The article describes influence of international law on Russian legislation in the sphere of financial monitoring, resistance to financing of terrorism and legalization of criminal income.
financial monitoring, international law, legalization of criminal income, financing of terrorism
В настоящий период легализация полученных преступным путем денежных и иных финансовых средств, финансирование терроризма выступают угрозой международным и национальным финансовым институтам. Процессы ужесточения международного контроля над преступностью, глобализация финансового мониторинга, нашедшие отражение в различных сферах общественных отношений, затронули национальные финансовые системы. В связи с этим международное и внутригосударственное право охватили интеграционные процессы, что, в свою очередь, актуализировало реализацию актов международного права, принятых по вопросам противодействия легализации преступных доходов и борьбы с терроризмом, в правовой системе России, взаимодействие государств в соответствующей сфере.
Акты международного права, принятые по вопросам взаимодействия государств в сфере противодействия финансированию терроризма и легализации преступных доходов, имеют концептуальное значение для формирования подходов государств к регулированию национальных отношений. Так, значимость для формулирования содержания термина «отмывание преступных доходов» в российском законодательстве имеют такие международные акты, как, например, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (заключена в г. Нью-Йорке 9 декабря 1999 г., ратифицирована Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 88-ФЗ) [1]. Эти и многие другие акты международного права, проанализированные в рамках настоящей работы, являются основополагающими документами, устанавливающими режим противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, подлежащий применению в рамках межгосударственных отношений.
Принятие таких актов концептуально связывает финансовую деятельность различных государств в части координации усилий их финансовых органов в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Следует заметить, что, по сути, финансовая деятельность различных государств мира строится в целом на формировании одинаковых по функциональному предназначению органов, различается лишь терминология их названий и отдельных направлений деятельности.
Считается, что наиболее эффективнsм механизмом борьбы с отмыванием незаконных доходов выступают нормы, разработанные и использованные в Европейском Cоюзе. В силу этого акты Европейского cоюза положены в основу установленных национальным законодательством Австрии, Бельгии, Германии, Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии принципов взаимодействия государств [11, с. 38]. В данном случае имеется в виду, прежде всего, Директива Европейского Cоюза от 26 октября 2005 г. № 2005/60/ЕС «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма» [3]. Однако, представляется, что в современный период под влиянием дисбаланса политической обстановки, изменения статуса и восприятия различных государств авторитет международных актов, принятых на уровне Европейского Cоюза, в том числе применительно к соответствующей сфере общественных отношений, финансов, также изменился.
Тем не менее, в условиях взаимопроникновения международного и национального юридического регулирования при разработке нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере противодействия легализации преступных доходов, финансирования терроризма, необходимо учитывать терминологию, сложившуюся в международной практике. Однако зачастую акты международного права закрепляют лишь общие, оценочные понятия, в силу чего их положения не всегда ясны, требуют дальнейшего уточнения, толкования смысла применительно к традициям юридического регулирования национальных финансов. Поэтому национальное законодательство государств, присоединившихся к реализации международных актов, во многих вопросах весьма расширительно регулирует аналогичные отношения. Например, из текста Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (Страсбург, 1990 г.) не ясно, что в ней понимается под термином «консультирование» в связи с совершением «преступлений, связанных с отмыванием средств» («d» п. 1 ст. 6). В связи с этим, на наш взгляд, законодательство каждого государства должно придерживаться линии усиления содержательной составляющей регулирования отношений в сфере финансовой, банковской системы конкретного государства. В России эта задача в значительной мере решается на уровне Центрального банка РФ, Росфинмониторинга, в пределах своей компетенции принимающих нормативные правовые акты, относящиеся к источникам правового регулирования финансовых отношений.
Следует согласиться с мнением ученых, считающих, что в основу системы международно-правовых норм, регулирующих мероприятия по борьбе с легализацией преступных доходов, финансированием терроризма и взаимодействие государств в обозначенной сфере должны быть положены общие принципы международного права, в том числе: принцип суверенного равенства государств; принцип невмешательства одних государств во внутренние дела других государств; принцип сотрудничества государств; принцип добросовестного исполнения международных обязательств государствами [10, с. 28-32].
Например, принцип сотрудничества государств выражен в заключении договоров между органами власти различных государств; недопустимости немотивированного отказа в оказании правовой помощи по делам о привлечении к ответственности за легализацию преступных доходов. В свою очередь, в международном правовом регулировании прослеживается подход принципа ограничения банковской тайны в целях и интересах борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем.
По нашему мнению, международные акты, применяемые в сфере осуществления финансового мониторинга, в том числе в сфере банковской деятельности, могут быть группированы по нескольким критериям.
По критерию специализации на юридических основах финансового мониторинга эти акты объединяются в две группы.
Первую группу составляют международные нормативные акты, устанавливающие основы контроля применительно к различным сферам общественных отношений, не акцентирующие внимание именно на вопросах финансовой системы – легализации поступающих в нее преступных доходов – либо противодействия финансирования терроризма непосредственно (Лимская декларация руководящих принципов контроля, принятая в городе Лима 17–26 октября 1977 г.).
Во вторую группу входят специальные международные нормативные правовые акты, устанавливающие нормативные основы отношений в сфере осуществления финансового мониторинга, противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, международное сотрудничество по поводу проведения соответствующих им мероприятий, ряд которых был проанализирован выше (например, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма; Соглашение между Федеральной службой по финансовому мониторингу (Российская Федерация) и Министерством внутренних дел Словацкой Республики о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (заключена в г. Сан-Сити 3 июля 2013 г.)).
Приведенная группировка международных актов также перекликается с их разграничением по критерию содержания в части специализации на установлении механизма противодействия терроризму, легализации преступных доходов на две группы: 1) общие; 2) специальные.
В свою очередь, положения международных актов в области борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма по содержательному критерию можно сгруппировать следующим образом:
А) Предусматривающие наделение правоохранительных и контрольных органов государств полномочиями по международному сотрудничеству с органами зарубежных государств и международных организаций.
Б) Касающиеся законодательной и иной нормативной деятельности в государствах, взявших на себя обязанность соблюдать международный акт, либо учитывающих соответствующие международные рекомендации (например, Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору «Принципы совершенствования корпоративного управления» и др.). В соответствии с международными нормами, государствам надлежит закрепить в национальном финансовом, административном, гражданском, уголовном отраслях законодательства нормы о соответствии деятельности в области финансового мониторинга, противодействия террористической, экстремистской деятельности международным актам. Необходимо учитывать международные стандарты не только с концептуальной позиции установления национальными законодательными актами мер по борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием преступных расходов, но и с позиции общепринятой на мировом уровне терминологии в соответствующей области юридического регулирования.
По критерию вовлечения в разработку и заключение международных договоров, иных международных актов, регулирующих отношения и взаимодействие в области финансового мониторинга, банковских учреждений, иных финансовых учреждений государств рассматриваемые международные акты делятся на несколько групп: международные акты, договоры:
А) терминологически не связывающие действие акта с реализацией компетенции конкретного органа государства [2];
Б) заключенные между Федеральной службой по финансовому мониторингу (России) и банковским учреждением зарубежного государства (например, Соглашение о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма между Федеральной службой по финансовому мониторингу (Российская Федерация) и Центральным банком Кубы, заключенное 25-26 ноября 2013 г.; Соглашение между Федеральной службой по финансовому мониторингу (Российская Федерация) и Департаментом финансового мониторинга Национального банка Таджикистана о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, заключено 24 мая 2012 г. и др.);
В) заключенные между Федеральной службой по финансовому мониторингу (России) и финансовыми органами зарубежного государства [6] [7];
Г) заключенные между Федеральной службой по финансовому мониторингу (России) и правоохранительными органами зарубежного государства [8];
По территории действия международные акты в исследуемой области делятся на 3 группы:
- действующие на международном уровне – охватывая территории нескольких государств (двух и более государств) (например, Меморандум о взаимопонимании между Федеральной службой по финансовому мониторингу (Российская Федерация) и Национальным центром обработки финансовой информации Сенегала о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, подписанное в г. Сан-Сити 3 июля 2013 г.);
- действующие на уровне Европейского союза (например, Директива Европейского союза от 26 октября 2005 г. № 2005/60/ЕС «О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма» и др.); Таможенного союза [5];
- действующие на уровне стран СНГ [4].
Сформулированные на международном уровне рекомендации, по сути, предназначены для всей финансовой системы государства. Причем распространяются как на ее звенья, сами осуществляющие пруденциальное регулирование (Центральный банк РФ), так и на частных хозяйствующих субъектов, соответствующих частным финансам в составе финансовой системы.
Таким образом, имплементация положений международных актов в национальное законодательство – актуальный вопрос международного взаимодействия в области борьбы с легализацией доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированием расходов на терроризм. Российское законодательство подходит к решению данного вопроса применительно к правовым основам финансовой и банковской системы двояко: допущением прямого действия международных норм и принятием нормативных правовых актов, носящих статус источников права России, учитывающих официально утвержденные на международном уровне положения. Более того, содержащиеся в российском законодательстве нормы сами могут отсылать к требованиям международных договоров, расширяющих сферу действия федеральных законов России. Так, например, согласно абз. 3 ст. 2 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [9], на основании международных договоров Российской Федерации действие данного закона распространяется на юридических и физических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом вне пределов территории Российской Федерации. В данном случае учитываются операции с денежными средствами, проводимые как кредитными (в том числе банковскими) учреждениями, так и иными организациями.
Таким образом, проблемы действенного осуществления финансового мониторинга, противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, выходят на международный уровень, подталкивая к развитию как международной нормативной правовой базы по соответствующим вопросам, так и практики международных отношений по реализации соответствующих мероприятий, влияющих на национальные финансовые и банковские системы взаимодействующих государств.
1. Mezhdunarodnaya konventsiya o bor´be s finansirovaniem terrorizma (zaklyuchena v g. N´yu-Yorke 9 dekabrya 1999 g., ratifitsirovana Federal´nym zakonom ot 10 iyulya 2002 g. № 88-FZ). Byulleten´ mezhdunarodnykh dogovorov. – 2003. – № 5.
2. Konventsiya Soveta Evropy ob otmyvanii, vyyavlenii, iz´´yatii, konfiskatsii dokhodov ot prestupnoy deyatel´nosti i finansirovanii terrorizma (CETS N 198) (Varshava, 16 maya 2005 goda) (po sostoyaniyu na 03.07.2014). SPS Konsul´tant Plyus.
3. Direktiva Evropeyskogo soyuza ot 26 oktyabrya 2005 g. № 2005/60/ES «O predotvrashchenii ispol´zovaniya finansovoy sistemy dlya otmyvaniya denezhnykh sredstv i finansirovaniya terrorizma». SPS Konsul´tant Plyus.
4. Dogovor gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv o protivodeystvii legalizatsii (otmyvaniyu) prestupnykh dokhodov i finansirovaniyu terrorizma ot 5 oktyabrya 2007 g.). SPS Konsul´tant Plyus; materialy sayta Ispolnitel´nogo komiteta SNG: http://cis.minsk.by (data obrashcheniya: 22 noyabrya 2015 g.).
5. Dogovor o protivodeystvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma pri peremeshchenii nalichnykh denezhnykh sredstv i (ili) denezhnykh instrumentov cherez tamozhennuyu granitsu. Tamozhennogo soyuza Byulleten´ mezhdunarodnykh dogovorov. – 2013. – № 10. – S. 9– 14.
6. Soglashenie mezhdu Federal´noy sluzhboy po finansovomu monitoringu (Rossiyskaya Federatsiya) i General´nym inspektorom finansovoy informatsii Respubliki Pol´sha o vzaimodeystvii v sfere protivodeystviya legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma, zaklyuchennoe v g. San-Siti 3 iyulya 2013 g.. SPS Konsul´tant Plyus.
7. Memorandum o vzaimoponimanii mezhdu Federal´noy sluzhboy po finansovomu monitoringu (Rossiyskaya Federatsiya) i Natsional´nym tsentrom obrabotki finansovoy informatsii Senegala o vzaimodeystvii v sfere protivodeystviya legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma, podpisannoe v g. San-Siti 3 iyulya 2013 g.. SPS Konsul´tant Plyus.
8. Soglashenie mezhdu Federal´noy sluzhboy po finansovomu monitoringu (Rossiyskaya Federatsiya) i Podrazdeleniem finansovykh rassledovaniy Saudovskoy Aravii (Korolevstvo Saudovskaya Araviya) o vzaimodeystvii v sfere protivodeystviya legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma, zaklyuchennoe v g. San-Siti 4 iyulya 2013 g.. SPS Konsul´tant Plyus.
9. Federal´nyy zakon ot 7 avgusta 2001 g. № 115-FZ «O protivodeystvii legalizatsii (otmyvaniyu) dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma». Sobranie zakonodatel´stva Rossiyskoy Federatsii. – 2001. – № 33 (chast´ I). – St. 3418.
10. Alekseeva D.G. Delovaya reputatsiya banka v svete neispolneniya zakonodatel´stva o protivodeystvii legalizatsii dokhodov, poluchennykh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma / D.G. Alekseeva. Bankovskoe pravo. – 2011. – № 3. – S. 28–32.
11. Golets G.A. Sootnoshenie natsional´nogo zakonodatel´stva i zakonodatel´stva ES po protivodeystviyu legalizatsii prestupnykh dokhodov / G.A. Golets. Nalogi. – 2009. – № 6. – S. 38–40.