Is management a social phenomenon that undermines the freedom of human nature and fundamentals of its vitality? Or management is the social phenomenon and human invention that by means of its regulating fundamentals increases not only the humanity power but the power of individual, who fi nds in managed organizations his own unique place, vocation, opportunity to show his unique abilities. Here are the key issues or two-in-one key issue that considers thus stated human personality, its individual and collective capabilities.
management; manager; man; person; individual; individuality; freedom; prosperity; happiness; power; violence; social organization; tolerance; multiculturalism; aggression; digression; liberalism; liberal democracy; justice; education.
Счастье, насилие, управление
Метафора о том, что «история человечества — это история войн», требует своего расширения, ибо история человечества есть по существу история человеческих страданий, терпения, преодолений трудностей, опасностей, история борьбы за выживание.
Противоположность страданию — благополучие, счастье. Лишь немногие ощущали себя счастливыми в прошлом. Мы не можем с полной ясностью видеть картину 50—20-тысячелетней давности. Палеонтологи лишь приоткрывают тайну, но их интересуют иные параметры жизни. Счастье, эта трудноуловимая величина человеческой психики, не исследуется палеоантропологией. Однако достаточно и последних 3—4-х тысяч лет, много лучше известных нам, чтобы понять: страдающих было много, счастливых — земная горсть.
Счастье связано с благополучием, благосостоянием, так как оно одновременно и социальная, экономическая, шире — онтологическая величина. Когда сегодня так развита инфраструктура и экономика отдыха, невольно понимаешь парадоксальное — блаженство такого рода не было возможным в массовом виде еще и век назад, а три века до наших дней являлось лишь привилегией десятков из миллионов. Адам Смит, увидев сегодняшний день, возможно сказал бы: количество счастливых людей много выросло, и его «Теория нравственных чувств» выглядела бы, пожалуй, иначе [1].
Но что ведет человека и человечество к счастью? Среди спектра многих ответов мы рискуем выделить главный — социальное управление. Возможность нацелить, скоординировать сорганизовать действия групп, сотен, тысяч свободных индивидов увеличивает благосостояние людей, делает их счастливыми или приближает к счастью. Немецкое слово direkt означает — прямо, непосредственно и даже просто. Директора, руководители — социальный слой тех, кто занимается управлением, «спрямлением», «упрощением» пути в коллективном движении к поставленной цели [2, с. 43].
Но много ли в этом мире «свободных людей»? В чем критерий «социальной свободы»? Как соотносится она с управляемостью, управлением? И как же быть с историческим фактом управления несвободными людьми? Является ли такое управление насилием, точнее, только ли оно есть насилие? Может ли управление быть ненасильственным, осуществляться вне сферы насилия? — вот существеннейший из вопросов.
Как гипотезу мы используем здесь аксиологический тезис о том, что существуют в социальности как абсолютные, объективные ценности, цели, так наряду с ними — цели и ценности субъективные. Управление выступает насилием лишь тогда, когда оно использует другого для реализации субъективных целей и ценностей управленцев и связанных с ним социальных групп, целей и ценностей, не совпадающих с целями и ценностями управляемых.
Человек в организации и философия управления
Вопрос о «миссии» человека есть ключ к пониманию основ управления. Коль человек существо коллективное (в силу своей природной физической слабости, с одной стороны, необходимости выживаемости в природе как биологического вида, с другой), значит, его коллективная природа требует рациональной координации усилий множества людей для достижения намеченных целей. Эффективность этой организации, координации усилий и действий множества индивидов и составляет основную проблему социального управления.
Управленческая эффективность не в последнюю очередь зависит от возможности рациональной рефлексии феномена управления в том или ином виде деятельности, рационального построения организации, определения ее целей и оптимального пути решения поставленных и встающих задач.
1. Smit A. Teoriya nravstvennykh chuvstv. — M.: Respublika, 1997.
2. Bol'shoy nemetsko-russkiy slovar'. — 8-e izd. — M.: Russkiy yazyk, 2011.
3. Teylor F.U. Printsipy nauchnogo menedzhmenta / per. s angl. — M.: Konsalting, 1991.
4. Fayol' A. Obshchee i promyshlennoe upravlenie. — M.: Ekonomika, 1991.
5. Kerzhentsev P.M. Printsipy organizatsii. — M.: Ekonomika, 1968.
6. Dyurkgeym E. O razdelenii obshchestvennogo truda. — M.: Kanon, 1996.
7. Bogdanov A.A. Tektologiya: Vseobshchaya organizatsionnaya nauka: v 2 kn. — Kn. 1. Predislovie Akademii nauk. — M.: Ekonomika, 1989.
8. Khayek F.A. Doroga k rabstvu. — M.: Ekonomika, 2012.
9. L. von Mises. Socialism. Liberty Classies. — Indianapolis, 1981. — P. 97.
10. Mises L. The Human Action, Contemporary Books. — Chicago, 1966.
11. Mizes L. Individ, rynok i pravovoe gosudarstvo: antologiya / pod red. D. Antiseri i M. Baldini / per. s nem. — SPb.: Pnevma, 1999.
12. Zarubin V.G. Estetika politicheskogo prostranstva: opyt sotsiologicheskoy rekonstruktsii professional'noy kompetentnosti zhurnalista. Uchenye zapiski Zabaykal'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta im. N.G. Chernyshevskogo. — 2012. — № 4.
13. Bogdanov A.A. Tektologiya. (Vseobshchaya organizatsionnaya nauka). — Kn. 2. — M.: Ekonomika, 1989.
14. Gekkel' E. Estestvennaya istoriya mirotvoreniya. — SPb., 1915.
15. Khoking S. Chernye dyry i molodye vselennye. — SPb.: Amfora, 2001.
16. Khoking S. Kratchayshaya istoriya vremeni. — SPb.: Amfora, 2012. — 90 s.
17. Parsons T. Struktura sotsial'nogo deystviya. — M.: Akadem. proekt, 2000.
18. Viner N. Kibernetika, ili Upravlenie i svyaz' v zhivotnom i mashine. — M.: Sov. radio, 1958.
19. Druker P.F. Zadachi menedzhmenta v XXI veke. — M., SPb., K.: Izd. dom «Vil'yams», 2000.
20. Arendt H. Macht und Gewalt. — München: Piper Verlag, 1970.
21. Gelikh O.Ya. Upravlenie i nasilie: sotsial'no-filosofskiy analiz. — SPb.: Knizhnyy Dom, 2004.
22. Veber M. Nauka kak prizvanie i professiya. Veber M. Izbr. proizv. / per. s nem. — M.: Progress, 1990.