Abstract and keywords
Abstract (English):
In accordance with modern trends of development of society it’s getting obvious that school needs of each student according to his inclinations, interests and abilities. As a result, there is an active search for innovative technologies that increase the motivation of learning activities that promote the independence of students. One of such systems that implement these requirements in practice is a technology of modular training.

Keywords:
technology; modular training; quality training; the zone of proximal development; the Bologna process; module; two-tier system of education; credit and modular design of educational programs; technological card.
Text

В условиях современного общества актуальным становится изучение личности учащегося как центральной фигуры процесса обучения, а также внимание не только к содержанию образования, но и к способам управления деятельностью студентов.

С 1999 г. начался Болонский процесс, к образовательным целям которого можно отнести повышение качества и привлекательности образования, расширения мобильности студентов и преподавателей.

В 2003 г. состоялась конференция министров высшего образования 40 eвропейских стран, проводимая в рамках Болонского процесса. На совещании было единогласно принято решение о присоединении России к Болонской декларации.

Полноценное вхождение в Болонский процесс, главная цель которого – формирование общеевропейского образовательного пространства, потребовало от нашей страны (как и от ранее присоединившихся к этому процессу стран) реформирования системы обучения в целом и высшего профессионального образования, в частности. Реформа предусматривает, прежде всего, разработку образовательных программ, совместимых с европейскими, а для их реализации – соответствующую трансформацию вузовских структур, нормативной базы и, наконец, практики преподавания.

В «Приоритетных направлениях…» впервые декларировалась необходимость реализации в России в ближайшей перспективе основных принципов Болонского процесс [4]:

  • формирование перечня образовательных программ и Национальной рамки квалификаций, соответствующих международным классификаторам образовательных программ и Европейской рамке квалификаций;
  • законодательное введение двухуровневой системы образования (бакалавр–магистр);
  • переход на кредитно-модульное построение образовательных программ.

В условиях современной экономики многие студенты вынуждены совмещать учебу в вузе с работой, что стало причиной снижения интереса к учебе и показателей успеваемости. Так возникла потребность в новой технологии, позволяющей гибко планировать учебное время. Именно гибкий подход в обучении, обеспеченный модульной технологией, позволяет придерживаться различной последовательности прохождения курса обучения, что в условиях построения как линейных, так и нелинейных образовательных маршрутов дает возможность модульной технологии обучения успешно внедряться в российских вузах.

Долгое время конечной целью образовательного процесса считался выпускник вуза, овладевший знаниями в пределах вузовской программы. Современное состояние экономики и общества требует отказаться от приоритетного ранее формирования знаний, умений и навыков в чистом виде, а настаивает на формировании способностей личности к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков, т.е. всех тех категорий, которые входят в понятие «компетентность». Главной целью современного образовательного процесса в вузе является воспитание компетентного специалиста. При формировании этого процесса возникает ряд противоречий:

  • между глобальной задачей формирования компетентного специалиста и неэффективностью использования способов достижения поставленной цели;
  • между фронтальными методами обучения и индивидуальными формами и темпом обучения;
  • между информационной функцией учителя и деятельностным характером процесса обучения.

 

References

1. Gareev V.M. i dr. Printsipy modul'nogo obucheniya. Vestn. vysshey shkoly. – 1987. – № 8. – S. 30.

2. Levites D.G. Praktika obucheniya: sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii. – M.: Institut prakticheskoy psikhologii: Voronezh, 1998. – S. 211–214.

3. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. – M.: Azbukovnik, 1997. – S. 361.

4. Perekhod rossiyskikh vuzov na urovnevuyu sistemu podgotovki kadrov v sootvetstvii s federal'nymi gosudarstvennymi obrazovatel'nymi standartami: normativno-metodicheskie aspekty / V.A. Bogoslovskiy, E.V. Karavaeva, E.N. Kovtun i dr. — M.: Universitetskaya kniga, 2010.

5. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: Ucheb. posobie. – M., 1998.

6. Sovetova E.V. Effektivnye obrazovatel'nye tekhnologii. – Rostov n/D: Feniks, 2007.

7. Choshanov M.A. Gibkaya tekhnologiya problemno-modul'nogo obucheniya: Metod. posobie. – M.: Narodnoe obrazovanie, 1996.

Login or Create
* Forgot password?