ON TERMINOLOGY: ARE THE CONCEPTS OF «PEDAGOGICAL TECHNOLOGY» AND «EDUCATIONAL TECHNOLOGY» IDENTICAL?
Abstract and keywords
Abstract (English):
Specifics of technological approach, underpinning current educational paradigm, are discussed. Also highlighted are terminological issues related to the notion of «technology», and an effort is made to distinguish and demarcate the concepts of «pedagogical » and «educational» as applied to the term «technology».

Keywords:
education, technological approach, pedagogical technology, educational technology.
Text

Начиная со второй половины ХХ в., в педагогический лексикон прочно входит понятие «технология». Однако до сих пор нет однозначной общепринятой трактовки данной категории. Существует множество терминов: «педагогические технологии», «дидактические технологии», «технологии в образовании», «технологии в обучении», «образовательные технологии». Более того, некоторые ученые и вовсе скептически относятся к использованию понятия «технология» в области образования. С.А. Смирнов и коллеги замечают: «Так как образование представляет собой совокупность двух процессов: обучения и воспитания, а термин «технология» к процессу воспитания на сегодняшний день неприменим, следовательно, сочетание «образовательные технологии» (или «технологии образования») использоваться не может. Тот же самый вывод можно сделать и по поводу широко применяемого сочетания «педагогические технологии» [8].

По мнению Т.А. Ильиной, понятие «педагогическая технология» необходимо рассматривать в синхроническом аспекте, данная категория включает в себя два круга вопросов: применение технических средств в учебном процессе и непосредственно организацию процесса. Иначе высказывается В.И. Боголюбов: «Трансформация термина — от “технологии в образовании” к “технологии образования”, а затем к “педагогической технологии” — соответствует изменению его содержания...» [11]. В словаре А.М. Новикова находим: «Педагогическая технология – система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной педагогической задачи. Технология обучения — см. Педагогические технологии» [5].

Тем не менее, несмотря на все противоречивые мнения, мы предприняли попытку развести понятия (основываясь на парадигмах технологического подхода) «педагогическая» и «образовательная» технология, хотя и с определенной долей условности. Оба термина используются в широком смысле.

Современная педагогическая действительность требует признания следующих фактов: целостного характера педагогических процессов и явлений; их обусловленности внутренними закономерными причинами; нелинейного, вероятностного характера протекания педагогического процесса; системного подхода к решению возникающих педагогических проблем. Приоритетным становится личностно-орентированное образование, ключевыми словами которого являются: «личность», «индивидуальность», «самореализация», «свобода выбора», «творчество», «инициативность», «самостоятельность».

References

1. Borytko N.M. Pedagogicheskie tekhnologii [Educational technologies]. Volgograd, VGIPK RO Publ., 2006. 59 p.

2. Guzeev V.V. Obrazovatel´naya tekhnologiya kak pedagogicheskiy fenomen [Educational technology as a pedagogical phenomenon]. Available at: http://www.gouzeev.ru/shell/technology.pdf/

3. Guzeev V.V. Obrazovatel´naya tekhnologiya: ot priema do filosofii [Educational technology: from reception to philosophy]. Moscow, Sentyabr´ Publ., 1996. 112 p.

4. Monakhov V.M. Metodologicheskie osnovy teorii pedagogicheskikh tekhnologiy [Methodological foundations of the theory of pedagogical techniques]. Available at: http://collegy.ucoz.ru/load/16-1-0-46/

5. Novikov A.M. Pedagogika: slovar´ sistemy osnovnykh ponyatiy [Pedagogy : a dictionary of basic concepts]. Moscow, IET Publ., 2013. 268 p.

6. Novikov A.M. Ponyatie o pedagogicheskikh tekhnologiyakh [Concept of pedagogical technologies]. Available at: http://www.anovikov.ru/artikle/pedtech.htm/

7. Obrazovatel´nye strategii i tekhnologii obucheniya pri realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v pedagogicheskom obrazovanii s uchetom gumanitarnykh tekhnologiy [Educational strategies and learning technologies in the implementation of competencebased approach in teacher education for humanitarian technology]. St. Petersburg, Publishing House of Russia State Pedagogical University named after A.I. Gertsen, 2008. 108 p.

8. Smirnova S.A. Pedagogika: pedagogicheskie teorii, sistemy, tekhnologii [Pedagogy: pedagogical theories, systems, technology]. Moscow, Academia, 2000. 512 p.

9. Davydov V.V. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: V 2 t. T. 2. M – Ya. [Russian Pedagogical Encyclopedia in 2 volumes. Vol. 2. M – Ya]. Moscow, Bol´shaya rossiyskaya entsiklopediya Publ., 1998. 672 p.

10. Subetto A.I. Sochineniya. Noosferizm: V 13 t. T. 6. Obrazovanie — vysshiy imperativ noosfernogo ili ustoychivogo razvitiya Rossii v XXI veke. Kn. 1 [Works. Noosferizm: In 13 volumes. Vol. 6. Education — the supreme imperative noosphere or sustainable development of Russia in XXI century. Book. 1]. St. Petersburg, Kostroma, Kostroma State University named after N.A. Nekrasova, 2008. 500 p.

11. Uman A.I. Tekhnologicheskiy podkhod k obucheniyu: teoreticheskie osnovy [Technological approach to learning: theoretical foundations]. Moscow Pedagogical State University named after V.I. Lenin, Orenburg State University. Moscow — Orel, 1997. 208 p.

Login or Create
* Forgot password?