Kikotya Moscow University of the Ministry of Internal Affairs (Department of Preliminary Investigation, Associate Professor)
Moskva, Moscow, Russian Federation
Article is devoted to the analysis of a technique of psychological forecasting of progress of training of cadets in the educational organizations of Defense agency of the Russian Federation. As basic diagnostic tools the Professional-psychological questionnaire was approved. Statistically significant interrelation with estimates for progress on various subject matters is established with such scales of a questionnaire as «Persistence – Conformality» and «Dominance – Subordination». Diagnostic regulations are determined by the corresponding indicators of a technique. It is reasonable to apply results of scientific research in case of professional psychological candidate screen on military service (training).
professional-psychological questionnaire, cadet, academic progress, psychological forecasting, professional psychological selection, diagnostic scale.
Современная психодиагностика применяется для решения широкого круга военно-профессиональных задач. Сфера ее приложения простирается от профотбора, до оценки актуального психоэмоционального состояния военнослужащих в процессе несения службы и ведения боя, при реабилитации и коррекции личности, решения профилактических задач.
Актуальным является разработка и адаптация диагностических методик для использования в профессиональном психологическом отборе кандидатов на обучение по программам среднего профессионального образования образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации. Фактически речь идет о перспективной оценке (прогнозировании) академической успеваемости и потенциале личностного развития курсантов, а также будущей пригодности к военной службе (в т.ч. психологической). Действительно, опора на определённые личностные особенности в подготовке будущих воинов позволяет осуществлять целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на обучающегося, оптимизировать процесс профессионального становления специалиста [8, С. 33-34; 9, С. 45-49].
Для решения научно-исследовательской задачи нами был проведен анализ возможностей диагностического инструментария для использования в профессиональном психологическом отборе кандидатов на военную службу (обучение). Критериями сравнительного анализа характеристик диагностических методик явились:
- Новизна методик, что проявлялось бы в их ограниченном распространении, не представленности в Internet среде.
- Высокие психометрические характеристики диагностического инструментария.
- Наличие измерительных шкал, в первом приближении пригодных для оценки академической успеваемости и потенциале личностного развития курсантов, нормативности поведения, а также будущей пригодности к военной службе. При этом диагностическому измерению нет необходимости подвергать интеллектуальные характеристики обучающегося, поскольку их связь с успеваемостью очевидна, а соответствующие методики (например, тесты Векслера, Амтхауэра, Равена и др.) широко применяются в психодиагностической практике военного психолога.
- Внеклиническая направленность диагностических методик.
Среди многообразия диагностического инструментария [1, 2, 5, 10] был выделен Профессионально-психологический опросник В.Е. Петрова [3, 4]. Теоретико-концептуальной основой создания этого опросника, по мнению автора, является парадигма психодиагностической оценки соответствия профессионально важных качеств личности работника (сотрудника) требованиям профессии для успешной реализации им трудовых функций [3, C. 4]. Основу психодиагностического измерения с помощью указанной методики составляет изучение профессиональной психологической пригодности как производной от паттерна индивидуальных особенностей личности человека [4, С. 4], что делает возможным использовать его для психодиагностической оценки военнослужащих.
Методика формирует систему психодиагностических показателей (шкал) из десяти базовых измерений индивидуально-психологических особенностей личности, определяющих успешность профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия [3, C. 10]. При этом по критерию интернезависимости диагностических конструктов девять шкал являются исходными («Общительность - Замкнутость», «Доминантность - Подчиненность», «Ответственность - Безответственность», «Эмоциональная стабильность - Неуравновешенность», «Нормативность - Делинквентность», «Гибкость - Ригидность», «Трудолюбие - Леность», «Настойчивость - Конформность», «Доброжелательность - Конфликтность»), одна («Активность - Пассивность») - производной (т.е. не имеет собственных диагностических утверждений). По мнению В.Е. Петрова [4], выбор данных показателей для психодиагностического измерения был обусловлен их значимостью при решении большинства прикладных задач психологического отбора, подбора и расстановки персонала (т.е. оцениваемые индивидуально-психологические характеристики актуальны для изучения личности в профессии).
В рамках адаптации указанной методики для задач профотбора в образовательные организации Минобороны России в 2016 году нами было проведено научное исследование, в котором приняло участие 63 курсанта Военного университета (все мужчины). Средний возраст участников эксперимента 20,9 лет. Валидных протоколов обследования по методике Профессионально-психологический опросник оказалось 47 штук. Результаты диагностики сравнивались со средними значениями академической успеваемости за 2-3 курсы обучения. Статистическая достоверность оценивалась с помощью критерия линейной корреляции Пирсона (табл. 1). Подобный математико-статистический аппарат применялся в предположении о нормальности распределения соответствующих диагностических показателей, а также их независимости от академической успеваемости.
Таблица 1
Сведения о корреляции шкал Профессионально-психологического опросника с академической успеваемостью курсантов
* - уровень значимости 0,05;
** - уровень значимости 0,01.
Статистически значимые результаты проведенного психологического исследования следующие:
- Успешность обучения находится в прямой зависимости от такой личностной характеристики как настойчивость (шкала Af), которая связана со способностью курсанта двигаться в выбранном направлении (усвоении профессионального знания), несмотря на возникшие препятствия, помехоустойчивостью его личности.
- Академическая успеваемость во многом определяется степенью выраженности у курсантов властности, самостоятельности, независимости, настойчивости, напористости, упрямства. Эти индивидуально-психологические особенности диагностируются по шкале Dm «Доминантность - Подчиненность». Полагаем, что стремление индивида занять лидирующее положение отражается не только в социальной группе, но и в обучении. В известной степени можно утверждать, что лидеры во взводах - это достаточно успешные курсанты.
Таким образом, шкалы Af и Dm позволяют прогнозировать успешность обучения курсантов, а по ним можно осуществлять психологический отбор.
Для практического применения методики в образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации в ходе исследования были определены соответствующие диагностические нормы (табл. 2).
Таблица 2
Нормативные данные Профессионально-психологического опросника для курсантов Военного университета
(в сравнении с выборкой стандартизации В.Е. Петрова [3, С. 20])
Примечание:
* - уровень значимости 0,05;
** - уровень значимости 0,01.
Значимые отличия в разработанных нами нормативных данных (в сравнении с нормами В.Е. Петрова) были установлены по таким шкалам как «Доминантность - Подчиненность» (Dm), «Нормативность - Делинквентность» (Lw), «Доброжелательность - Конфликтность» (Pc). Курсанты Военного университета по сравнению с генеральной совокупностью выступают более доминантными, категоричными и склонными к соперничеству, гибкими по отношению к соблюдению социальных норм. Можно считать приведенные нормы профессионально-ориентированными на военную службу.
Диагностируемые параметры целесообразно интегрировать в систему морально-психологического обеспечения военной службы, психологической работы с личным составом [7]. Результаты можно использовать при оказании консультативной помощи курсантам в ситуациях неуспеваемости или при наличии проблем дисциплинирования [6]. Приложение методики расширяется возможностями оценки совместимости обучающихся и их профориентации. Психологические заключения на курсантов послужат основой работы, как профессорско-преподавательского состава, так офицеров курсового звена и воспитателей.
Таким образом, результаты психологического исследования по изучению возможностей применения Профессионально-психологического опросника в качестве методики психологического отбора кандидатов на обучение по программам среднего профессионального образования образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации позволяют совершенствовать технологии отбора на военную службу (обучение), а также повысить качество подготовки. Профессионально-психологический опросник можно рассматривать как высокоэффективный инструментарий диагностики личности военнослужащих.
1. Akimova M.K., Gurevich K.M. Psihologicheskaja diagnostika: ucheb. dlja vuzov [Psychological diagnostics: studies. for higher education institutions]. SPb: St. Petersburg Publ., 2008. 652 p.
2. Burlachuk L.F. Slovar´-spravochnik po psihodiagnostike [The dictionary reference on psycho diagnostics]. SPb.: St. Petersburg Publ., 2007. 686 p.
3. Petrov V.E. Professional´no-psihologicheskij oprosnik: metodika diagnostiki, tehnologija primenenija: uchebno-metodicheskoe posobie [Professional-psychological questionnaire: diagnostics technique, technology of application: educational and methodical benefit]. M.: ABSOLUTE group Publ., 2009. 32 p.
4. Petrov V.E. Professional´no-psihologicheskij oprosnik: metodika i tehnologija diagnostiki lichnosti: uchebno-metodicheskoe posobie [Professional-psychological questionnaire: technique and technology of diagnostics of the personality: educational and methodical benefit]. Domodedovo: VIPK Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010. 41 p.
5. Petrov V.E. Psihologicheskaja diagnostika: uchebnoe posobie [Psychological diagnostics: education guidance]. Domodedovo: VIPK Ministry of Internal Affairs of Russia, 2008. 365 p.
6. Petrov V.E., Maltseva T.V. Psihologicheskoe konsul´tirovanie sotrudnikov organov vnutrennih del: monografija [Psychological consultation of staff of law-enforcement bodies: monograph]. Domodedovo: VIPK Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013. 168 p.
7. Petrov V.E., Smetanin N.V. Osnovy organizatsii psikhologicheskogo obespecheniya professional´noy deyatel´nosti: monografiya [Fundamentals of psychological maintenance of professional activity: a monograph]. M .: Absolut Group Publ., 2010. 72 p.
8. Petrov V.E., Kharitidi D.P. The dynamics of personal formation of law students in preparation for professional activity // Psikhopedagogika v pravookhranitel´nykh organakh [Psychopedagogics in law enforcement agencies] / Omsk Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia. Omsk, 2013. № 1 (52). pp. 33-37. (in Russian).
9. Sepiashvili E.N., Maltseva T.V. Рsychological and pedagogical problems of formation of managerial personnel reserve \\ Nauchnye issledovanija i razrabotki. Social´no-gumanitarnye issledovanija i tehnologii [Research and development. The social and humanitarian research and technology]. 2016. T. 5. № 2. pp. 45-49 (in Russian).
10. Sobchik L.N. Psihodiagnostika v proforientacii i kadrovom otbore [Psychodiagnostics in career guidance and personnel selection]. SPb.: Speech Publ., 2002. 72 p.