузов и предполагающих необходимое комплексное обеспечение их осуществления на организационном, информационном, технологическом и институциональном уровнях.
Рассматривая вопросы качества общего образования, С.Е. Шишов отмечает, что «… работники наиболее успешных компаний должны отличаться таким качеством образования, которое позволяет им формировать за покупателей их будущие потребности и быть готовыми квалифицированно удовлетворять эти потребности» [3, с. 87]. Из подобного высказывания можно сделать важный вывод: опережающая подготовка кадров способствует саморазвитию личности, которая в свою очередь будет опережать потребности производства. Следовательно, общая цель опережения – повышение эффективности и качества образовательного процесса в результате предварительного «взвешивания» намечаемых и примечаемых решений. В рамках опережающего образования чрезвычайно важны прогнозные выводы, подкрепленные конкретными данными, с целью обоснования необходимости преобразования обучения и воспитания молодежи, принятия конкретных решений по дальнейшему совершенствованию образования, определения необходимых социальных ориентиров и контуров возможных изменений.
Эволюция образовательной парадигмы затронула базовые основания педагогики: цель, принципы, содержание, технологии и результаты воспитания, обучения, развития.
Непосредственное рассмотрение вопроса опережающего образования применительно к профессиональному образованию имеет место в исследованиях В.А. Ермоленко, А.В. Коржуева, Л.М. Кустова, П.Ф. Кубрушко, А.М. Новикова, В.С. Леднева, А.Е. Марон, Л.Ю. Монахова, В.А. Попкова, Е.В. Ткаченко, А.И. Субетто, В.А. Челнокова.
1. Novikov P.N. Teoreticheskie osnovy operezhayushchego professional'nogo obrazovaniya: Avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. – Ekaterinburg, 1997.
2. Rabadanova R.S. Dinamicheskoe postroenie obrazovatel'nogo protsessa v vuze: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. – M., 2010. – S. 16–17.
3. Shishov S.E. Kontseptual'nye problemy monitoringa kachestva obshchego obrazovaniya. – M.: Izd-vo NTsSiMO, 2008. – S. 87.