ABILITY TO CREATE THE TERRITORY OF ADVANCING DEVELOPMENT IN THE KURIL ISLANDS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Areas of advanced development in Russia could become a major tool for economic growth in the lagging regions. That region is Sakhalin region, in particular, the Kurile Islands. With a significant potential, the island could become a new tourist attraction and center for the development of marine fisheries. In addition, the extra decoration Kuril Islands by Russia will contribute to the preservation of national sovereignty.

Keywords:
areas of advancing social and economic development, territorial development zones, special economic zones
Text

В конце 2014 года был сделан новый шаг в формировании благоприятных условий для развития регионов в России, который был определен принятием Федерального закона №473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», предусматривающим критерии для ускоренного развития регионов, включающие определение нового правового режима и форм государственной поддержки. В течение первых трех лет закон будет распространяться только на территории Дальневосточного федерального округа, а по истечении этого срока, он может быть применен в других регионах страны (территории опережающего развития: досье. (http://tass.ru/info/1622654). По предварительным оценкам, на создание территорий опережающего развития будет выделено 42 млрд. рублей из федерального и региональных бюджетов, сумма привлеченных частных инвестиций может достигнуть 2,5 трлн. рублей и будут созданы 37 тысяч новых рабочих мест (территории опережающего развития: досье. (http://tass.ru/info/1622654).

Следует отметить, что территории опережающего социально-экономического развития не является первой формой государственной поддержки развития регионов в России. Так, в 1991 году в Законе «Об иностранных инвестициях в РСФСР» («ЗАКОН ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РСФСР» http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=22061) был введен термин «свободные экономические зоны», который предусматривал льготный режим для «иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями». Он заключался в упрощенном порядке регистрации предприятий, пониженных налоговых ставках, а также ставках за пользование ресурсами, упрощенный таможенный режим и порядок въезда иностранных граждан на территорию РСФСР. Но из-за экономической нестабильности в этот период данный закон не получил распространения.

В январе 1996 года на территории России была создана первая «особая экономическая зона» в Калининградской области (Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») с целью ускорения социально-экономического развития региона. В соответствии с законом, в этой зоне предусматриваются как налоговые преференции для резидентов, так и упрощенный порядок оформления. Срок функционирования зоны был продлен до 2031 года (история развития Особой экономической зоны в Калининградской области (http://minprom.gov39.ru/oez/history.php).

В 1999 году была создана особая экономическая зона в Магаданской области (Федеральный Закон от 31.05.1999 года № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области»). Основным механизмом привлечения инвестиций в регион стал льготный налоговый и таможенный режимы. Изначально данная зона была сформирована до 2014 года, но Федеральным законом РФ от 22 декабря 2014 г. N 423-ФЗ был продлен данный срок до 31 декабря 2025 года.

Сейчас на территории России насчитывается около 30 особых экономических зон, основная часть которых находится под управлением ОАО «Особые экономические зоны» (особые экономические зоны (http://www.russez.ru). Их можно классифицировать по четырем группам: технико-внедренческие ОЭЗ, промышленно-производственные ОЭЗ, туристско-рекреационные ОЭЗ и портовые ОЭЗ (Министерство экономического развития Российской Федерации. Особые экономические зоны (http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/).

К наиболее эффективно работающим особым экономическим зонам можно отнести промышленно-производственные (в частности, ОЭЗ «Алабуга»), а к зонам с наименьшим уровнем финансирования и реализации проектов - портовые: на 1 июля 2014 года в этих зонах было зарегистрировано только шесть резидентов (Министерство экономического развития Российской Федерации. Особые экономические зоны (http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/)

Следующим этапом в развитии государственной поддержки регионов стало создание зон территориального развития в 2011 году (Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Под зонами территориального развития подразумевалась территория, на которой в целях ускорения социально-экономического развития путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки (Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Такие зоны создаются сроком на 12 лет. К основным мерам государственной поддержки можно отнести следующее:

  • предоставление ассигнований Инвестиционного фонда РФ;
  • создание объектов инфраструктуры;
  • предоставление резидентам в аренду земельных участков;
  • предоставление налоговых льгот и так далее.

В соответствии с Постановлением Правительства №326 от 10 апреля 2013 года зоны территориального развития будут создаваться в двадцати регионах: Республики Алтай, Адыгея, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Карелия, Северная Осетия, Тыва, Чечня, также Забайкальский, Камчатский, Приморский края и Амурская, Ивановская, Курганская, Магаданская и Еврейская автономные области (Постановление Правительства РФ от 10.04.2013 N 326 "Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, на территориях которых допускается создание зон территориального развития").

Деятельность особых экономических зон, зон территориального развития и территорий опережающего развития имеют схожие черты, связанные с процедурами регистрации резидентов, строительством объектов инфраструктуры, осуществлением государственной поддержки. Однако можно выделить и существенные различия, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика особых экономических зон, зон территориального развития и территорий опережающего социально-экономического развития

Критерий

ОЭЗ

ЗТР

ТОР

1) Нормативно-правовое регулирование

Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"

Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ
"О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"

2) Цель создания

Развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.

Ускорение социально-экономического развития субъекта Российской Федерации

Формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения

3) Управление территориями/зонами

ОАО "ОЭЗ" (в основных особых экономических зонах)

Администрация зоны территориального развития

АО "Корпорация развития Дальнего Востока"

4) Срок функционирования

20 лет, не подлежит продлению

12 лет, не подлежит продлению

70 лет, может быть продлен на основании предложения уполномоченного федерального органа

5) Финансирование строительства объектов инфраструктуры

За счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета

Предоставление из федерального бюджета субсидий для формирования объектов инфраструктуры

Осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования

6) Контролирующий орган

Наблюдательный совет

Уполномоченный федеральный орган

Наблюдательный совет, уполномоченный федеральный орган

7) Запрет на владение филиалами и представительствами за пределами зоны

Да

Не закреплено в законодательстве

Да

8) Требование предоставлять инвестиционную декларацию

Нет

Да

Нет

9) Дополнительная государственная поддержка резидентов

Нет

Предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда для реализации в зоне территориального развития инвестиционных проектов

Предоставление инвестиционного налогового кредита

 

Источник: составлено автором на основе Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".

Как видно из таблицы, основным различием между тремя формами стимулирования развития регионов заключается в цели их создания. Так, деятельность особых экономических зон направлена на отраслевое развитие (промышленное, инновационное, логистическое, туристическое), а принципы функционирования зон территориального развития и территорий опережающего развития заключается в ускорении развития самих регионов. Тем не менее, если рассматривать их деятельность, то целью создания этих зон является привлечение инвестиций и усиление государственно-частного партнерства (О ЗОНАХ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ: КОММЕНТАРИЙ НОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. А.В. БЕЛИЦКАЯ (http://www.justicemaker.ru/view-article.php?id=25&art=3723), заключающееся в принятии мер государством для предоставления благоприятных условий ведения бизнеса частному сектору, осуществляющему инвестиционную деятельность на этих территориях.

В мае 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал указ о создании трех территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке: две - в Хабаровском крае (ТОР «Хабаровск» и ТОР «Комсомольск») и одна территория - в Приморском крае (ТОР «Надежденский») (в России созданы первые три территории опережающего развития. (http://www.kommersant.ru/doc/2754408).

Главным направлением деятельности ТОР «Хабаровск» будет развитие транспорта и логистики, металлургической промышленности, а также аграрного сектора. Ожидаемый объем инвестиций к 2025 году составит около 34,5 млрд. рублей, сумма налогов достигнет 16,1 млрд. рублей, будет создано около 4,5 тысяч дополнительных рабочих мест (в России созданы первые три территории опережающего развития. (http://www.kommersant.ru/doc/2754408). На сегодняшний момент инвесторы из Японии и Сингапура выразили заинтересованность в строительстве крупного тепличного комплекса и высокотехнологичного завода по производству изделий из битума (Дмитрий Медведев утвердил три первые ТОР на Дальнем Востоке. Инесса Доценко. (http://www.rg.ru/2015/06/26/reg-dfo/utverdil-anons.html).

Основным отличием ТОР «Хабаровск» от остальных двух территорий опережающего социально-экономического развития заключается в форме финансирования: основная сумма средств на развитие будет выделена из регионального бюджета и составит 1,6 млрд. рублей, а из федерального бюджета - 849 млн. рублей.

Вторая территория, ТОР «Комсомольск», будет специализироваться на авиастроении, машиностроении, производстве композитных материалов, лесопромышленности. Финансирование создания территории будет осуществляться из федерального бюджета (1,1 млрд. рублей) и регионального (152 млн. рублей) (ТОР все ближе. Евгения Крючкова. (http://www.kommersant.ru/Doc/2723624). Суммарный объем планируемых инвестиций составляет 15 млрд. рублей, сумма налоговых поступлений - 5,4 млрд. рублей, также ожидается создание около 3 тысяч рабочих мест (В России созданы первые три территории опережающего развития. (http://www.kommersant.ru/doc/2754408). Следует отметить, что уже получены заявки от потенциальных резидентов на размещение в ТОР своих дочерних предприятий и филиалов, которые готовы проинвестировать около 11,6 млрд. рублей. Одна из таких заявок была получена от ОАО «Компания «Сухой» (ТОР все ближе. Евгения Крючкова. (http://www.kommersant.ru/Doc/2723624)ю

Деятельность ТОР «Надеждинский» в Приморском крае будет иметь, в основном, транспортно-логистическое направление. Ее создание будет проходить в несколько этапов:

  • 1 этап- с 2015 по 2017 год. В этот период планируется финансирование из федерального бюджета в сумме 2,9 млрд. рублей и из регионального - 0,8 млрд. рублей. По предварительным оценкам, объем привлеченных инвестиций в этот период может достичь 6,7 млрд. рублей с созданием 1,6 тысяч рабочих мест. На сегодняшний день инвесторами были поданы заявки на строительство на территории опережающего развития транспортно-логистического комплекса «Южный приморский терминал» и двух заводов (по производству кондитерских, хлебобулочных изделий и также полуфабрикатов).
  • 2 и 3 этапы - с 2018 по 2021 год. В этот период планируется привлечь 30 млрд. рублей инвестиций и предоставить 7 тысяч новых рабочих мест, а финансирование из федерального бюджета будет также превышать показатели первого этапа и составит около 5,3 млрд. рублей. Существенные затраты государственного бюджета будут восстановлены за счет средств от налоговых поступлений резидентов ТОР «Надеждинский». По самым оптимистическим прогнозам, сумма налогов составит 33,6 млрд. рублей (ТОР все ближе. Евгения Крючкова. (http://www.kommersant.ru/Doc/2723624). Правительством России также запланировано создание двух территорий опережающего социально-экономического развития на юге Сахалина (Минвостокразвития выбрало площадки под территории опережающего развития (http://www.rg.ru/2014/04/17/reg-dfo/tor-anons.html). Среди всего Дальневосточного региона Сахалинская область занимает первое место по величине валового регионального продукта (Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/). (рисунок 1).

Рисунок 1. Структура ВРП Дальневосточного региона в 2013 году, млн. рублей.

Источник: составлено автором по данным Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#)

 

Основная доля ВРП Сахалинской области приходится на добычу полезных ископаемых (62 %), что приводит к структурным перекосам в регионе, поэтому создание ТОР может стать первым шагом к формированию диверсифицированной среды.

Создание территорий опережающего развития в наименее развитых районах страны призваны повысить уровень жизни населения, обеспечив социально-экономическое развитие. Одним из таких районов являются Курильские острова, региональные власти которых уже направили заявку в Министерство по развитию Дальнего Востока на создание ТОР (Три направления экономики планируют развивать на Курильских островах в рамках ТОР. (http://tass.ru/ekonomika/2072767). Для России создание территории социально-экономического развития на Курильских островах, представленных Итурупом, Кунаширом, Шикотаном и группой Хабомаи, имеет особое стратегическое и экономическое значение в период неразрешенных споров об их принадлежности с Японией.

Во-первых, дополнительное юридическое оформление Курильских островов еще больше закрепит их территорию за Россией, что является важным аспектом для охранения суверенитета, независимости и безопасности страны. Все проливы, идущие из Охотского моря в Тихий океан, проходят через Курильские острова. В случае передачи Кунашира и Итурупа, Япония будет контролировать пролив Екатерины, через который подводные лодки других государств и военных альянсов смогут подплывать слишком близко к территории России, что представляет несомненную угрозу. С 1930-х годов Япония хотела использовать Курильские острова для нападения на Советский Союз, и Тихоокеанский флот СССР был лишен выхода в Тихий океан, так как проливы контролировались японскими вооруженными силами. Когда СССР получил право на Курильские острова, было обеспечено сообщение между южными и северными районами Дальнего Востока, а также со странами бассейна Тихого океана (Судьба Курильских островов. Николай ЕФИМОВ (http://zapravdu.ru/content/view/246/). Следует отметить, что утрата хотя бы части Курильских островов приведет к нарушению целостности единой стратегической обороны на Дальнем Востоке, поскольку на территории Южных Курил расположены войска вооруженных сил России. В связи с обострением политической ситуации, Япония начала наращивать свой военный потенциал (КАРТ-БЛАНШ. Курилам придают военно-стратегический облик. В. Г. Мухин (http://www.ng.ru/armies/2014-04-21/3_kartblansh.html), что представляет возможную угрозу для нашей страны. Основным плацдармом защиты восточных территорий России является единственная в сухопутных войсках 18-я пулеметно-артиллерийская дивизия Восточного военного округа (Гарнизонам на Курильских островах добавили огневой мощи назло Японии. Виктор Литовкин. (http://www.sovinformburo.com/news/detail/?item_id=8881&type=0), которая расположена на острове Итуруп.

Во-вторых, приоритетным направлением международного сотрудничества России являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и Курильские острова могут стать платформой для развития взаимовыгодных отношений. Особую роль для России играют инвестиции азиатских холдингов в инфраструктурные, телекоммуникационные, транспортные и энергетические отрасли, которые были запрещены для инвестирования европейскими компаниями в результате санкций (ЕС ввел торговые и инвестиционные санкции против Крыма и Севастополя (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140731003947.shtml).

В-третьих, на Курильских островах разведаны обширные запасы полезных ископаемых: сера, полиметаллические руды, бурый железняк, ильменит-магниевый песок, золото, серебро, ртуть, медь, олово, мышьяк, сурьма, теллур, селен, молибден, а также неограниченные ресурсы строительных материалов вулканических и эффузивных образований. На Кунашире и Итурупе распространены пемзовые туфы, большие запасы глины: 10 месторождений песчано-гравийной смеси, оцениваемой 80 млн. кубических метров, 2 месторождения цветных глин, оцениваемых в 50 млн. тонн. Эти ресурсы могут быть использованы, как в производстве строительных материалов, так и в керамической промышленности, которые могут быть созданы на территории островов (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Сахалинская область. (http://www.mnr.gov.ru/maps/?region=65).

На острове Уруп планируется расширение добычи золота, которая осуществляется компанией "Курилгео" (Три направления экономики планируют развивать на Курильских островах в рамках ТОР. (http://tass.ru/ekonomika/2072767). На сегодняшний момент в компании работают около 400 сотрудников, при вводе в эксплуатацию еще 2-3 участков количество сотрудников возрастет до 1 тыс. человек. Проблема заключается в необходимости создания инфраструктуры как транспортной, так и жилищной.

В-четвертых, Курилы обладают значительным энергетическим потенциалом, связанным с использованием геотермальной энергии, которой будет достаточно для развития инфраструктуры всех островов группы. Сейчас идет строительство геотермальных электростанций на островах Парамушир и Кунашир (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Сахалинская область. (http://www.mnr.gov.ru/maps/?region=65), но их мощностей для развития всех островов недостаточно. Поэтому одним из основных направлений инвестирования может стать развитие энергетической отрасли региона.

В-пятых, шельф Курильских островов является одним из наиболее биологически продуктивных районов Мирового океана, в котором обитают ценнейшие породы рыб: лососевые, тресковые, камбаловые, а также крабы, креветки, гребешки и так далее. Большинство рек Курилов относятся к нерестовым лососевым водоемам, возможный годовой вылов на шельфе Южных Курил оценивается в 320-460 тысяч тонн (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Сахалинская область. (http://www.mnr.gov.ru/maps/?region=65). Здесь расположено единственное место Мирового океана, характеризующееся значительными зарослями ламинарии и температурным режимом, способствующим развитию промысла колючего краба (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Сахалинская область.(http://www.mnr.gov.ru/maps/?region=65), который водится исключительно в акватории Курильских островов (Ресурсы колючего краба в районе южных Курильских островов. Д.А. Галанин. (http://ukhtoma.ru/news11.htm). При создании ТОР на островах будет создан рыбный кластер, который будет функционировать по следующим направлениям: воспроизводство и переработка водных биологических ресурсов, рыбных отходов, а также создание рыбодобывающего флота. Сейчас в разработке находится 18 проектов, включающих выращивание гребешка, морского ежа, трепанга и ламинарии, которые пользуются очень большим спросом на территории стран АТР (Три направления экономики планируют развивать на Курильских островах в рамках ТОР. (http://tass.ru/ekonomika/2072767), и обеспечат поступление валютной выручки в регион, тем самым обеспечивая рост ВРП.

В-шестых, Южные Курилы обладают значительным рекреационным потенциалом. Они богаты целебными грязями, термальными источниками, а также обладают уникальной природной средой, что делает целесообразным строительство гостиничных и оздоровительных комплексов, особенно в период резкого роста спроса на внутренний туризм среди населения России, который составил 30 % в 2014 году по сравнению с 2013 (Цены на отдых в России ниже заграничных курортов, но сервис и кадры пока отстают. (http://tourism.interfax.ru/ru/analytics/market_overview/27517/). Сейчас в разработке находится два проекта по строительству гостиниц на Итурупе и Кунашире (Три направления экономики планируют развивать на Курильских островах в рамках ТОР. (http://tass.ru/ekonomika/2072767).

В-седьмых, Курильские острова, обладающие уникальной природной средой и месторасположением, могут стать платформой для создания международных научно-исследовательских центров для изучения проблем экологии, океана и вулканической активности.

В-восьмых, благодаря созданию ТОР на Курильских островах, в бюджет региона сможет поступать дополнительный доход в форме налогов от резидентов, который может быть направлен на развитие инфраструктуры.

Предполагается, что территории опережающего социально-экономического развития на Курильских островах будут функционировать по трем основным направлениям: рыболовство и переработка, туризм и добыча золота. По предварительным оценкам, для реализации этих целей из бюджета будет направлено около 20 млрд. рублей до 2023 года (Три направления экономики планируют развивать на Курильских островах в рамках ТОР. (http://tass.ru/ekonomika/2072767).

Создание территории опережающего развития на Курильских островах будет не только стимулировать развитие региона, но также станет мостом к технологиям и инвестициям стран АТР. Однако необходимо отметить, что создание такой зоны повлечет за собой как юридические сложности при формировании нового правового режима, так и существенные материальные и временные затраты на создание инфраструктуры, достаточной для ведения своей деятельности будущими резидентами. Но те выгоды, которые получит бизнес и государство в целом в долгосрочном периоде, компенсируют эти трудности.

References

1. Postanovlenie ot 13.07.1993 № 678 «O gosudarstvennom regulirovanii tsen na prirodnyy gaz i drugie vidy energoresursov».

2. Federal´nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 10.01.2006 № 16-FZ «Ob Osoboy ekonomicheskoy zone v Kaliningradskoy oblasti i o vnesenii izmeneniy v nekotorye zakonodatel´nye akty Rossiyskoy Federatsii».

3. Federal´nyy Zakon ot 31.05.1999 № 104-FZ «Ob Osoboy ekonomicheskoy zone v Magadanskoy oblasti».

4. Federal´nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 03.12.2011 № 392-FZ «O zonakh territorial´nogo razvitiya v Rossiyskoy Federatsii i o vnesenii izmeneniy v otdel´nye zakonodatel´nye akty Rossiyskoy Federatsii».

5. Postanovlenie Pravitel´stva RF ot 10.04.2013 N 326 «Ob utverzhdenii perechnya sub´´ektov Rossiyskoy Federatsii, na territoriyakh kotorykh dopuskaetsya sozdanie zon territorial´nogo razvitiya».

6. Tkachenko I.Yu. Investitsii[Tekst]: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy / I.Yu. Tkachenko, N.I Malykh. — M.: Akademiya, 2009.—240c.

7. V Rossii sozdany pervye tri territorii operezhayushchego razvitiya [Elektronnyy resurs]// KOMMERSANT.RU: ezhedn. internet-izd. — 2015. — 25 iyunya. — URL: http://www.kommersant.ru/doc/2754408 (data obrashcheniya: 07.03.2016).

8. Dmitriy Medvedev utverdil tri pervye TOR na Dal´nem Vostoke. Inessa Dotsenko[Elektronnyy resurs]// RG.RU: ezhedn. internet-izd. — 2015. — 26iyunya.—URL: http://www.rg.ru/2015/06/26/reg-dfo/utverdil-anons.html (data obrashcheniya: 09.03.2016).

9. ES vvel torgovye i investitsionnye sanktsii protiv Kryma i Sevastopolya[Elektronnyy resurs]// RBC.RU: ezhedn. internet-izd. — 2014. — 13iyulya.—URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140731003947.shtml (data obrashcheniya: 13.03.2016).

10. Istoriya razvitiya Osoboy ekonomicheskoy zony v Kaliningradskoy oblasti [Elektronnyy resurs]// MINPROM.GOV39.RU: ezhedn. internet-izd. — 2014. — 20iyunya.—URL: http://minprom.gov39.ru/oez/history.php (data obrashcheniya: 12.03.2016).

11. KART-BLANSh. Kurilam pridayut voenno-strategicheskiy oblik. V. G. Mukhin[Elektronnyy resurs]// NG.RU: ezhedn. internet-izd. — 2014. — 21apr.—URL: http://www.ng.ru/armies/2014-04-21/3_kartblansh.html (data obrashcheniya: 10.03.2016).

12. Minvostokrazvitiya vybralo ploshchadki pod territorii operezhayushchego razvitiya [Elektronnyy resurs]. RG.RU: ezhedn. internet-izd. — 2014. — 14 iyulya.—URL: http://www.rg.ru/2014/04/17/reg-dfo/tor-anons.html (data obrashcheniya: 11.03.2016).

13. Ministerstvo prirodnykh resursov i ekologii Rossiyskoy Federatsii. Sakhalinskaya oblast´. [Elektronnyy resurs]. URL:http://www.mnr.gov.ru/maps/?region=65.

14. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii. Osobye ekonomicheskie zony [Elektronnyy resurs]. URL:http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/main/.

15. Osobye ekonomicheskie zony [Elektronnyy resurs]. URL:http://www.russez.ru.

16. Resursy kolyuchego kraba v rayone yuzhnykh Kuril´skikh ostrovov. [Elektronnyy resurs]. URL:http://ukhtoma.ru/news11.htm.

17. Sud´ba Kuril´skikh ostrovov[Elektronnyy resurs]// ZAPRAVDU.RU: ezhedn. internet-izd. — 2010. — 6apr.—URL: http://zapravdu.ru/content/view/246/. (data obrashcheniya: 10.03.2016).

18. Territorii operezhayushchego razvitiya: dos´e [Elektronnyy resurs]// TASS.RU: ezhedn. internet-izd. — 2014. — 4dek.—URL: http://tass.ru/info/1622654 (data obrashcheniya: 10.03.2016).

19. TOR vse blizhe [Elektronnyy resurs]// KOMMERSANT.RU: ezhedn. internet-izd. — 2015. — 7maya.—URL: http://www.kommersant.ru/Doc/2723624 (data obrashcheniya: 10.03.2016).

20. Tri napravleniya ekonomiki planiruyut razvivat´ na Kuril´skikh ostrovakh v ramkakh TOR [Elektronnyy resurs]// TASS.RU: ezhedn. internet-izd. — 2015. — 26iyunya.—URL: http://tass.ru/ekonomika/2072767 (data obrashcheniya: 10.03.2016).

21. Federal´naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. URL:http://www.gks.ru/

22. Tseny na otdykh v Rossii nizhe zagranichnykh kurortov, no servis i kadry poka otstayut [Elektronnyy resurs]. TOURISM.INTERFAX.RU: ezhedn. internet-izd. — 2015. — 08iyunya.—URL: http://tourism.interfax.ru/ru/analytics/market_overview/27517/ (data obrashcheniya: 11.03.2016).

Login or Create
* Forgot password?