The fulfillment of student course work is the most effective form to enhance and optimize the teaching and learning process, a way of strengthening his professional and applied orientation, helps to strengthen the connection of educational process with teaching and research activities, is an effective means of intensifying the focus of professional training of the student. The implementation of the course work contributes to the formation of the subject of cognitive activity, requires the creation of a complex of pedagogical conditions for the development of sustainable, high-quality learning motivation; in it the big role self-mastery of General and professional competences. The training of the competitive expert, the effectiveness of its professional development depends largely on deliberate, purposeful, independent cognitive activity of the student. Course design is one of the forms of such activities. Objectives of the course design are systematization, consolidation and expansion of theoretical knowledge, to develop in students a structured system of professional competencies by acting on the characteristics of their intelligent behavior. The result of course work students are trained in practical skills of the analysis of socio-economic and organizational processes, learn to formulate and substantiate the proposed provisions to make valid conclusions and recommendations, which are operational.
course work, independent work of student, specialization of Economics and management, professional skills of students, operating model, defense of course paper
Эффективность самостоятельной работы студентов во многом зависит от того, насколько она является самостоятельной и каким образом преподаватель может ее контролировать. Когда студент изучает рекомендуемую литературу эпизодически, он не получает глубоких знаний. Систематичность или несистематичность самостоятельной работы студентов зависит, прежде всего, от ее планирования и организации преподавателем, а также от осуществляемого за нею контроля. Поэтому основное содержание самостоятельной работы студентов, ее формы и методы, последовательность и сроки выполнения работ определяются преподавателем в рамках учебного процесса.
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, анализировать проблемы. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
В Лебедянском торгово-экономическом техникуме создан учебно-методический комплекс «Методические рекомендации по выполнению курсовой работы», он содержит рекомендации по выполнению курсовой работы.
Комплекс адресован студентам и преподавателям профессиональных учебных заведений, с целью помочь овладеть технологией выполнения курсовых работ, раскрыть сущность и особенности их написания; дать практические рекомендации по оформлению указанного вида самостоятельной работы; определить порядок ее защиты.
Учебно-методический комплекс включает 2 модуля. Первый модуль «Методические указания по подготовке курсовых работ и методике их защиты» включает 5 разделов: «Предмет, цели и задачи курсового проектирования», «Руководитель курсовой работы», «Методические рекомендации по курсовому проектированию», «Рекомендации по выполнению курсовых работ», «Защита курсовых работ»; и 34 приложения, подробно раскрывающих темы и содержание курсовых работ.
Второй модуль учебно-методического комплекса «Методические указания по выполнению основной и практической части курсовых работ по дисциплинам управленческого цикла» включает 2 раздела.
В первом разделе методических указаний представлены требования к знаниям студентов, которые они должны приобрести в процессе выполнения основной (теоретической) части курсовой работы, даны: анонс - краткий перечень ключевых слов и основных положений, определяющих возможность четкой ориентации студента в использовании потенциала информационно-образовательных систем, примерная тематика курсовых работ по 8-ми экономическим и управленческим дисциплинам, методические рекомендации по изучению теории управления, вопросы для самоконтроля.
Во втором разделе второго модуля методических рекомендаций даны указания по выполнению практической части курсовой работы, представлены требования к умениям студента, которые должны быть сформированы в ходе выполнения практической части, приведены вопросы по актуализации знаний, содержатся примеры выполнения курсовых работ.
Выполнение студентом курсовой работы является наиболее действенной формой активизации и оптимизации учебно-педагогического процесса, способом усиления его профессионально-прикладной направленности, способствует укреплению связи учебного процесса с учебно-исследовательской деятельностью, выступает действенным средством усиления целенаправленности профессиональной подготовки студента.
Необходимость формирования профессиональных компетенций студентов с помощью курсового проектирования была вызвана следующими доминирующими потребностями учебного процесса:
- мотивацией познавательной деятельности;
- высоким уровнем информатизации в процессе обучения;
- потребностью в построении определенной системы ориентиров для получения фундаментальных знаний;
- для организации самостоятельной познавательной деятельности студентов с элементами самоконтроля.
Целями курсового проектирования являются систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний, формирование у студентов структурированной системы профессиональных компетенций путем воздействия на особенности их интеллектуального поведения. В результате выполнения курсовых работ студенты обучаются практическим навыкам анализа социально-экономических и организационных процессов, учатся формулировать и аргументировать выдвигаемые положения, делать обоснованные выводы и рекомендации, имеющие практическую направленность.
Выполнение студентом курсовой работы проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений;
- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;
- формирования умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
- развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.
При написании курсовых работ перед студентами стоят следующие задачи:
- изучение литературы, нормативно-правовых актов, справочных, научных, документальных и других источников по избранной проблеме, включая зарубежные;
- самостоятельный анализ основных концепций, положений по изучаемой теме, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами;
- четкое, последовательное изложение своих взглядов при анализе проблем, способность творчески применять полученные на занятиях знания, связывать их с практикой;
- закрепление и углубление знаний по данному блоку дисциплин;
- изучение имеющегося практического опыта (отечественного и зарубежного) по заданной теме, широкое использование и анализ документов, фактических данных и показателей.
- формирование предложений, имеющих практическую значимость, с целью разрешения выявленных проблем по рассматриваемой теме.
Выполнение курсовых работ способствует формированию субъекта познавательной деятельности, требует создания комплекса педагогических условий для развития устойчивой, качественной мотивации обучения; именно в нем большая роль отводится самостоятельному овладению общими и профессиональными компетенциями.
Подготовка конкурентоспособного специалиста, эффективность его профессионального становления во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности студента. Курсовое проектирование является одной из форм такой деятельности. Необходимость курсового проектирования объясняется, во-первых, тем, что учебные занятия, ограничены определёнными временными рамками, не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, мировой управленческой мысли и опыта. Во-вторых, тем, что в современных условиях информации по всем отраслям знаний стало так много, что её невозможно освоить без умения отбирать и анализировать. В-третьих, выполнение курсовых работ позволяет сделать акцент на усиление самостоятельной работы студентов. В-четвёртых, учебники и учебные пособия быстро устаревают, не успевают соответствовать изменениям в государственных образовательных стандартах, новых учебных программах, а при написании курсовых работ используются наиболее «живые» материалы и последние публикации периодической печати.
Участниками курсового проектирования являются следующие субъекты: предметно-цикловая комиссия и учебная часть, рассматривающие и утверждающие программу, перечень тем и календарно-тематический план занятий; руководитель курсовой работы, назначаемый учебной частью; студент, выполняющий курсовую работу; система информационно-образовательной среды; предприятия - предоставляющие практическую базу для исследований.
В процессе курсового проектирования по специальностям направления 080000 Экономика и управление необходимо помнить, что управление представляет собой непрерывный творческий акт, направленный на придание определённой направленности экономическим и административным действиям.
Объектами и предметами курсового проектирования выступают предприятия, коллективы, экономические, финансовые, управленческие процессы.
Впервые в рекомендации по курсовому проектированию включены рекомендации этического характера. Преподаватель в своей деятельности должен руководствоваться этическими стандартами, основанными на принципах гуманизма, социальной справедливости, основных правах человека.
Работа преподавателя это, в первую очередь, служение обществу, она направлена на формирование социокультурного воспитательного пространства, на нравственное воспитание студентов - целенаправленное педагогическое воздействие на социально-нравственное становление личности в процессе социализации, управление нравственным развитием личности, формирование ее личностной композиции социально-ценностных, нравственных отношений, духовно-нравственной сферы на основе интеграции индивидуального и социального.
Задача преподавателя состоит в том, чтобы студент, будущий выпускник, умел сохранять оптимальную степень открытости во взаимодействии со средой, оказываясь в нестандартных ситуациях, утверждая в новом социуме, привычный ему образ жизни.
Также включены рекомендации этического характера для студентов при подготовке доклада, его озвучивании в процессе защиты и ответах на вопросы.
Дисциплины социально-экономического цикла открывают безграничный простор для молодых исследователей. Управление и экономика настолько тесно переплетены со всеми сторонами жизни, что можно найти тему для работы каждому студенту, к какой бы отрасли знаний не относились его интересы. Если это точные науки, то его, скорее всего, заинтересует математическое моделирование экономических процессов; студента-историка заинтересуют эволюция экономических учений и концепций, а также их практическое применение в разные периоды истории. А если вспомнить о таких интересных темах, как изучение и анализ банковской деятельности, прогнозирование результатов решений Правительства, функционирование фондового рынка, который в последнее время развивается очень активно, то, на наш взгляд, трудно найти студента, который не заинтересовался бы этими вопросами.
Руководители курсовых работ на консультациях подробно рассказывают студентам о методах исследований, которые могут применяться при выполнении курсовой работы. В ходе консультаций преподавателем разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы, даются ответы на вопросы студентов. Консультации, проводимые руководителями, преследуют следующие цели - освоение методик выполнения курсовых работ, содействие углублению мировоззренческой подготовки будущих специалистов и переход от индивидуального понимания к индивидуальному действию.
В течение трех лет студенты Лебедянского торгово-экономического техникума, обучающиеся по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров выполняют курсовые работы по тематике, которая предусмотрена изучением трех профессиональных модулей: ПМ.01 Управление ассортиментом товаров, ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров, ПМ.03 Организация работы в подразделении организации.
Курсовая работа носит трехчастную структуру, это первая глава, посвященная теории изучаемого вопроса, вторая глава, носящая аналитический характер и третья глава, в которой студентами разрабатываются рекомендации по рассматриваемой теме.
Методы исследований носят дифференцированный характер, каждый раздел курсовой работы имеет свои собственные методики изучения. Определяют три группы методов - методы исследований для выполнения теоретической части, методы, применяемые в аналитической части курсовой работы и методы рекомендательной части (табл. 1).
Таблица 1
Группы методов исследований, применяемые студентами при выполнении курсовых работ
Профессиональные модули |
Методы исследования, используемые при выполнении теоретической части курсовых работ |
Методы, используемые во второй (аналитической) части курсовых работ |
Методы, используемые в рекомендательной части курсовых работ |
Управление ассортиментом товаров |
Обзор литературных источников, нормативно-законодательных актов, сборников статистической отчетности, аналитических маркетинговых отчетов, указов, постановлений, нормативно-правовых и регламентирующих документов |
Экономико-математические методы, анализ спроса и потребления, статистические и динамические балансы |
Тестирование покупателей с целью выявления потребительских предпочтений |
Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров |
Практические, физико-химические методы исследования. Проведение идентификации образцов товаров |
Анализ способов фальсификации товаров |
|
Организация работы в подразделении организации |
Статистические и динамические балансы; психологические методы исследований, объективные, описательные и практические; методы формализованного представления систем; логические; графические |
PEST-анализ (Political, Economic, Social, Technological) SNW - анализ (Strength, Neutral, Weakness), SWOT-анализ, Strengths (сильныестороны), Weaknesses (слабыестороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы), SPACE - анализ (Strategic Position and Action Evaluation) |
Представленные в табл. методы не являются эквивалентными, они усиливают воздействие друг друга, позволяют глубже рассмотреть изучаемую тему. Их цель - трансформировать положения курсовой работы из ментального состояния в материальные продукты, которые затем могут быть приняты руководством предприятий для внедрения.
Задача руководителей курсовых работ научить студентов при выполнении теоретической части использовать современные научные разработки, определять уровень проработанности вопроса, отыскать возможные различные точки зрения исследователей по рассматриваемой теме. При выполнении теоретической части применимы способы исследования научной литературы, нормативно-законодательных актов, сборников статистической отчетности, маркетинговой аналитики, указов, распоряжений, нормативно-правовых и регламентирующих документов. Необходимо научить студентов разным видам чтения, библиографическому, просмотровому, ознакомительному, изучающему чтению, аналитико-критическому и творческому чтению - это два вида чтения, близкие между собой. Первое из них предполагает направленный критический анализ информации, второе - поиск тех суждений, фактов, по которым высказываются собственные мысли. Итогом выполнения теоретической части должно стать определение состояния проблемы в современных условиях и постановка задач прикладного характера, которые необходимо решить непосредственно на предмете исследования.
В аналитической части студенты проводят подробный анализ фактических данных о состоянии исследуемого объекта в соответствии с предметной тенденцией исследования. На основании проведенного анализа студенты делают выводы о проблемах, существующих в этой системе. Методы, применяемые студентами в аналитической части работы:
- экономико-математические методы, например, анализ спроса и потребления, статистические и динамические балансы;
- психологические методы исследований, объективные, описательные и практические;
- методы формализованного представления систем;
- логические методы, методы генерализации, анализа, синтеза и другие.
Методы научного поиска должны отвечать следующим критериям: системности, научности, доказательности последовательности, возможности прогнозирования свойств объектов в изменяющихся условиях, строгую обоснованность принимаемых решений.
Выполнение курсовой работы включает следующие этапы: организационный, подготовительный, этап выполнения, защиты, итоговый этап. Алгоритм выполнения курсовой работы это подэтапы, состоящие из действий учебной части, предметно-цикловой комиссии, руководителя курсовой работы и работы студента.
Подробно алгоритм выполнения курсовой работы показан на рис. 1.
Рис.1. Операционная модель подготовки, выполнения, представления на защиту и оценки курсовой работы
Действия руководителя курсовой работы должны носить контринтуитивный характер и подчиняться определенной логике.
Подробно содержание этапов, подэтапов и действий руководителя курсовой работы показано на операционной модели обеспечения действий руководителя по организации подготовки и защиты курсовой работы (табл. 2).
Таблица 2
Операционная модель обеспечения действий руководителя по организации подготовки и защиты курсовой работы
|
Действия руководителя |
Содержание |
Организационный |
Изучение порядка организации учебного процесса |
Изучение государственного образовательного стандарта по специальности Изучение нормативных документов по методическому обеспечению учебного процесса Изучение прав и обязанностей руководителя курсовой работы Изучение рабочего плана по специальности Изучение требований к выпускникам Изучение общих рекомендаций по курсовому проектированию Изучение методических указаний по написанию и оформлению курсовой работы |
Составление организационных документов |
Составление календарно-тематического плана занятия. Разработка тематики работ. Составить список литературы для подготовки курсовой работы |
|
Подготовительный |
Целеположение |
Разъяснение целей выполнения курсовой работы Разъяснение назначения, задач, структуры и объема, принципов разработки и оформления курсовой работы, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей, ответы на вопросы студентов. |
Подготовка к выполнению курсовой работы |
Консультация по выбору темы курсовой работы Утверждение темы Консультация по выбору объекта исследования Консультация по выбору предмета исследования Консультация по определению целей исследования Консультация по определению задач исследования Консультация по определению методов исследования |
|
Этап выполнения |
Информационное сопровождение |
Консультация по выбору библиографического сопровождения и использованию Интернет-ресурсов информационно-образовательной среды Консультация по составлению плана Консультация по рубрикации работы |
Консультирование студентов в ходе выполнения курсовой работы |
Консультация по выполнению основной (теоретической) части работы:
Консультация по выполнению введения Консультация по выполнению практической части:
Консультация по выполнению заключения (выводов и предложений) Контроль хода выполнения курсовой работы |
|
Консультирование по защите курсовой работы |
Консультация по защите
|
|
Этап проверки |
Рецензирование курсовой работы |
Проверка работы Рецензирование:
Передача студенту рецензии и работы для ознакомления и исправления недостатков |
Защита |
Организация защиты курсовой работы |
Ознакомление с доработанным вариантом работы Организация защиты Защита:
|
Итоговый этап |
Выставление оценок |
Выставление оценки Поощрение лучших курсовых работ Планирование перспектив дальнейших исследований Направление курсовых работ, несоответствующих требованиям, на доработку для повторной защиты |
Представленные этапы действий руководителя позволяют расставить акценты и наметить ориентиры для дальнейшего совершенствования и систематизации процесса курсового проектирования.
Преподавание социально-экономических дисциплин должно способствовать формированию у студентов передового экономического мышления и базироваться на новой управленческой парадигме - системе концепций, методологий и методов, образующих принятую в социально-экономической системе России модель постановки и решения проблем управления.
Глубокое понимание теории и практики управления во многом зависит от самостоятельной работы студентов в ходе подготовки курсовой работы. Поскольку лишь сам студент посредством интеллектуальной деятельности может овладеть знаниями, сделать их собственным достоянием.
Алгоритм выполнения курсовой работы студентом представлен в табл. 3.
Таблица 3
Операционная модель обеспечения процедуры выполнения курсовой работы студентом
Этапы |
Содержание |
Целеположение |
Прогнозирование цели написания курсовой работы Разработка цели Увязка цели Постановка цели Корректировка цели |
Организационный этап |
Выбор темы курсовой работы Утверждение темы курсовой работы преподавателем Определение объекта исследования Определение предмета исследования Определение целей исследования Определение задач исследования Определение методов исследования |
Этап информационного сопровождения |
Определение потребности в информации для написания курсовой работы Сбор информации Обработка информации Хранение информации Передача информации Представление и анализ информации Использование информации для написания курсовой работы |
Этап выполнения курсовой работы |
Выполнение работы:
|
Этап представления курсовой работы на проверку |
Сдача курсовой работы руководителю в соответствии со сроками сдачи: Сдача распечатанной работы на проверку Сдача доклада к защите курсовой работы Сдача презентации |
Доработка курсовой работы в соответствии с замечаниями рецензента |
Доработка курсовой работы в соответствии с замечаниями рецензента Доработка доклада к защите курсовой работы |
Этап защиты курсовой работы |
Защита работы: Подготовка доклада к защите курсовой работы Оформление и сдача курсовой работы руководителю Подготовка к защите курсовой работы Ознакомление с рецензией на курсовую работу Завершение подготовки к защите с учетом рецензии Защита курсовой работы с докладом и представлением презентации |
Доработка курсовой работы в соответствии с замечаниями и недостатками, выявленными на защите |
Доработка курсовой работы, исправление ошибок, указанных в замечаниях рецензента Доработка доклада к защите курсовой работы Доработка презентации |
Повторная защита |
Повторная защита |
Целью защиты курсовой работы является проверка знаний студента по исследуемой теме, выявление самостоятельности ее выполнения.
Наглядно действия студентов по подготовке и защите курсовой работе можно представить в виде операционной модели, представленной в табл. 4.
Таблица 4
Операционная модель действия студента по подготовке и защите курсовой работы
Этапы |
Действия студента |
Содержание |
Подготовительный этап |
Консультирование с преподавателем |
Консультация с преподавателем по защите:
|
Выполнение материалов к защите |
Выполнение доклада к защите Выполнение презентации к защите курсовой работы Изготовление действующих моделей, образцов |
|
Сдача курсовой работы на проверку |
Сдача на проверку курсовой работы Сдача на проверку доклада к защите Сдача на проверку презентации к защите Сдача действующих моделей, образцов |
|
Доработка курсовой работы с учетом рецензии |
Ознакомление с рецензией на курсовую работу Исправление выявленных недостатков:
Подготовка к защите курсовой работы Завершение подготовки к защите с учетом рецензии |
|
Сдача доработанного материала курсовой работы |
Сдача на проверку доработанного варианта курсовой работы и материалов к защите |
|
Консультация по защите |
Консультация с преподавателем По организации защиты курсовой работы, по распределению времени доклада Завершение подготовки с учетом рецензии руководителя курсового проекта |
|
Этап защиты |
Защита курсовой работы |
Изложение студентом доклада к защите курсовой работы
Показ презентации с комментариями Формулирование выводов и предложений Ответы на вопросы преподавателя Демонстрация действующих образцов |
Получение оценки |
Получение оценки курсовой работы и защиты курсовой работы |
|
Итоговый этап |
Подведение итогов |
Планирование перспектив дальнейших исследований Повторная защита в случае неудовлетворительной оценки Применение результатов исследования на практике (рекомендация предложений студента руководителям предприятий для внедрения)
|
Защита курсовой работы проводится индивидуально и представляет собой краткий доклад студента по теме исследования и ответы на вопросы членов комиссии.
Во время защиты студент должен:
- рассказать о содержании курсовой работы;
- объяснить постановку задачи;
- показать происхождение исходных данных для расчетов;
- пояснить расчеты;
- знать теоретический материал, используемый в курсовой работе.
Результаты защиты курсовой работы определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
В методических рекомендациях использован и учтен педагогический опыт по проблеме комплексного методического обеспечения курсового проектирования в средне - специальных учебных заведениях по специальностям направления Экономика и управление.
Мы рассмотрели все этапы курсового проектирования, цели и задачи руководителей и студентов при выполнении курсовых проектов по экономическим специальностям, предложили практические рекомендации по их выполнению. Были проанализированы наиболее часто встречающиеся ошибки студентов при написании и оформлении курсовых работ.
В методических рекомендациях определены структурные элементы курсовой работы, методологический аппарат курсовой работы, содержание основных этапов подготовки и защиты курсовых.
Методические рекомендации должны помочь студентам приобрести квалификацию в области овладения профессией менеджера и экономиста, через такой вид внеаудиторной работы как выполнение курсовых работ.
Итогом курсовой работы должно являться достижение профессиональной компетентности, т.е. совокупности качеств личности, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность. В состав данных качеств включены такие характеристики, как профессионально важные знания, умения и навыки, способности, мотивация и опыт профессиональной деятельности, интеграция которых представляет собой единство теоретической и практической готовности к конкретному труду и позволяет специалисту проявить на практике способность реализовать свой потенциал для успешной творческой профессиональной деятельности.
В Лебедянском торгово-экономическом техникуме идет постоянная работа по повышению качества образования. В перспективе, критерием оценки качества курсовых работ должна стать оценка степени творчества и самостоятельности студентов при выполнении такого вида научных исследований. Поскольку творчество базируется на познавательных возможностях человека и охватывает сферы личности, процесса, результата, оно будет способствовать развитию креативных элементов научного познания, формированию профессиональных качеств студентов.
Таким образом, выполнение курсовой работы - серьезная возможность для студента расширить и углубить свои знания, получить необходимый опыт самостоятельного теоретического и практического исследования.
Роль подготовки курсовых работ особенно возрастает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у студентов потребности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности.
1. GOST 7.1-2003. Bibliographic record. Citation. General requirements and guidelines [Text].- Instead of GOST 7.1-84 and GOST 7.16-79, GOST-7.18-79, GOST 7-34-81, GOST 7.40-82 ;]. 2004-07-01. - Moscow : Publishing house of standards, 2004. - 165 p.
2. GOST 7.82-2001. Bibliographic record. Bibliographic description of electronic resources. General requirements and rules. - ]. 2002 07-01. -Moscow : standards Publishing house, 2001. - 23 p
3. GOST 7.32-2001. The report on research work. The structure and rules of design [Text].- Instead of GOST 7.32-91;]. 2002-07-01. -Moscow : standards Publishing house, 2001. 16 p.
4. Guidelines for the development, drafting and execution of final qualifying works [Text] / comp.: T. V. Bukin, M. A. Young, E. E., Okulova. - Perm, 2002. - 38 p.
5. M. N. Lozhnikova. New methods of research used by students in the graduation thesis// GROWTH. Institute of development of education of the city of Lipetsk. No. 3 2016.