TO THE QUESTION OF ENERGY CONSERVATION OF THE TRANSPORT SYS-TEM AT THE LEVEL OF THE MODERN CITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
V dannoy stat'e rassmatrivaetsya problema energosberezheniya transportnoy sistemy nashey strany i Volgogradskogo regiona. Eto odna iz ostryh i aktual'nyh sredi naseleniya, kak social'no, tak i ekonomicheski znachimaya. Rassmatrivayutsya takzhe negativnye i blagopriyatnye faktory transportnoy struktury. Nesootvetstvie rastuschih potrebnostey cheloveka v transporte trebuemogo kachestva, stremitel'nyy rost avtotransportnyh sredstv sostavlyaet suschnost' transportnoy problemy v Rossii. Vydeleny problemy, trebuyuschie obyazatel'nogo vnimaniya so storony rukovodstva, ih rassmotreniya i gramotnogo resheniya.

Keywords:
transport, transportnaya sistema, avtomobil'nyy transport, problema energosberezheniya na transporte, energosberezhenie transportnoy sistemy, vrednoe vozdeystvie transporta.
Text

Введение. Актуальность темы данной статьи обусловлена следующими обстоятельствами. Энергосбережение в России уже давно стало одной из глобальных,  насущных проблем. Огромное количество потребления природного газа и электрических мощностей приходится на осенне-зимний период, всеобщая мировая проблема с выбросами парниковых газов в атмосферу подсказывают, как  важно и необходимо кардинально менять отношение к решению вопросов энергосбережения. Проблема энергосбережения  актуальна и представляет как теоретический, так и практический интерес. Энергосбережение на транспорте остается очень актуальной проблемой в современном мире, особенно на автотранспорте, потому что им пользуется большое число граждан.

Совокупность всей энергосистемы основана на использовании персонального вида топлива. Разведка, добыча, переработка, транспортировка газа, нефти, угля с целью получить электро- и теплоэнергию наносят вред окружающему миру в целом. Но так как жизнедеятельность современного человека невозможна без использования электричества, тепла, водопотребления,  передвижения на транспорте и при этом без зараженной и загрязненной экологии, поэтому возникает вопрос: как всего этого достичь одновременно в гармонии друг с другом? Россия – одна из самых богатых стран мира природными ресурсами и очень отстающая в плане применения современных энергосберегaющих технологий. Для решения данного вопроса и сложившейся проблемы необходимо развивать новые технологии энергоснaбжения. Способ  сократить влияние населения на окружающую среду предполагает повышение эффективности использования энергии [1].

Постановка и  исследование проблем. Транспортная сеть России очень многообразна – это железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской и речной транспорт, а также  магистральные нефтяные и газовые трубопроводы. Объемы и разнообразие видов транспорта, применение мероприятий путем разработки и внедрения новых технологий по повышению энергоэффективности в данном секторе позволит экономить значительные объемы энергии.

По свое природной сути, транспорт – это около 40% от общего объема потребляемого энергоресурса  страны. Транспортная отрасль занимает второе место в сети отраслей страны, но роль ее в современном обществе весьма высока, а в связи с развитием экономики страны и цивилизации в общем (рыночных отношений, увеличения количества собственных автомобилей) необходимость ее развития несомненна.

Без транспорта невозможным освоение территорий, развитие туризма и товарооборота. В то же время он несет в себе и  отрицательные моменты, такие как шумовое загрязнение, вредные и отравляющие  вещества,  как результат работы большинства видов транспортных средств. Под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляется почва и водоемы, страдает растительный и животный мир.

Энергосбережение в отрасли автомобилестроения может быть достигнуто при оптимизации режимов работы транспорта, использовании информационных и электронных систем оборудования как на автомобильном, так и железнодорожном транспорте. Это может быть электронный привод вспомогательный, электронное зажигание, тягoвый электропривод. Модернизация и перевод всех видов транспортных средств на инновационные технологии – это серьезный задел в развитие страны и экономики в целом. Без развития и внедрения новых технологий в транспортную отрасль не представляется возможным  научно-технический прогресс и совершенствование данной отрасли России. Но при этом важным аспектом остается и влияние окружающей среды на внедрение новинок в транспортную сеть, ведь разногласия этих двух взаимосвязанных  систем присутствуют всегда. Однако при грамотном и сбалансированном подходе компромисса можно достичь.

Ведущую роль в решении проблемы играет совокупность организационных и технических мероприятий. В состав применяемых приемов входят: модернизация и замена имеющегося парка подвижного состава,  развитие  малотоксичных видов транспорта, совершенствование технического обслуживания, ремонта и контроля над техническим состоянием транспортных средств. На основе новейших методик и разработок  появляется возможность создать новые прогрессивные технологии, экологически чистые, не приносят вреда окружающей среде, и при этом несут в себе решение экологических, технических,  экономических проблем развития общественного производства при минимальных затратах.

Трaнспoртные срeдства перевозят людей и грузы из одной местности в другую, при этом являются мощными потребителями энергоресурсoв. Автомобили, автобусы, самолеты, поезда работают в основном на нефти, газе, керосине, лишь незначительная часть – на электричестве. Инженеры всех стран  работают над вопросом баланса затрат на производство и соответствие эколoгическим требованиям [3].

Для значительного роста совокупности всех отраслей народного хозяйства необходимо перемещение большого количества грузов и пассажиров. Высокая маневренность, проходимость в труднодоступных местностях и приспособленность для работы в различных условиях делает автомобиль одним из основных средств перевозки грузов и пассaжиров. Шумовое загрязнение атмосферы при этом постоянно растет.  Шум – это особые звуковые волны, воспринимаемые населением как неприятный, мешающий или даже вызывающий болезненные ощущения фактор.

Среди отраслей экономики трaнспортный комплекс в целом – автомобильный, речной, морской, воздушный, желeзно-дорoжный транспорт, дорожное хозяйство – выступает одним из главных вредителей для окружающей среды. В постоянной шумовой атмосфере от автомобильного, железнодорожного и авиационного транспорта проживает примерно 38,5 млн человек. По территории Волгоградской области проходят федеральные автомагистрали М-6 «Каспий», М-21 «Волгоград–Кишинёв», 1P 228 «Сызрань – Саратов – Волгоград». Автомобильные дороги общего пользования с твердым покрытием имеют протяженность более 12,4 тыс. км.

Количество автoмобильнoго транспорта  с каждым годом стремительно растет. Увеличение количества техники влечет за собой рост выбрoсов выхлoпных газов, а это опасные зaгрязняющиe вещества (табл. 1).
 

Не менее важно  и актуально для любого города России  состояние дорог. Они пребывают сейчас в очень «плачевном состоянии», а это замедляет и нарушает движение автотранспортных средств, что самым создает дополнительный  выброс вредных веществ.

В атмосферу города Волгограда ежегодно выбрасывается более 200 ингредиентов загрязняющих веществ: диоксид азота, сероводород, фенoл, сажа, фтористый водород,  хлористый водород, аммиак, формальдегид, диоксид серы, оксид углерода и др. Основными загрязнителями воздушного бассейна являются промышленные предприятия и транспорт [7]. На основании статистических данных Волгоградской области наибольший показатель степени загрязненности воздуха регистрируется в  городах Волгоград, Волжский и Камышин. Основные причины – большое количество автотранспорта на данной территории (при населении около 1,3 млн человек, зарегистрировано более 450 тыс. автомобилей).

В 130 населенных пунктах России степень загрязнения воздух оценивается как весьма высокая,  только в 18% населенных пунктов – как средняя. В 40 субъектах государства, где проводятся наблюдения, более 53% городского населения проживает под воздействием высокого загрязнения воздуха. В 10 из данных 40 субъектов –  Астраханская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Самарская, Нижегородская области, Хабаровский край, Чувашская Республика, Республика Хакасия – в условиях загрязнения воздуха проживают более 75,5% жителей, в  Москве и Санкт-Петербурге все 100% населения.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в перечень наиболее загрязненных регионов мира попали многие города России. Возглавили этот список Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Норильск, Нижний Новгород, Томск и др. Вредные выбросы, содержащиеся в воздухе этих городов, превышают допустимые значения в несколько десятков раз. Это непосредственно влияет на условия проживания населения, т ухудшается состояние здоровья людей  [4].

Обязательным условием снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду является  его  технически исправное состояние. Для соблюдения данного условия в Волгограде в настоящее время функционирует свыше 410 станций и пунктов технического обслуживания автомобилей и более 30 автомобильных моек.

Непростая ситуация с железнодорожным транспортом. Он остается одним из самых крупных потребителей энергоресурсов в транспортной системе. В течение года железнодорожному транспорту необходимо примерно 7 млн т и около 6% электроэнергии от вырабатываемой в стране. Всего данным видом транспорта потребляется 39 млрд кВт·ч электроэнергии, в том числе  82% приходится только на тягу вагонов  поездов и электричек. Более 72,5% потребляемого  топлива используется для внутренних нужд систем отопления, горячего водоснабжения административных зданий и железнодорожных предприятий Стационарные установки железнодорожного транспорта расходуют 25%  общего количества потребляемого топлива по отрасли, однако при производстве теплоэнергии для данных установок расходы увеличиваются в несколько раз.

На железнодорожном транспорте уменьшить расходы на энергоресурсы сложно. Исходя из роста цен на энергоресурсы, конкуренции других видов транспорта, финансовые расходы железно-дорожнoй системы увеличиваются и влияют на себестоимость перевозок. Поэтому приоритетным направлениями решения проблемы энергоснабжeния на транспорте остается теплоснабжение,  уменьшение эксплуатационных расходов. Одной из основных задач энергетической стрaтегии данного сектора должно стать внедрение высокoэффективного оборудования вместо изношенного.  Например, по статистическим показателям на начало 2015 г. износ подвижного состава  трамваев города Волгограда составил 97,0% при нормативном сроке службы 35,2 года, износ троллейбусов – 81,1% при сроке службы 19,2 года [8]. Износ железнодорожного транспорта настолько высок, что поломка может не просто задержать рейс, но и привести к порче или уничтожению грузов, даже к увечью или  смерти людей.

Основные направления решения исследуемых проблем. В качестве основных способoв повышения энергoэффективности на автомобильном транспорте представляется:

  • использование менее энергоемкого топлива (в первую очередь, это сжиженный и сжатый газ), а также разработка альтернативных видов экономичнoго топлива;
  • снижение массы автомобиля за счет замены металлических материалов на полимерные, обеспечивающие не только сокращение расхода топлива, но и большую безопасность (в соответствии с данными Европейской ассоциации производителей, снижение массы автомобиля на 100 кг позволит достичь экономии топлива в размере более 165 л в год);
  • сокращение потребления топлива благодаря оснащению автомобиля двигателями с высоким КПД;
  • применение «зеленых» шин, уменьшающих сопротивление, улучшающих сцепление с дорогой и позволяющих сэкономить  до 15% от привычного объема потребления топлива.

По нашему  мнению, энергосбережение на транспорте должно входить в ряд приоритетных задач развития компаний – производителей автотранспорта. Только в этом случае результаты энергосбережения станут  заметны. В рамках государственной программы  Волгоградской области «Развитие транспортной системы Волгоградской области» на 2014–2017 годы» планируется обеспечить комплексный системный подход к их развитию со взаимной увязкой и координацией работы различных видов пассажирского транспорта [6]. Целевым показателем  развития городского электрического транспорта Волгограда является наличие проектной документации на строительство линии скоростного трамвая в Волгограде 3-я очередь  от ст. Ельшанка до ст. Госуниверситет (рис. 2). Запуск данной линии трамвая крайне необходим для городской системы в целом, будет способствовать снижению загруженности автомобильного транспорта, внесет положительные моменты во все сферы жизнедеятельности и экономии города.

Рис. 2. Проект строительства линии скоростного трамвая в г. Волгограде 3-я очередь "ст. Ельшанка - ст. Госуниверситет".

Источник: МУП «Метроэлектротранс г. Волгоград [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.v1.ru

Для решения транспортной проблемы в Волгоградской области с 2010 г.   введена обязательная сертификация автотранспорта с бензиновым двигателем на соответствие международным экологическим стандартам, на территории области  работает программа утилизации старых отечественных автомобилей. Выгоды от введения мероприятий по утилизации могут быть незначительными, так как большая часть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, и предпочтение, соответственно, отдается подержанным автомобилям по сравнению с новыми и более эффективными из-за разницы в  цене. В связи с этим необходимо вести разработку новых видов топлива, внедрять альтернативные источники энергии, технологии, значительно снижающие выбросы в атмосферу вредных веществ, образующихся в результате переработки топлива [2].

Россия может еще более повысить энергоэффективность в транспортном секторе путем введения более жестких стандартов эффективности использования топлива и  эмиссии для отечественных и импортных автомобилей. Необходима новая программа с государственной поддержкой, которая стимулировала бы россиян к замене неэффективного автотранспорта на современный, более эффективный. Этот процесс фактически движется, но медленно.

Среди основных направлений снижения энергопотребления в сфере железнодорожного транспорта:

  • электрификация всего состава железных дорог,
  • замена нефтяного топлива на сжиженный природный гaз,
  • максимально возможная загрузка вагонов и использование вагонов повышенной грузоподъемности,
  • ввод в эксплуатацию усовершенствованных локомотивов с улучшенным КПД двигателей,
  • снижение энергозатрат на тяговых подстанциях,
  • использование вагонов на роликовых подшипниках для снижения сопротивления движению,
  • устройство централизованного теплоснабжения железнодорожных станций и узлов.

По программе ресурсосбережения ОАО «РЖД» грузовые электровозы переменного тока поэтапно оснащают системой автоматизированного управления вентиляторами (САУВ). Система САУВ предназначена для автоматизированного выбора частоты вращения вентиляторов (номинальной или низкой) в зависимости от теплового состояния тяговых двигателей, выпрямительных установок и сглаживающих реакторов. Система контролирует и уравновешивает температурный режим охлаждаемого оборудования, вследствие чего повышается его надежность и соответственно продлевается срок эксплуатации. Оптимальное управление вентиляторами приводит к экономии электроэнергии (в среднем около 7% по сети железных дорог).

В рамках программы ОАО «РЖД» до 2030 г. за счет ввода в эксплуатацию электровозов нового поколения (ЭТ2ЭМ, ЭД9Э) и перехода на более экономичные дизели (Д49, 21-260Г01), создания газотурбовоза, внедрения адаптивных двигателей планируется уменьшить удельный расход электроэнергии на тягу электропоездов с 117 до 108 кВт·ч/т·км  и существенно снизить удельный расход дизельного топлива [5].

Реализация основной части программ и мероприятий, необходимых для повышения энергоэффективности на железнодорожном транспорте, возможна без привлечения дополнительных капитальных затрат. Замена и модернизация подвижного состава и прочего оборудования необходима для продолжения эксплуатации железнодорожного хозяйства. Современные железнодорожные транспортные средства изготавливаются с применением новых технологий, поэтому они более эффективны, чем  находящиеся в эксплуатации. Учитывая вышесказанное, для увеличения энергоэффективности не потребуются  дополнительные инвестиции на разработку инновационных технологий и оборудования, необходимо заменить около 7,5 тыс. пассажирских вагонов и грузовых электровозов и 2700 тепловозов. Прочие мероприятия, которые будут служить повышению энергоэффективности и производительности, включают: установку 4,5 тыс. информационно-технологических систем управления, замену дизельных двигателей для 1330 тепловозов, замену топливных систем для 850 двигателей и установку топливных расходомеров.

Заключение. Современным условием сохранения и развития цивилизации  во всем мире является обеспечение населения должным количеством топлива и достаточными объемами энергии. Однако ограниченный запас традиционных топливно-энергетичеcких ресурсов заставляет задуматься об энергoсбережeнии как об одном из основных элементов современной концепции развития мировой энергетики в целом. Рациональное и разумное энергопользование  на всех этапах преобразования энергии – от добычи первичных энергоресурсов до потребления всех видов энергии  конечными пользователями – составляет всю суть энергосбережения. Очень важны стимулирующие рычаги – финансовые, налоговые, информационная активность, которые способны изменить поведение потребителей, привести  к рациональному использованию энергоресурсов с помощью изменения потребительских предпочтений и ценностей.

Научный прогресс шагнул далеко вперед, поэтому программ и мероприятий по энергосбережению большое разнообразие. Применение современных методик и технологий энергосбережения является основным из действенных способов увеличения  эффективности использования энергии, так как они не только способны уменьшить расходы на энергетические затраты, но и имеют очевидные экологические плюсы. Современный уровень знаний специалистов, а также имеющиеся и проходящие стадию разработок технологии прогнозируют оптимистичное будущее, что   человечество не окажется в тупиковой ситуация ни в отношении исчерпания энергетических средств, ни в плане порождаемых энергетикой экологических проблем. В будущем имеют место  реальные возможности для перехода на альтернативные источники энергии (неисчeрпаемые и экологически чистые).

Транспортная промышленность, как и любая другая отрасль, придерживается направления снижения энергопотребления, так как это уменьшает расход топлива. Весь мир, пользующиейся транспортными средствами, мечтает о транспорте, который  не использовал бы топливных ресурсов и не загрязнял окружающую среду. В настоящее время существует такая чудо-разработка, как электромобиль, но этот транспорт не обладает необходимым запасом  от зарядки до зарядки. Ээнергосбережение на транспорте представляется не только экономически оправданным и выгодным, но и чрезвычайно актуальным и необходимым в свете сокращения мировых запасов природных энергетических ресурсов. А экономия электроэнергии – это прежде всего  экономия денег.

References

1. Borisova N.I., Borisov A.V. K voprosu ob energoresursosberezhenii i energoaudite ZhKH regionov Rossii v novyh ekonomicheskih usloviyah // Aktual'nye problemy ekonomiki i menedzhmenta. 2014. № 3 (03). S. 11-17.

2. Borisova N.I., Borisov A.V. Problemy povysheniya energoeffektivnosti rossiyskih gorodov v novyh innovacionnyh ekonomicheskih usloviyah // Aktual'nye problemy vnedreniya energoeffektivnyh tehnologiy v stroitel'stvo i inzhenernye sistemy gorodskogo hozyaystva: Materialy II mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Kyzyl, 2015. S. 13-18

3. Borisova N.I., Borisov A.V., Vyprickaya E.Yu. K voprosu o razrabotke i ispol'zovanii al'ternativnyh istochnikov energii v Rossii i ee regionah v sovre-mennyh usloviyah // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. № 12-3 (65-3). S. 412-420.

4. Borisov A.V., Borisova N.I., Onischenko M.Yu. Energeticheskie, ekono-micheskie i ekologicheskie problemy razvitiya sovremennyh gorodov Rossii i ee re-gionov // NovaInfo.Ru. 2016. T. 3. № 41. S. 99-104.

5. Borisova N.I. Perspektivy razvitiya transportnogo stroitel'stva Rossii v sovremennyh rynochnyh usloviyah // Sovremennye problemy upravleniya. Materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. FGBOU VPO «Tyumenskiy go-sudarstvennyy arhitekturno-stroitel'nyy universitet», 2015. S. 25-30.

6. Borisov A.V. Problemy razvitiya otrasli dorozhnogo stroitel'stva Volgogradskoy oblasti v novyh ekonomicheskih usloviyah // Sovremennye problemy uprav-leniya. Materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii. FGBOU VPO «Tyumenskiy gosudarstvennyy arhitekturno-stroitel'nyy universitet», 2015. S. 19-25.

7. MUP «Metroelektrotrans g. Volgograd [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dos-tupa: http://www.v1.ru

8. Levinzon S.V. Energosberegayuschie tehnologii. Vzglyad v buduschee // Uspehi sovremennogo estestvoznaniya. 2013. № 5. S. 126-129.

9. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy Volgogradskoy oblasti "Razvitie transportnoy sistemy Volgogradskoy oblasti" na 2014-2017 gody (v re-dakcii ot 04.12.2015) [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.docs.cntd.ru

10. Zhil'cov Yu.A., Borisov A.V., Borisova N.I. Statistika. Teoriya i praktika. Uchebnoe posobie. Volgograd, 2008. 140 s

11. Sokolova S.A. K voprosu razvitiya dorozhnoy infrastruktury v Volgograd-skoy oblasti // Razvitie ekonomicheskoy nauki na transporte: skorost' kak ekonomi-cheskaya kategoriya. Sbornik dokladov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konfe-rencii / Pod obschey redakciey N. A. Zhuravlevoy, 2015. S. 245-250.

12. Frolova I.P., Muldasheva A.S., Borisova N.I. Ispol'zovanie termoelektricheskih istochnikov energii na transporte v sovremennyh usloviya // Sovremennye problemy razvitiya tehniki, ekonomiki i obschestva. Materialy I Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy zaochnoy konferencii. Nauchn. Red. A.V. Gumerov, 2016. S. 91-94.

13. ipkova E.V., Borisova N.I., Borisov A.V. Neobhodimost' primeneniya energosberegayuschih tehnologiy na gorodskom transporte v sovremennyh usloviyah // Voprosy sovremennoy ekonomiki i menedzhmenta: svezhiy vzglyad i novye resheniya. Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferen-cii, 2016. S. 47-49


Login or Create
* Forgot password?