The article is devoted to the issues of developing spatial and ecological competence of students majoring in tourism at secondary vocational education institutions, and the relevance of introducing the geo-ecological aspect into the learning process with a view to improving the quality of training. The authors present a block-structure model demonstrating the process of developing the spatial and ecological / earth-and environment competencies, analyse relevant empirical research, and provide the rationale for introducing new educational standards of the third generation (discipline: ‘Geo-ecology and tourism’) into the 100401 «Tourism» curriculum.
Earth-and-Environment competence, geo-ecology, development of Earth-and-Environment competence
Для достижения нового уровня подготовки будущих специалистов по туризму в период перехода образования к компетентностной парадигме необходимо обновить существующую педагогическую систему за счет единого развития всех элементов традиционной образовательной системы.
Выделяют причины объективного и субъективного характера изменчивости принципов и критериев в дидактике, увеличения и уменьшения их значения, пересмотра учебных программ и содержания образования.
К объективным причинам коррекции вектора подготовки специалистов относятся социальные изменения, происходящие в современном обществе: развитие индустрии туризма, востребованное практикой; развитие науки о туризме — туристики, развитие понятий о туристскорекреационной среде, сближение географии и экологии и роль геоэкологии как в практической деятельности, так и в образовательной практике; изменение социального заказа, требований общества к содержанию и качественному уровню профессиональной подготовки студентов; развитие смежных в науке дисциплин географии и геоэкологии, повышение роли экологии в науке, образовании, производстве.
К субъективным причинам можно отнести переоценку возможностей осознанного изучения всех вопросов, связанных с эколого-географическим образованием; увлечение современными теориями в педагогике и экологическом образовании; невысокий уровень дидактической реализации разного рода вопросов содержания образования в учебниках; многообразные точки зрения на понимание сущности геоэкологического образования представителями наук [1].
Геоэкология сформировалась в результате интеграции географических знаний, направленных на изучение состояния экосистем и геосистем как среды обитания человека. Весь комплекс физико-географических наук является для геоэкологии базой и источником фактических данных.
Появление и развитие геоэкологии как научного направления было связано с возросшим в последние десятилетия значением в понимании сложных природных и социальных процессов, происходящих на нашей планете, в оптимизации использования ее пространства и освоении ресурсов.
1. Komissarova T. S. Sistemnyi podkhod i predstavleniia o prostranstve pri professional’noi podgotovke spetsialistov estestvenno-nauchnogo profilia i turizma [A systematic approach and the concept of space in professional training of specialists in science and tourism]. Vestnik Leningrandskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Pushkina [Pushkin Leningrad State University Herald], 2012, № 1. pp. 7–15.
2. Komissarova T. S., Nechaeva T. A. Concept about spatial and ecological competence in the process of training specialists in vce institutions // Science. Technology and Higher Education [Text] (materials of the II international research and practice conference, Vol. II, Westwood, April 17, 2013 (р. 528–534): Westwood — Canada, 2013. p. 720.