The article gives the analysis of the Russian financial policy aimed at rendering the taxation more efficient in terms of modernization. The special attention is paid to the indirect taxes which were the main source of income of the state budget of the Russian Empire in the XIX century. The author of the article comments on the necessity of the establishment of the unified central fiscal authority managing the indirect taxes with the excise taxes as the basic ones. The problems of the changes in the management of the excise taxes on sugar in the financial system of the Russian Empire of the second half of the XIX century on the central and local levels are analyzed. The characteristics of the Central financial authorities and the local management of the excise tax on sugar in terms of direct subordination to the Central authorities of the Ministry of finance of the sugar excise taxes are given. The principles of the cooperation of the local fiscal authority managing the excise tax on sugar with the governors and the provincial bodies regulating the issues of the imposition of the excise tax on the sugar of the indigenous production in the context of the changes in the legislative framework are set out. The article is mainly based on primary sources some of which are presented for the first time.
financial system, indirect tax, excise taxes, excise system, excise management
Российская империя в XIX в. переживала реформаторскую перестройку многих сфер жизнедеятельности государства и общества. Коренным изменениям подверглась и финансовая система, является основой экономической деятельности государства. С середины XIX в. российская финансовая система в процессе модернизации ориентировалась на ведущий европейский опыт [1], где доминировали идеи приоритетности косвенных налогов, но особенно важные изменения происходили с середины 1880-х годов [4, 6, 7, 9]. На фоне высоких финансовых потребностей российское государство в основе косвенного налогообложения устранило устаревшую откупную систему и ввело более прогрессивную акцизную, так как имеющиеся в государстве косвенные налоги (более всего в виде пошлин) были разрознены и не приносили стабильного дохода в казну.
В российскую финансовую систему акцизы были введены Е.Ф. Канкриным (министр финансов России 1823–1843 гг.). В то время, когда в Европе акцизы были крайне непопулярны по причине их распространения на товары первой необходимости. В некоторых странах Европы, таких как Англия, Франция синонимами акциза служили выражения «дурной налог», «дурная повинность». Тем не менее, акциз – это косвенный налог на любые предметы потребления, производимые внутри страны по выбору того или иного государства. Привлекательность акцизов для государственной власти в рамках налоговой системы состоит в отсутствии необходимости создавать большой аппарат взимания, так как акциз уплачивается непосредственно при покупке облагаемых товаров, по этой причине «…из всех систем взимания косвенных налогов известными экономистами признана лучшею, по простоте и рациональности, система чисто акцизная»[13]. В дореволюционной России акцизы занимали важное место в бюджете страны, опережая доходы от прямогообложения [8, 10].
Появление первого акциза в России в 1838 г. на табак, затем в 1848 г. на сахар выявило очевидную проблему в организации необходимого контроля над производителями подакцизных товаров. При этом, министр финансов России Н.Х. Бунге в отличие от европейского опыта считал, что косвенному обложению в России должны подвергаться предметы второстепенной важности,и в том числе по этой причине Н.Х. Бунге отменил, тяжелый для населения, соляный налог. Эти перемены в налоговой системе требовали создания эффективного налогового аппарата,как в центре, так и на местах.
Вначале XIX в. косвенные налоги в России взимались Департаментом разных податей и сборов МФ (МФ – министерства финансов), вместе с тем некоторые службы налогового дела были распределены по различным ведомствам, так с введением соляного акциза заведование соляным доходом по-прежнему оставалось за Департаментом горных и соляных дел. Такая организация акцизного управления отличалась своим несовершенством и разрозненностью.
4 июня 1861 г. в государственном управлении была введена акцизная система, а в 1863 г. начались преобразования в акцизном управлении. Департамент разных податей и сборов был разделен на два самостоятельных финансовых органа: Департамент окладных сборов по заведованию прямыми налогами; Департамент неокладных сборов по заведованию косвенными налогами. Основу косвенного налогообложения к середине XIX в. составляли акцизы. Акциз – это налог на продукты внутреннего потребления, производимый отечественным производством, взимаемый государством, в конечном итоге, с потребителя, но через производителя.
Департамент неокладных сборов занимался управлением акцизных поступлений в государство. Акцизная система «была тесно связана с системами государственных монополий и таможенным налогообложением»[14, с. 153]. Объектами акцизного обложения, в то время, являлись свеклосахарное производство (с 1848 г.), винокурение (с 1861 г.), производство табака (с 1865 г.), осветительных нефтяных масел (с 1859 г.), спичек, питей и до 1861 г. существовал налог на соль, который окончательно был отменен 23 ноября 1880 г., «а также гербовые, крепостные, канцелярские и прочие неокладные сборы» [13, с. 412].
Таким образом, Департамент неокладных сборов стал налоговым органом центральной финансовой администрации управления акцизными доходами, которые во второй половине XIX в. составляли главный источник государственных средств.
В области местной финансовой администрации преобразования отличались коренными изменениями: «заведовавшие акцизными доходами органы ставятся не только в губернии, но и в уезде в положение самостоятельное, непосредственно зависимое от центральной финансовой администрации» [13, с. 418].
Департамент неокладных сборов имел штат с функциональными обязанностями центральных органов налогового акцизного управления. Во главе этого ведомства стояли образованные люди с развитыми деловыми качествами. Профессиональная репутация сотрудников Министерства финансов занимала ведущее место в их работе.
Департаменту неокладных сборов Министерства финансов подчинялись губернские и окружные акцизные управления. Таким образом, в губерниях, а при малом числе заводов в нескольких губерниях учреждалось губернское акцизное управление, в уездах – окружное акцизное управление. Отметим, что четкая организация за обложением и взиманием акцизов на местах, возникла значительно раньше, чем в прямом налогообложении [2, 3]. В состав губернского акцизного управления входили: управляющий, его помощник, ревизор и канцелярия, а вокружное входили надзиратель и его помощник, уезды могли быть разделены на участки для осуществления надзора помощниками надзирателя. Данное управление вполне можно назвать единоличным, отсюда от управляющего требовалось сосредоточение в своих руках значительной власти над всеми подчиненными, по этой причине он имел право на увольнение всех подчиненных лиц по собственному усмотрению. Для этого управляющим губернскими акцизными управлениями необходимо было обладать высокими профессиональными качествами, тем более что подчинение губернского акцизного управления происходило непосредственно Министерству финансов. Губернатор же имел в отношении акцизного управления только общие полномочия без вмешательства в распоряжения акцизного управления, которое зависело исключительно от Министерства финансов. Только лишь в случае явного беспорядка в акцизном управлении губернатор должен был донести Министерству финансов. Губернатор должен был должностным лицам акцизного управления оказывать содействие в использовании местных органов полиции, но в пределах инструкции Министерства финансов по взаимодействию с Министерством внутренних дел. «Таким образом, на местах все акцизы постепенно объединялись в ведение совершенно самостоятельных органов финансового управления, имевших своих представителей, как в губернии, так и в уездах». При этом необходимо отметить, что окладные сборы, в отличие от неокладных, не смогли приобрести самостоятельного положения в системе налогообложения Российской Империи.
Особого внимания заслуживает взимание сахарного акциза. Еще в 1860 г. была учреждена должность главного инспектора свеклосахарных заводов по акцизной части, обязанности которого определялись в Уставе об акцизе с сахарного песка туземного приготовления 1863 г. Главный инспектор следил за правильностью исчисления сахарного акциза свеклосахарного производства, фиксировал введение на сахарных заводах новых способов добывания сахарного песка, вел личный ежегодный контроль сахарных заводов с ведением статистики сахарного производства. В его распоряжении было 11 инспекторов, технолог и секретарь. Инспекторы в период работы сахарных заводов, заведовали определенными для них районами.
Казенные палаты следили за поступлением акциза и административных взысканий за нарушение Устава [11].
После передачи сахарного акциза в Департамент неокладных сборов местное управление осталось в неизменном виде до октября 1864 г., а с 1июля 1865 г. произошло упразднение должности главного инспектора сахарных заводов с введением местного управления по сбору сахарного акциза в общий состав акцизного управления, а 12 марта1874 г. рассмотрение дел по нарушениям устава о сахарном акцизе было возложено на управляющих акцизными сборами и снято с казенных палат. Необходимо заметить, что тоже произошло и в отношении табачного акциза.
В Уставе об акцизе с сахарного песка туземного приготовления 1863 г. были введены некоторые определенности по штатному управлению сахарным акцизом Департамента неокладных сборов.
Курское губернское акцизное управление включало все уезды Курской губернии и три волости Сумского уезда Харьковской губернии: Белопольская, Прорубская, Ворожбянская. До 1885 г. в состав Курского акцизного управления входили пять акцизных округов. А в июне 1885 г. один из округов был упразднен, но в тоже время был образован акцизный округ по надзору за 14–ю сахарными заводами. Разделение губернии на акцизные округа не всегда было экономически обоснованно. В одни акцизные округа входило большое количество подакцизных предприятий, а в другие меньшее. Исходя из этого, шло постоянное перераспределение предприятий между акцизными округами. В целях экономии по содержанию управленческого аппарата Главное управление неокладных сборов предписанием предложило ликвидировать окружные акцизные управления. Но губернское акцизное управление доказало необходимость их существования, произведя незначительную их реорганизацию.
Курское акцизное управление было одним из крупнейших управлений страны по объему работ. В 1909 г. под контролем курского акцизного управления находились 37 винокурильных заводов,дрожже-винокуренный завод, 23 сахарных завода, 11 спирто-очистительных, 10 пиво–медоваренных, 1 водочный, 8 фруктовых заводов, 3 табачных и 5 гильзовых фабрик. В целях разгрузки по огромному объему канцелярской работы было принято решение о ликвидации сахарного акцизного округа с 1 сентября 1909 г., а все дела по сахарной промышленности передать непосредственно губернскому акцизному управлению.
В связи с Первой мировой войной, круг обязанностей чиновников акцизного ведомства был значительно сокращен, правительство готовило реформу податного обложения, т.е. планировалось перейти от неокладных сборов к прямым налогам. Стоит отметить, что штат Курского акцизного управления оставался на прежнем положении, несмотря на призыв в Армию 38 служащих. А 1 ноября 1918 г. акцизная система согласно декрету СНК была ликвидирована.
Таким образом, мы видим, в России существовала довольно строгая система центральных финансовых органов. Взиманием прямых и косвенных налогов в конце XIX – начале XXв. занималась особая вертикальная структура административных органов во главе с Министерством финансов, включавших в себя департаменты по всем статьям государственного дохода[5].
1. Zakharov V.N., Petrov Yu.A., Shatsillo M.K. Istoriya nalogov v Rossii[Tekst] / V.P. Zakharov, Yu.A. Petrov, M.K. Shatsillo. – M.: «Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya» (ROSSPEN), 2001. – 296 s.
2. Kravtsova E.S. «Podatnye inspektory blizko stoyat k narodnomu karmanu, no ruki ikh chisty»: vzaimootnosheniya nalogoplatel´shchikov s podatnoy inspektsiey v Rossii na rubezhe XIX-XX stoletiy [Tekst] / E.S. Kravtsova. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii. – 2007. – № 4(10). – S.12–22.
3. Kravtsova E.S. Voprosy reformirovaniya instituta podatnoy inspektsii v Rossii v fevrale-oktyabre 1917 g. [Tekst] / E.S. Kravtsova. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina. – 2014. – №3. – T.4. – S. 210–219.
4. Kravtsova E.S. Istoriya sbora nalogov v Rossiyskoy provintsii na rubezhe XIX-XX stoletiy [Tekst] / E.S. Kravtsova. Kursk: Gos. obrazovatel´noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya «Kurskiy gos. med.un-t Federal´nogo agentstva po zdravookhraneniyu i sotsial´nomu razvitiyu». – 2007.
5. Kravtsova E.S. Modernizatsiya nalogovoy sistemy Rossii [Tekst] / E.S. Kravtsova. Avtoreferat dissertatsii na soiskanii uchenoy stepeni doktora istoricheskikh nauk. Yugo-Zapadnyy gosudarstvennyy universitet. – 2011.
6. Kravtsova E.S. Modernizatsiya nalogovoy sistemy Rossii: 1885 – 1917 gg. [Tekst] / E.S. Kravtsova. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni doktora istoricheskikh nauk. – Kursk, 2011.
7. Kravtsova E.S. Nalogi v Rossii v kontse XIX- nachale XX vekov (na primere Kurskoy gubernii) [Tekst] / E.S. Kravtsova. Dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata istoricheskikh nauk. – Kursk, 2003.
8. Kravtsova E.S. Nalogovaya sistema Rossii v kontse XIX – nachale XX v [Tekst] / E.S. Kravtsova. Prepodavanie istorii v shkole. – 2009. – №5. – S. 44–47.
9. Kravtsova E.S. Opyt organizatsii nalogovogo dela v Rossii v kontse XIX – nachale XX stoletiya [Tekst] / E.S. Kravtsova. Kursk: Gos. obrazovatel´noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya «Kurskiy gos. med.un-t Federal´nogo agentstva po zdravookhraneniyu i sotsial´nomu razvitiyu». – 2010.
10. Kravtsova E.S. Osobennosti nalogovoy sistemy Rossii na rubezhe XIX – XX vv. [Tekst] / E.S. Kravtsova. Prepodavanie istorii v shkole.
11. Kravtsova E.S. Problema funktsionirovaniya mestnykh finansovykh organov-kazennykh palat (konets XIX v. – 1918 g.) [Tekst] / E.S. Kravtsova. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. – 2014. – №6(116). – S.150–154.
12. Ministerstvo finansov. 1802–1902[Tekst]. T. I. – SPb.: Izd-e Minfina, 1902. – 640 s.
13. RGIA. F. 571. Op. 8. D. 14. L. 3 (ob.).
14. Tolkushkin A.V. Istoriya nalogov v Rossii[Tekst] / A.V. Tolkushkin. – M: HOMO FABER, 1997. – 231 s.