Moskva, Moscow, Russian Federation
The article considers learning technologies that contribute to maintaining and strengthening the spiritual (mental) health of children. The article identifies three characteristics of health saving technology: the creation of emotional and motivational comfort that accompanies the student activities; prevention of stress, stress relief in the performance of educational work; ensuring rational distribution of work in the classroom through the combination of work and rest. Description of each characteristic is accompanied by examples of technologies.
younger schoolchild, health, control, verification work, emotional and motivational comfort, prevention of stress, the rational allocation of time
Учебно-познавательная деятельность младшего школьника протекает в процессе систематического классно-урочного обучения. Как в этих условиях укреплятьздоровье ребенка, увеличивать адаптивные возможности детского организма с помощью современных технологий обучения?
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на этапе начального образования должно укрепляться духовное и физическое здоровье школьника [8, с. 7]. В портрете выпускника начальной школы наряду с любознательностью и познавательной активностью выделена способность следовать правилам здорового и безопасного образа жизни.
Создание условий для поддержания и укрепления духовного здоровья детей
Рассмотрим одно из направлений разработки здоровьесберегающих технологий – создание условий для поддержания и укрепления духовного (психического) здоровья детей. Данные технологии проверялись экспериментально в течение ряда лет (2009–2014). (Экспериментальная работа проводилась в гимназии г. Троицка (директор – канд. пед. наук, заслуженный учитель РФ В.Я. Гурова, заведующий учебной частью – В.С. Сазонова).
Всемирная организация здравоохранения предлагает понимать под духовным (психическим, ментальным) здоровьем состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой потенциал, справляться с обычными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить посильный вклад в жизнь своего сообщества. Применительно к возрасту младшего школьника его духовное здоровье можно определить как способность ребенка действовать в соответствии с требованиями, предъявляемыми учебным процессом (приходить в школу к определенному времени, активно работать на уроках в течение отведенного времени и др.).
1. Antropova M.V. Osnovy gigieny uchashchikhsya [Basics of hygiene students]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1971. 208 p.
2. Bezrukikh M.M., Makeeva A.G., Filippova T.A. Vse tsveta, krome chernogo. Uchus’ ponimat’ sebya: rabochaya tetrad’. 2 klass [All colors except black. I study to understand yourself workbook. 2 class]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2002. 56 p.
3. Makhaneva M.D. Vospitanie zdorovogo rebenka: posobie dlya prakticheskikh rabotnikov detskikh doshkol’nykh uchrezhdeniy [Raising a healthy child: A guide for practitioners kindergartens]. Moscow, ARKTI Publ., 1997. 88 p.
4. Minaeva S.S., Roslova L.O., Rydze O.A. Chto umeet chetveroklassnik. Matematika: tetrad’ dlya proverochnykh rabot dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel’nykh organizatsiy. 4 klass [What can fourth grader. Math: Notebook for verification activities for students of educational institutions. 4th grade]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2015. 112 p.
5. Minaeva S.S., Roslova L.O., Rydze O.A. Programma po matematike dlya chetyrekhletney nachal’noy shkoly: FGOS [Program in mathematics for a four-year elementary school: GEF]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2013. 80 p.
6. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel’nye tekhnologii [Modern educational technology]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ., 1998. 256 p.
7. Sokratov N.V. Sovremennye tekhnologii sokhraneniya i ukrepleniya zdorov’ya detey [Modern technologies of preservation and strengthening of health of children]. Moscow, TTs Sfera Publ., 2005. 224 p.
8. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standart nachal’nogo obshchego obrazovaniya [The Federal state educational standard primary education]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 33 p.