Тoday the development of competitive agro-industrial complex is influenced by many factors external and internal environment, including the global, however, played a leading role, of course, human capital – namely its quality potential is a reflection of the results of reforms in any sector of the economy. Modernization and further development of agro-industrial complex of Russia on an innovative model that meets the requirements of a socially-oriented competitive economy, involve primarily the introduction in agriculture of such principles of the innovation economy, which are closely interrelated and interdependent levels of human capital.
human capital agriculture, sustainable development, green economy, ecological economy, innovative economy, human capital development, professional competence, anticipatory competence development for personnel in agriculture.
В современном мире глобализация становится основной тенденцией, которая активно, но неоднозначно, формирует процессы на уровне мирового пространства в целом, в отдельных странах, в том числе и в России. Мир превращается в единое экономическое пространство. Национальные экономические проблемы ориентируются на глобальный, мировой уровень. Это предоставляет дополнительные возможности распространения инноваций, стандартов и норм, а также лучших мировых образцов социально-экономических практик.
В условиях перехода экономики к инновационному развитию одним из решающих факторов повышения его эффективности и конкурентоспособности становится формирование новой системы кадрового обеспечения сельского хозяйства [3].
В настоящее время человечество вышло на очень важный рубеж в своей истории, требующий смены парадигмы экономики в части ее структуры и функционирования. Необходим переход на новую ступень материальной культуры, совместимой с быстро оскудевающим природным потенциалом планеты.
С учетом того, что кадровая политика является системообразующим элементом любой экономики, она, в первую очередь, должна претерпеть серьезные качественные изменения.
В последние два десятилетия в мировой экономике сформировалось новое направление – «зеленая» экономика или экологическая экономика (Green economics, Ecological economics), которая способна обеспечить устойчивое развитие всем странам и помочь спасти человечество от кризиса в экологии, что положительно отразится и на многих других сферах общества. На Всемирном экономическом форуме в 2009 г. был взят новый курс на зеленую экономику как единственный путь развития, обеспечивающий решение глобальных проблем.
Переход от традиционной модели экономического роста к «зеленой» экономике – это общемировой тренд, определяющий устойчивость развития не только отдельных национальных экономик, но и всей планеты в целом. При этом «Зеленый рост» означает стимулирование экономического роста и развития, при сохранении природных активов и бесперебойном предоставлении ими ресурсов и экосистемных услуг, от которых зависит наше благополучие.
«Зеленый рост» позволит ускорить инвестиции в инновации, которые приведут к возникновению экономических возможностей, в том числе, для формирования новых профессиональных компетенций специалистов всех отраслей и АПК в особенности.
Так, например, в рамках национальной технологической инициативы в настоящее время происходит становление рынка Фуднет (рынок персонализированного питания) как глобально конкурентоспособной отрасли российской экономики с высоким уровнем концентрации российских предприятий-лидеров и высокотехнологичными товарами и услугами, пользующимися значительным спросом со стороны зарубежных экономик; отрасли с высоким уровнем развития человеческого капитала, включая показатели производительности труда и включенность в мировой рынок труда, и с высоким качеством государственной и частной инфраструктуры и институтов. В рамках рынка Фуднет формируются такие рыночные сегменты, как: «Индивидуальное персонализированное питание», «Современная селекция», «Альтернативные источники сырья», «Точное земледелие», «Органическое земледелие». Безусловно, это повлечет за собой необходимость накопления человеческого капитала, соответствующего растущим потребностям в компетенциях в области разработки и производства высокотехнологичных товаров и услуг.
Вопросы бережного природопользования и экологической безопасности, а также необходимость «зеленого» роста все чаще поднимаются в России на самом высоком уровне. При этом обосновывается тезис, что «зеленая экономика» является важным средством для достижения устойчивого развития. Становится очевидным, что переход к «зеленой экономике» неизбежен, и предполагает комплексность и взаимосвязанность проводимых в регионах страны мер, что особенно касается сферы сельского хозяйства, как базового элемента зеленой экономики [1].
«Концепция "зеленой" экономики не заменяет собой концепцию устойчивого развития, однако сейчас все более распространено признание того, что достижение устойчивости почти полностью зависит от создания правильной экономики» [1].
По версии Комиссии Брундтланд (Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию (WCED)), которая чаще всего используется в качестве базовой в литературе и документах, устойчивое развитие – это такое развитие, при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».
Всемирный банк предложил свое, более «экономическое» определение, которое предполагает, что устойчивое развитие – это процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Т.е. устойчивое развитие включает в себя как экономическую и экологическую, так и социальную устойчивость, которая достигается путем рационального управления физическим, природным и человеческим капиталом [6].
Та же Комиссия Брундтланд утверждает, что «зеленая» экономика – это такая экономика, «которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее обеднение».
Более «практическая» версия определения предложена ЮНЕП: «зеленая» экономика – это экономика, в которой «рост доходов и занятости обеспечивается государственными и частными инвестициями, уменьшающими выбросы углерода и загрязнение, повышающими эффективность использования энергии и ресурсов и предотвращающими утрату биоразнообразия и экосистемных услуг» [1].
По нашему мнению концепции устойчивого развития и «зеленой» экономики очень хорошо дополняют друг друга, формируя новый комплексный подход к решению проблем экономического развития на современном этапе.
По мнению Родионовой И.А., Липиной С.А. [4] (зелёная экономика в России: модель и прогнозы развития // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-24. – С. 5462-5466), основной принцип моделирования ситуации в процессе развития «зеленой» экономики определяется, как проектируемая система, которая должна обеспечить сбалансированное взаимодействие главных приоритетных «зеленых» секторов, определяющих суть модернизации, как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды (экологической безопасности). При этом эффективность данной модели характеризуется социально-экономическими и экологическими последствиями ее реализации с учетом результативности экономических механизмов обеспечения перехода к «зеленой» экономике и расходования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Безусловно, что на формирование конкурентоспособного агропромышленного комплекса влияет множество факторов внешней и внутренней среды (природные, экономические, технологические и др.), в том числе глобальные, однако ведущая роль отводится, несомненно, человеческому капиталу – именно его качественный потенциал служит отражением результатов преобразований в любой отрасли экономики.
Мы считаем, что сегодня роль человеческого капитала в сельском хозяйстве недооценена. Об этом свидетельствует и то, что на государственном уровне нормативный правовой акт, определяющий кадровую политику в отрасли (Постановление Правительства РФ
от 10 февраля 2000 г. № 117 «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса») последний раз принимался в самом начале текущего века.
Последнее десятилетие охарактеризовано постоянно ускоряющимся технологическим прогрессом, который повлек за собой смену тенденций развития: от экономики, основанной на материальных активах, к экономике знаний, при которой компании сфокусированы не на продукте, а на знаниях. В новой экономике более успешными окажутся предприятия с высоким и устойчивым интеллектуальным капиталом, который является неотъемлемой частью человеческого капитала.
Если первоначально под человеческим капиталом понималась лишь совокупность инвестиций в человека, повышающая его способность к труду – образование и профессиональные навыки, то сегодня человеческий капитал понимается более широко. Это интенсивный производительный фактор экономического развития, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития. При этом человеческий капитал имеет решающее значение для становления инновационной экономики и приобретает определяющую, формирующую и ведущую роль.
Модернизация и дальнейшее развитие агропромышленного комплекса России по инновационной модели, отвечающей требованиям социально-ориентированной конкурентоспособной экономики, предполагают в первую очередь внедрение в АПК таких принципов инновационной экономики, которые тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены уровнем развития человеческого капитала [5].
Монографические исследования А.В. Козлова свидетельствуют о том, что значительная часть молодых специалистов на сегодняшний день не удовлетворяют минимальным требованиям производства, по причине низкого уровня профессиональной подготовки и, по мнению работодателей, их квалификацию невозможно повысить в рамках системы внутрифирменного образования. Так, 83% руководителей сельскохозяйственных организаций Тверской области отметили невысокий уровень специальных знаний и практически полное отсутствие навыков и умений молодых специалистов для работы в условиях инновационного развития экономики. В Самарской области результаты аналогичного опроса – более оптимистичные. Здесь о неудовлетворительном уровне подготовки выпускников системы высшего и среднего профессионального образования указывают менее 20% руководителей. Средний уровень их подготовки отмечают около 10% руководителей в обеих областях [3].
Каким должен быть человеческий капитал АПК, чтобы отвечать требованиям «зеленой» экономики, инновационной экономики и экономики знаний? Какие условия необходимы для формирования человеческого капитала в АПК с высокими качественными характеристиками?
Очевидно, что в обозначенном инновационном курсе развития АПК человеческому капиталу объективно отводится ключевая роль. Однако на современном этапе развития АПК России человеческий капитал скорее находится в кризисном состоянии, нежели является фактором роста конкурентоспособности в данной отрасли экономики.
В агропромышленном комплексе за последние годы накоплен огромный дефицит квалифицированных кадров. При этом ежегодно в России аграрные вузы только по очной форме обучения заканчивают 30 тыс. чел. Но на село из них едут работать не более трети. Дефицит кадров в сельском хозяйстве – проблема международная. А для Росси при этом характерна диспропорция в вопросе воспроизводства сельскохозяйственных кадров: количество подготовленных специалистов превышает потребность, а вакансии так и остаются не занятыми. Причины этого явления неоднозначны, и требуют отдельного тщательного исследования, результаты которого приведут нас к выводу о необходимости пересмотра принципов формирования человеческого капитала, обусловленных современными экономическими вызовами.
Сельское хозяйство в силу своих особенностей имеет значительно больше рисков, чем любая другая отрасль экономики. Для осуществления нормальных воспроизводственных процессов наличие этих рисков создает неблагоприятные условия, снижает устойчивость их осуществления. При этом рост населения и улучшение структуры и качества питания, и удовлетворение других потребностей за счет продукции сельского хозяйства ведет к увеличению объемов спроса на его продукцию. Следовательно, в долгосрочном аспекте наблюдается устойчивая тенденция роста объемов спроса на сельскохозяйственную продукцию. Существование указанной тенденции предполагает, что воспроизводство, в том числе кадровое, в сельском хозяйстве должно быть расширенным.
Таким образом, сегодня необходимо решать не только проблему кадрового голода в сельском хозяйстве, но и в контексте смены парадигмы экономики в целом нужно четко представлять стратегию смены парадигмы подготовки кадров для АПК, взявшего курс инновационного развития, в том числе с учетом принципов инновационной экономики.
В этой связи, абсолютно справедливо утверждение А.Ф. Дорофеева [2] о необходимости изменения стереотипов мышления, обоснование необходимости развития новых методологических концепций и теорий развития аграрного рынка, под воздействием комплекса противоречивых внешних и внутренних факторов. А также предложение по изменению философии развития мышления преподавателей и студентов аграрных вузов через формирование новых организационных структур учебно-производственного процесса, непрерывно качественно развивающегося под воздействием внешней среды образовательного учреждения.
Новая система образования и подготовки кадров, должна быть опережающей, ориентированной на перспективную модель развития АПК и формировать профиль компетенций, который позволит работникам сохранять конкурентоспособность на рынке труда.
Однако необходимо отметить, что процесса модернизации в системе аграрного образования недостаточно для обеспечения формирования новой модели развития АПК. Сегодня должны поменяться базовые принципы подготовки специалистов, которые достаточно быстро смогут обеспечить развитие прорывных направлений в агропромышленном комплексе.
Сдвиги в столь консервативной сфере, как образование, во многом связаны с пониманием будущего облика АПК, соответствующей структуры рынков и источников конкурентоспособности компаний, которые, в свою очередь, будут предъявлять спрос на знания и компетенции для достижения и удержания значимых рыночных позиций.
Так при подготовке прогноза научно-технологического развития АПК России на период до 2030 г. разработчиками (ВШЭ) рассматривалось два сценария научно-технологического развития АПК России, которые различаются на дальнем горизонте прогнозирования: сценарий «Насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными отечественными продуктами» и сценарий «Россия – мировой поставщик продуктов питания высокой глубины переработки».
Сценарий насыщения внутреннего рынка конкурентоспособными отечественными продуктами, предполагает, что отдельные вузы при взаимодействии с крупнейшими агрохолдингами способны готовить высококвалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями, а отдельные научные организации обладают достаточно квалифицированными исследовательскими кадрами для ведения коммерческой деятельности при условии защиты от иностранной конкуренции. Опережающее формирование компетенций кадров в АПК, в том числе для эффективной локализации передовых зарубежных технологий формирование системы стратегического управления кадровым обеспечением АПК на основе форсайта компетенций.
При реализации сценария «Россия – мировой поставщик продуктов питания высокой глубины переработки» кадровое обеспечение предполагается осуществлять с участием мощных объединенных вузов и научных центров, которые готовят кадры АПК мирового уровня. При этом высокотехнологичные стартапы в секторе АПК и информационно-консультационного обеспечения АПК являются основными драйверами создания новых рабочих мест в сельском хозяйстве и роста спроса на квалифицированные кадры.
Что же необходимо предпринять сегодня, чтобы формирование профессиональных компетенций кадров АПК было опережающим?
В профессиональном и высшем образовании компетенции инновационной деятельности становятся обязательным элементом образовательных программ. Они должны быть отражены в основных профессиональных образовательных программах, в учебных курсах, проектах и практиках. Контроль их формирования необходимо осуществлять через оценку результатов обучения в тесной взаимосвязи с работодателем. Безусловно, эти тенденции должны распространиться и в сфере аграрного образования, в том числе и в части взаимоувязывания требований профессиональных и образовательных стандартов. Профессиональные стандарты для отрасли сельского хозяйства начали разрабатываться с 2014 г. За два года сформировался список
из 20 стандартов. В их разработке и обсуждении принимали участие представители Российского союза промышленников и предпринимателей и Агропромышленного союза России Общероссийского объединения работодателей, члены Совета по профессиональным квалификациям в агропромышленном комплексе, ректоры образовательных организаций аграрного профиля и др. Предстоит еще большая работа по приведению в соответствие компетенций, заложенных в основу образовательных стандартов, с компетенциями профессиональных стандартов.
Подготовка лидеров инновационной сферы – одна из ключевых задач ведущих образовательных учреждений. Вместе с тем сфера АПК достаточно инертно формирует спрос на таких специалистов. При этом для высокомотивированных, инициативных, предприимчивых студентов должны быть сформированы соответствующие условия для самореализации, индивидуальных траекторий развития, реализации их инновационных идей.
Возможно, для опережающего развития отдельных прорывных направлений развития АПК необходимо выделить подготовку специалистов в самостоятельную систему, что позволит преодолеть инерцию существующей системы образования и сформировать новую философию обучения, необходимую при смене парадигмы экономики в целом и подготовки специалистов в частности.
Вместе с тем необходимо обеспечить формирование целостной системы непрерывного образования, отвечающей требованиям, предъявляемым инновационной экономикой, и создать стимулы и условия для постоянной переподготовки и повышения квалификации всего экономически активного населения страны.
В этих целях в образовательных организациях, в том числе аграрных, предоставляющих услуги профессионального образования, профессиональной подготовки и переподготовки нужно предусмотреть выстраивание гибких (модульных) траекторий освоения новых компетенций. Для этого целесообразно актуализировать содержание образовательных программ высшего и профессионального образования с учетом современного мирового уровня научных и технологических знаний в первую очередь по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в ключевых сферах сельского хозяйства и в сфере подготовки аграрных управленческих кадров. В части профессионального образования такая актуализация должна опираться на развитие системы взаимодействия образовательных организаций с аграрными предприятиями, развивающими высокотехнологичные производства, посредством создания малых инновационных хозяйственных обществ, а также на лучшие международные практики.
В целях обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами и оптимизации системы профессионального образования будет реализована модель бакалавриата, предполагающая получение фундаментальных знаний в определенной предметной области и квалификации для работы со сложными технологиями и с рядом смежных технологий. При этом будет обеспечено сочетание в современном образовании профильных и управленческих компетенций. Одновременно будет предоставлена возможность получения базовых знаний в сфере технологий и технологического менеджмента в рамках образовательных программ по экономическим и управленческим направлениям высшего образования.
Сегодня сельское хозяйство входит в перечень секторов, обладающих потенциалом к быстрой адаптации передовых технологий, наряду с такими секторами, как лесной комплекс, строительство и легкая промышленность. Агропромышленный комплекс не в полной мере обладает необходимыми возможностями по самостоятельной разработке новых технологий.
Наиболее значимыми инструментами содействия инновациям в этих секторах могут стать меры по совершенствованию отраслевого регулирования и сокращению барьеров для распространения новых технологий, что позволит привлечь дополнительные инвестиции, которые сегодня необходимо вкладывать в первую очередь в развитие человеческого капитала, с учетом новых профессиональных компетенций.
1. Navstrechu «zelenoy» ekonomike: puti k ustoychivomu razvitiyu i iskoreneniyu bednosti: Obobshchayushchiy doklad dlya predstaviteley vlastnykh struktur. YuNEP,2011 [Elektronnyy resurs]. OON: okruzhayushchaya sreda. – URL: http://www.unep.org/greeneconomy/Portals/88/documents/ger/GER_synthesis.ru.
2. Dorofeev A.F. Metodologicheskie podkhody k izmereniyu chelovecheskogo kapitala APK [Tekst] / A.F. Dorofeev. Vestnik OmGAU. – 2015. – №1. – S.79–89.
3. Kozlov A.V. Kadrovoe obespechenie sel´skogo khozyaystva: teoriya i praktika [Tekst] / A.V. Kozlov. – M., – 2015. – 295 s.
4. Rodionova I.A., Lipina S.A. Zelenaya ekonomika v Rossii: model´ i prognozy razvitiya [Tekst] / I.A. Rodionova, S.A. Lipina. Fundamental´nye issledovaniya. – 2015. – № 2–24. – S. 5462–5466.
5. Soboleva I.V. Chelovecheskiy kapital novogo tysyacheletiya: tendentsii, problemy, vyzovy dlya Rossii [Tekst] / I.V. Soboleva. XVI Kondrat´evskie chteniya «Chelovecheskiy kapital: mirovye tendentsii i rossiyskaya spetsifika». Tezisy dokladov i vystupleniy uchastnikov chteniy. M.: Mezhdunarodnyy fond N.D. Kondrat´eva, – 2009. – S. 37–53.
6. Yashalova N.N. Osobaya znachimost´ ekologicheskogo faktora dlya ustoychivogo razvitiya natsional´noy ekonomiki [Tekst] / N.N. Yashchalova. Natsional´nye interesy: prioritety i bezopasnost´. – 2014. – № 14. – S. 20–28.