The paper discussed how to optimize moral and spiritual upbringing of competent to-be specialists in the student environment. The potential of genealogy (family) as a means of character education, yet-uninvolved by the educational system, is considered. According to the author’s viewpoint, this potential helps to nurture morality and spirituality through scientifically grounded study of the family history in the context of National History. The author also explores the teaching aid and educational program named «A History of Family in the National History: genealogy in the higher school educational process» published by INFRA-M publishing house (2013).
history of family, continuity, genealogy, genealogical culture, value-genealogical approach, identity, identification, holistic educational environment.
Актуальность исследования условий развития компетентного специалиста в студенческой среде определяется важностью назначения сущностных характеристик наук естественного и гуманитарного циклов, определяемых в полном перечне специальностей (и кодов ОКСО), которые получают, обучаясь в российских высших и средних специальных образовательных учебных заведениях. Система образования в них определена совокупностью современных образовательных стандартов и программ, учреждений образования и органов управления ими [13]. Среди дисциплин гуманитарного цикла формирование генеалогической культуры личности на основе изучения истории семьи и поиска возможностей ее развития у современной молодежи XXI в. как одной из составляющих духовно-нравственного воспитания, а также самовоспитания, в этой системе практически в расчет не принимается. За важностью сциентической направленности, ориентированной на получение учащимися знаний основ наук, не следует ослаблять ориентацию на воспитание в определении понятия «образование», трактуемого в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и предопределяемого как один из важнейших принципов государственной политики. И тем более когда этот принцип воспитания нацелен на «гуманистический характер образования, на приоритеты жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитания взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования» [13].
В условиях экспоненциально развивающейся цивилизации, когда экономику считают главенствующей во всей остальной жизни людей, усугубляется недопонимание подлинной роли гуманизации образования, а целенаправленное воспитание «уходит» из-под контроля образовательных учреждений, и учащимся предоставляется совершенствовать свои личностные качества по собственному усмотрению и желанию или, в лучшем случае, по рекомендациям и наставлениям института семьи. Среди многих аспектов воспитания в студенческой среде необходимость развития генеалогической культуры, почитания своего родства, осознания роли преемственности поколений часто декларируются, однако эта проблема остается одной из неизученных, трудоемких и неразработанных. И это несмотря на то, что психика Homo sapiens не может обойтись без памяти о прошлом. И, как справедливо отмечает С.М. Каштанов, «для человека противоестественно выкинуть из сознания все прошлое, свое, чужое, и жить только текущим моментом» [11, с. 25].
1. Zimovina O.A. Teoreticheskie osnovy individualizatsii obucheniya [Theoretical Foundations of individualization of learning]. Sochi, IOT RAO Publ., 2007. 189 p.
2. Izvekov I.N. Genealogicheskaya kul´tura i ee rol´ v identifikatsii molodezhi Rossii [Genealogical culture and its role in the identification of young people in Russia]. Sotsial´no-gumanitarnye issledovaniya i tekhnologii [Socio-Humanitarian Research and Technology]. 2012, no. 1, pp. 23–26.
3. Izvekov I.N. Genealogicheskiy fenomen identifikatsii lichnosti [Genealogical phenomenon identification]. Narodnoe obrazovanie [Public Education]. Moscow, 2011, no. 4, pp. 128–137.
4. Izvekov I.N. Genealogiya v sovremennom uchebnom protsesse: metodologiya kursa «Istoriya sem´i» [Genealogy in the modern educational process: methodology course «History of the family»]. Novgorod, Publ. of Novgorod State University named after Yaroslav Mudryy, 2008. 180 p.
5. Izvekov I.N. Istoriya sem´i v istorii Otechestva: genealogiya v uchebnom protsesse vysshey shkoly [Family history in the history of the country: the genealogy in educational process of higher education]. Moscow, INFRA-M Publ., 2013. 169 p. Available at: http://www.Znanium.com. DOI: 10.12737/1072.
6. Izvekov I.N. Poznay svoyu sem´yu [Know your family]. Narodnoe obrazovanie [Public Education]. Moscow, 2008, no. 5, pp. 236–240.
7. Izvekov I.N. Sistema nravstvennogo vospitaniya shkol´nikov: genealogicheskiy aspekt [System of moral education in schools: the genealogical aspect]. Filosofiya obrazovaniya [Philosophy of Education]. Novosibirsk, 2008, no. 3, pp. 157–163.
8. Izvekov I.N. Formirovanie genealogicheskoy kul´tury starsheklassnikov v tselostnoy obrazovatel´noy srede sem´i i shkoly [Formation of genealogical culture of senior pupils in a holistic educational environment of family and school]. Sochi, IOT RAO Publ., 2011. 320 p.
9. Izvekov I.N., Zimovina O.A. Razvitie genealogicheskoy kul´tury uchashcheysya molodezhi [Development genealogical culture of students]. Professional´noe obrazovanie v sovremennom mire [Vocational education in the modern world]. Novosibirsk, 2014. Available at: www.nsau.edu.ru/profed/
10. Kalistratova E.A. Posobie po sostavleniyu rodosloviya [Manual on compilation of genealogy]. Ekaterinburg, UIRO Publ., 2007. 100 p.
11. Kashtanov S.M. Apologiya istorii. Vspomogatel´nye istoricheskie distsipliny v sovremennom nauchnom znanii [Apology history. Auxiliary historical discipline in the modern scientific knowledge]. Materialy XXV Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. V 2 ch. Ch.1. [Proceedings of XXV International Scientific Conference. In 2 parts. Part 1]. Moscow, RGGU Publ., 2013.
12. Krasko A.V. Shkola prakticheskoy genealogii [School of Practical Genealogy]. St. Petersburg, 2013. 176 p.
13. Federal´nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ «On Education in the Russian Federation»]. Moscow, 2012.