PLOT AND ROLE-PLAY AS A TOOL FOR FORMING A PICTURE OF THE WORLD OF PRESCHOOLERS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the influence of role play on the formation of the world picture preschoolers. The peculiarities of role play are considered. The article listed the names of prominent scientists involved in issues of pretend play and its impact on the formation of the world picture preschoolers. The importance of introducing children to a variety of occupations is revealed: basic and modern. The article presents a creative project consisting of three blocks: the preparatory, practical and final. In each of the blocks the author describes one option for this project. The project aims to broaden the children´s horizons and the formation of generalized representations about the adults and their professions. The project provides guidance for teachers and/or parents to implement it. The recommendations include: conducting workshops for parents, creating trade area group of the kindergarten, the home of the parents with children.

Keywords:
role-playing game, picture of the world, creative project, picture of the world of preschoolers, the children about professions.
Text

Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является формирование у ребенка целостной картины мира. Картина мира – это система сведений, знаний, представлений о мире, и его различных сферах [3, с.91–92]. Уже в младшем дошкольном возрасте дети учатся взаимодействовать с окружающим миром, с взрослыми и ровесниками, тем самым накапливая сенсорный опыт, который в будущем поможет им определять свойства и качества различных предметов и явлений. А главным средством взаимодействия детей с взрослым миром является сюжетно-ролевая игра – она является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Сюжетно - ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которого они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения [1, с. 45–100].

Многие ученые, занимающиеся проблематикой сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте, трактуют ее как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых. Здесь стоит отметить такие имена, как Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Макаренко А.С,  К.Д. Ушинский,  И.А. Сикорский, Н.К. Крупская и др.

К особенностям сюжетно-ролевой игры относят: своеобразную структуру – наличие в ней воображаемой ситуации (сюжета), которая раскрывает содержание игры, т.е. характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. В ходе сюжетно-ролевой игры ребенок осваивает моральные нормы, мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к труду, к людям, вещам. В игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе, а также расширяется общий кругозор и развивается эмоциональная сфера ребенка.

Одной из основных форм деятельности человека является профессиональная деятельность. Выдающийся педагог А.С. Макаренко, в своих «Лекциях о воспитании детей», пишет: «Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» [2, с. 42]. Он считал, что каков ребенок в игре, таков он будет и в работе.

Знакомя детей с профессиями взрослых людей, важно обозначить какой вклад человек определенной профессии вносит в жизнь других людей и что любая деятельность человека имеет результат. Дошкольники, играя во взрослых, подражая их профессиональной деятельности, формируют свою собственную картину мира. Чем глубже знания детей о профессиях и их назначении, тем шире их кругозор.

В рамках нашего исследования, был разработан проект «Моя любимая профессия». Данный проект был ограничен во времени (7 дней). В его основе лежала творческая деятельность участников. Участниками проекта были: дети старшего дошкольного возраста (10 чел.), родители (10 чел.) и педагог. Проект был проведен в начале учебного года.

Целью проекта являлось расширение кругозора детей с помощью сюжетно-ролевых игр. Задачи были таковы: расширение кругозора детей, определение значимости профессий; обогащение словаря; развитие диалогической речи; формирование обобщённых представлений о труде взрослых; самостоятельное создание игровой обстановки; формирование умения играть по собственному замыслу; поощрение творческих проявлений в сюжетно-ролевых играх о профессиях, изо и других видах деятельности.

Описание проекта: в течение тематической недели, посвященной профессиям, педагог, рассказывает детям о значимости различных сфер деятельности человека, организует сюжетно-ролевые игры, совместно с детьми составляет рассказы, загадки, разучивает стихи. Педагог задает темы для сюжетно-ролевых игр, а дети придумывают сюжеты, исходя из своего личного опыта, впечатлений и понимания окружающего мира и отношения к нему.

Проект осуществляется в три этапа. На первом, подготовительном, этапе изучалась литература о профессиях; проводилось родительское собрание, на котором родителям было дано задание – рассказать дома ребенку о своей профессии; подобрать наглядный материал, под ним понимаются: презентации, изображения представителей определенных профессий. Также были подобраны сюжетно-ролевые игры, загадки и стихи о профессиях.

На втором, практическом, этапе проводились мероприятия по реализации проекта: Во-первых, была проведена предварительная беседа с детьми о профессиях, в рамках которой выяснялись предпочтения детей в той или иной профессии. Во-вторых, детьми были составлены рассказы об их любой профессии. В-третьих, дети составляли загадки и разучивали стихи. Итогом данного этапа являлось: создание уголка профессий с рисунками детей. Также были организованы сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Дорожное движение», «Космос», «Пожарные», «Полицейские», «Юные архитекторы», «Кондитерская».

На третьем, завершающем, этапе была организована итоговая беседа. Целью этой беседы было выяснить, сформировалось ли у детей полноценное представление о труде взрослых, об определённых профессиях и о результатах деятельности представителей той или иной профессии.

Предполагаемые итоги реализации проекта: проявление уважительного отношения к труду взрослых; умение определять основные профессии по их описанию; умение брать на себя роли и придерживаться их; умение самостоятельно придумывать сюжет игры в соответствии с заданной темой воспитателя; углубление знаний детей о профессиях.

Результаты проекта: родители и педагоги довольны реализацией проекта, дети проявляют уважительное отношение к представителям всех профессий, имеют целостный взгляд на труд взрослого человека, с помощью воспитателя, дошкольники могут составить связный, последовательный рассказ, благодаря использованию сюжетно-ролевых игр, дети могут самостоятельно придумать сюжет, умеют брать на себя различные роли и придерживаться игровой ситуации.

Подводя итог, стоит отметить, что ребенку дошкольного возраста необходимо наглядно показать социальный, взрослый мир «изнутри», чтобы он мог самостоятельно прочувствовать его и таким образом обогатить свой сенсорный опыт. В современном обществе ребенок сталкивается не только с базовыми профессиями (повар, парикмахер, врач, полицейский и т.д.), а также и с новыми профессиями, такими как: мастер маникюра, офис-менеджер, стилист и пр., поэтому важно познакомить ребенка с как можно большим количеством профессий.

Для успешной реализации нашего проекта, следует учесть рекомендации: информация, полученная детьми в ходе нашей работы, должна быть закреплена, и повторена 3-5 раз в течение учебного года. Необходимо провести мастер-классы с родителями для их дальнейшей работы с детьми дома. Могут быть организованы уголки «профессий» в группе детского сада, которые будут содержать информацию, доступную и интересную для детей дошкольного возраста. Также может быть организован поход в детскую библиотеку на тематическую экскурсию.

References

1. Krasnoschekova ТюМ. In. Role play for children of preschool age, the / Phoenix, 2006.

2. Makarenko, A.S. Lectures on the education of children. General conditions of family education: a Training manual / Knowledge 1984.

3. Azimov E.G., Shchukin A.N. A new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of language training). — M. / ICARUS. 2009.

4. Aksenov, Y.A. picture of the world order in drawings of children and adults /world Model. Moscow: Russian Association for artificial intelligence, 1997. -P. 181 -194.

5. Alyamovsky V., kas´yan A. the world and the children! //Hoop. 1995

6. Vinogradova N.F. Theoretical and methodological basis of acquaintance of children of senior preschool age with the world: Dis. .d-raped.Sciences.-M., 1994.

7. Vinogradova N.F., Kulikova T.A., Children, adults and the world around them. M.: Education, 1993.

8. Valitskaya A.P. a New school of Russia: the cultural model: the Monograph

9. Ushinsky K.D. Selected Works. PED.Op. M., 1968.P. 164.Yugai, G. A., the Dialectic of part and whole in nature. M., 1966. - 31s.

10. Rubinstein S.L. Problems of General psychology. – M., SPb. PETER.:2003

11. Sukhomlinsky V.A. I give my Heart to children. Kiev: Radyans´ka SHKOLA, 1985.

12. Lykov I.A. Strategy of development of the aesthetic attitude to the world in graphic activity of preschool children: dissertation abstract of Dr. PED.N. M., 2009.54 C.

13. Anikeeva N.P. Education game. M.: Education, 1987.

14. Bure R.S. Education in the learning process in the classroom in kindergarten. – M.: Pedagogy, 1981.

15. Volkov B.S., Volkova N. In. Methods for the study of the psyche of the child. – M., 1994.

16. Mukhina V.S. "Visual performance as a form of assimilation of social experience", M., 1981.

17. Markova T.A..children in the family: Issues of theory and methods – M., 1979.

18. Paramonova L.A., Ushakova O.S. the Education and training of children of the 6th year of life. / M., 1987.

19. Vygotsky PS Game and its role in the mental development of the child. // Questions of psychology. 1996. No. 6.

20. P.Y. Galperin, D.B. Elkonin, Zaporozhets, A.V. the theory of Jean piaget about the development of children´s thinking. The afterword to the book by D. Flavella "Genetic psychology of Jean piaget".M., 1967.

21. Mendzheritskaya D.V. Educator on the children´s game / edited by T. A. Markova. – M., 1982-145.

22. Mendzheritskaya D.V. Education of children in the game.- M.: Education, 1979-175с.

23. Mikhailenko N.I., Korotkova N..The organization of the plot of the game in kindergarten. – M., 1997-127.

24. Mikhailenko N.I. Pedagogical principles of organizing the plot of the game. // Pre-school education – 1989-No. 4-23-29

25. Petrovsky V.A., Klarina L.M., Slavina L.A., Strelkova L.P. Construction of educational environment in preschool // Preschool education in Russia. – M., 1993-87.

Login or Create
* Forgot password?