INFLUENCE OF INTERNATIONAL MEASURES OF RESISTANCE TO FINANCING OF TERRORISM AND LEGALIZATION OF CRIMINAL INCOME ON FINANCIAL MONITORING IN RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes influence of international law on Russian legislation in the sphere of financial monitoring, resistance to financing of terrorism and legalization of criminal income.

Keywords:
financial monitoring, international law, legalization of criminal income, financing of terrorism
Text

В настоящий период легализация полученных преступным путем денежных и иных финансовых средств, финансирование терроризма выступают угрозой международным и национальным финансовым институтам. Процессы ужесточения международного контроля над преступностью, глобализация финансового мониторинга, нашедшие отражение в различных сферах общественных отношений, затронули национальные финансовые системы. В связи с этим международное и внутригосударственное право охватили интеграционные процессы, что, в свою очередь, актуализировало реализацию актов международного права, принятых по вопросам противодействия легализации преступных доходов и борьбы с терроризмом, в правовой системе России, взаимодействие государств в соответствующей сфере. 

Акты международного права, принятые по вопросам взаимодействия государств в сфере противодействия финансированию терроризма и легализации преступных доходов, имеют концептуальное значение для формирования подходов государств к регулированию национальных отношений. Так, значимость для формулирования содержания термина «отмывание преступных доходов» в российском законодательстве имеют такие международные акты, как, например, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в г. Нью-Йорке 9 декабря 1999 г., ратифицирована Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ) [1]. Эти и многие другие акты международного права, проанализированные в рамках настоящей работы, являются основополагающими документами, устанавливающими режим противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, подлежащий применению в рамках межгосударственных отношений.

Принятие таких актов концептуально связывает финансовую деятельность различных государств в части координации усилий их финансовых органов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Следует заметить, что, по сути, финансовая деятельность различных государств мира строится в целом на формировании одинаковых по функциональному предназначению органов, различается лишь терминология их названий и отдельных направлений деятельности. 

Считается, что наиболее эффективнsм механизмом борьбы с отмыванием незаконных доходов выступают нормы, разработанные и использованные в Европейском Cоюзе. В силу этого акты Европейского cоюза положены в основу установленных национальным законодательством Австрии, Бельгии, Германии, Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии принципов взаимодействия государств [11, с. 38]. В данном случае имеется в виду, прежде всего, Директива Европейского Cоюза от 26 октября 2005 г. № 2005/60/ЕС «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма» [3]. Однако, представляется, что в современный период под влиянием дисбаланса политической обстановки, изменения статуса и восприятия различных государств авторитет международных актов, принятых на уровне Европейского Cоюза, в том числе применительно к соответствующей сфере общественных отношений, финансов, также изменился. 

Тем не менее, в условиях взаимопроникновения международного и национального юридического регулирования при разработке нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере противодействия легализации преступных доходов, финансирования терроризма, необходимо учитывать терминологию, сложившуюся в международной практике. Однако зачастую акты международного права закрепляют лишь общие, оценочные понятия, в силу чего их положения не всегда ясны, требуют дальнейшего уточнения, толкования смысла применительно к традициям юридического регулирования национальных финансов. Поэтому национальное законодательство государств, присоединившихся к реализации международных актов, во многих вопросах весьма расширительно регулирует аналогичные отношения. Например, из текста Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 1990 г.) не ясно, что в ней понимается под термином «консультирование» в связи с совершением «преступлений, связанных с отмыванием средств» («d» п. 1 ст. 6). В связи с этим, на наш взгляд, законодательство каждого государства должно придерживаться линии усиления содержательной составляющей регулирования отношений в сфере финансовой, банковской системы конкретного государства. В России эта задача в значительной мере решается на уровне Центрального банка РФ, Росфинмониторинга, в пределах своей компетенции принимающих нормативные правовые акты, относящиеся к источникам правового регулирования финансовых отношений. 

Следует согласиться с мнением ученых, считающих, что в основу системы международно-правовых норм, регулирующих мероприятия по борьбе с легализацией преступных доходов, финансированием терроризма и взаимодействие государств в обозначенной сфере должны быть положены общие принципы международного права, в том числе: принцип суверенного равенства государств; принцип невмешательства одних государств во внутренние дела других государств; принцип сотрудничества государств; принцип добросовестного исполнения международных обязательств государствами [10, с. 28-32]. 

Например, принцип сотрудничества государств выражен в заключении договоров между органами власти различных государств; недопустимости немотивированного отказа в оказании правовой помощи по делам о привлечении к ответственности за легализацию преступных доходов. В свою очередь, в международном правовом регулировании прослеживается подход принципа ограничения банковской тайны в целях и интересах борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем. 

По нашему мнению, международные акты, применяемые в сфере осуществления финансового мониторинга, в том числе в сфере банковской деятельности, могут быть группированы по нескольким критериям. 

По критерию специализации на юридических основах финансового мониторинга эти акты объединяются в две группы.

Первую группу составляют международные нормативные акты, устанавливающие основы контроля применительно к различным сферам общественных отношений, не акцентирующие внимание именно на вопросах финансовой системы – легализации поступающих в нее преступных доходов – либо противодействия финансирования терроризма непосредственно (Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая в городе Лима 17–26 октября 1977 г.).

Во вторую группу входят специальные международные нормативные правовые акты, устанавливающие нормативные основы отношений в сфере осуществления финансового мониторинга, противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, международное сотрудничество по поводу проведения соответствующих им мероприятий, ряд которых был проанализирован выше (например, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма; Соглашение между Федеральной службой по финансовому мониторингу (Российская Федерация) и Министерством внутренних дел Словацкой Республики о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (заключена в г. Сан-Сити 3 июля 2013 г.)).

Приведенная группировка международных актов также перекликается с их разграничением по критерию содержания в части специализации на установлении механизма противодействия терроризму, легализации преступных доходов на две группы: 1) общие; 2) специальные.

В свою очередь, положения международных актов в области борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма по содержательному критерию можно сгруппировать следующим образом:

А) Предусматривающие наделение правоохранительных и контрольных органов государств полномочиями по международному сотрудничеству с органами зарубежных государств и международных организаций. 

Б) Касающиеся законодательной и иной нормативной деятельности в государствах, взявших на себя обязанность соблюдать международный акт, либо учитывающих соответствующие международные рекомендации (например, Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы совершенствования корпоративного управления» и др.). В соответствии с международными нормами, государствам надлежит закрепить в национальном финансовом, административном, гражданском, уголовном отраслях законодательства нормы о соответствии деятельности в области финансового мониторинга, противодействия террористической, экстремистской деятельности международным актам. Необходимо учитывать международные стандарты не только с концептуальной позиции установления национальными законодательными актами мер по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием преступных расходов, но и с позиции общепринятой на мировом уровне терминологии в соответствующей области юридического регулирования. 

По критерию вовлечения в разработку и заключение международных договоров, иных международных актов, регулирующих отношения и взаимодействие в области финансового мониторинга, банковских учреждений, иных финансовых учреждений государств рассматриваемые международные акты делятся на несколько групп: международные акты, договоры:

А) терминологически не связывающие действие акта с реализацией компетенции конкретного органа государства [2];

Б) заключенные между Федеральной службой по финансовому мониторингу (России) и банковским учреждением зарубежного государства (например, Соглашение о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма между Федеральной службой по финансовому мониторингу (Российская Федерация) и Центральным банком Кубы, заключенное 25-26 ноября 2013 г.; Соглашение между Федеральной службой по финансовому мониторингу (Российская Федерация) и Департаментом финансового мониторинга Национального банка Таджикистана о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, заключено 24 мая 2012 г. и др.);

В) заключенные между Федеральной службой по финансовому мониторингу (России) и финансовыми органами зарубежного государства [6] [7];

Г) заключенные между Федеральной службой по финансовому мониторингу (России) и правоохранительными органами зарубежного государства [8];

По территории действия международные акты в исследуемой области делятся на 3 группы: 

  1. действующие на международном уровне – охватывая территории нескольких государств (двух и более государств) (например, Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой по финансовому мониторингу (Российская Федерация) и Национальным центром обработки финансовой информации Сенегала о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, подписанное в г. Сан-Сити 3 июля 2013 г.); 
  2. действующие на уровне Европейского союза (например, Директива Европейского союза от 26 октября 2005 г. № 2005/60/ЕС «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма» и др.); Таможенного союза [5];
  3. действующие на уровне стран СНГ [4].

Сформулированные на международном уровне рекомендации, по сути, предназначены для всей финансовой системы государства. Причем распространяются как на ее звенья, сами осуществляющие пруденциальное регулирование (Центральный банк РФ), так и на частных хозяйствующих субъектов, соответствующих частным финансам в составе финансовой системы.

Таким образом, имплементация положений международных актов в национальное законодательство – актуальный вопрос международного взаимодействия в области борьбы с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированием расходов на терроризм. Российское законодательство подходит к решению данного вопроса применительно к правовым основам финансовой и банковской системы двояко: допущением прямого действия международных норм и принятием нормативных правовых актов, носящих статус источников права России, учитывающих официально утвержденные на международном уровне положения. Более того, содержащиеся в российском законодательстве нормы сами могут отсылать к требованиям международных договоров, расширяющих сферу действия федеральных законов России. Так, например, согласно абз. 3 ст. 2 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [9], на основании международных договоров Российской Федерации действие данного закона распространяется на юридических и физических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов территории Российской Федерации. В данном случае учитываются операции с денежными средствами, проводимые как кредитными (в том числе банковскими) учреждениями, так и иными организациями. 

Таким образом, проблемы действенного осуществления финансового мониторинга, противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, выходят на международный уровень, подталкивая к развитию как международной нормативной правовой базы по соответствующим вопросам, так и практики международных отношений по реализации соответствующих мероприятий, влияющих на национальные финансовые и банковские системы взаимодействующих государств.

References

1. Mezhdunarodnaya konventsiya o bor´be s finansirovaniem terrorizma (zaklyuchena v g. N´yu-Yorke 9 dekabrya 1999 g., ratifitsirovana Federal´nym zakonom ot 10 iyulya 2002 g. № 88-FZ). Byulleten´ mezhdunarodnykh dogovorov. – 2003. – № 5.

2. Konventsiya Soveta Evropy ob otmyvanii, vyyavlenii, iz´´yatii, konfiskatsii dokhodov ot prestupnoy deyatel´nosti i finansirovanii terrorizma (CETS N 198) (Varshava, 16 maya 2005 goda) (po sostoyaniyu na 03.07.2014). SPS Konsul´tant Plyus.

3. Direktiva Evropeyskogo soyuza ot 26 oktyabrya 2005 g. № 2005/60/ES «O predotvrashchenii ispol´zovaniya finansovoy sistemy dlya otmyvaniya denezhnykh sredstv i finansirovaniya terrorizma». SPS Konsul´tant Plyus.

4. Dogovor gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv o protivodeystvii legalizatsii (otmyvaniyu) prestupnykh dokhodov i finansirovaniyu terrorizma ot 5 oktyabrya 2007 g.). SPS Konsul´tant Plyus; materialy sayta Ispolnitel´nogo komiteta SNG: http://cis.minsk.by (data obrashcheniya: 22 noyabrya 2015 g.).

5. Dogovor o protivodeystvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma pri peremeshchenii nalichnykh denezhnykh sredstv i (ili) denezhnykh instrumentov cherez tamozhennuyu granitsu. Tamozhennogo soyuza Byulleten´ mezhdunarodnykh dogovorov. – 2013. – № 10. – S. 9– 14.

6. Soglashenie mezhdu Federal´noy sluzhboy po finansovomu monitoringu (Rossiyskaya Federatsiya) i General´nym inspektorom finansovoy informatsii Respubliki Pol´sha o vzaimodeystvii v sfere protivodeystviya legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma, zaklyuchennoe v g. San-Siti 3 iyulya 2013 g.. SPS Konsul´tant Plyus.

7. Memorandum o vzaimoponimanii mezhdu Federal´noy sluzhboy po finansovomu monitoringu (Rossiyskaya Federatsiya) i Natsional´nym tsentrom obrabotki finansovoy informatsii Senegala o vzaimodeystvii v sfere protivodeystviya legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma, podpisannoe v g. San-Siti 3 iyulya 2013 g.. SPS Konsul´tant Plyus.

8. Soglashenie mezhdu Federal´noy sluzhboy po finansovomu monitoringu (Rossiyskaya Federatsiya) i Podrazdeleniem finansovykh rassledovaniy Saudovskoy Aravii (Korolevstvo Saudovskaya Araviya) o vzaimodeystvii v sfere protivodeystviya legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma, zaklyuchennoe v g. San-Siti 4 iyulya 2013 g.. SPS Konsul´tant Plyus.

9. Federal´nyy zakon ot 7 avgusta 2001 g. № 115-FZ «O protivodeystvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma». Sobranie zakonodatel´stva Rossiyskoy Federatsii. – 2001. – № 33 (chast´ I). – St. 3418.

10. Alekseeva D.G. Delovaya reputatsiya banka v svete neispolneniya zakonodatel´stva o protivodeystvii legalizatsii dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma / D.G. Alekseeva. Bankovskoe pravo. – 2011. – № 3. – S. 28–32.

11. Golets G.A. Sootnoshenie natsional´nogo zakonodatel´stva i zakonodatel´stva ES po protivodeystviyu legalizatsii prestupnykh dokhodov / G.A. Golets. Nalogi. – 2009. – № 6. – S. 38–40.

Login or Create
* Forgot password?